Тема 2.11 Философия истории.
I.Задания для самостоятельной работы
1. Выясните, каковы основные движущие силы общественного развития.
2. Определите, в чем состоит цивилизационный подход к общественному развитию
3. Определите, в чем состоит формационный подход к общественному развитию.
4. Выясните, в чем состоит прогресс и регресс в истории.
5. Выясните, какую роль в истории играет деятельность отдельных личностей и больших масс людей.
II План семинарского занятия
1.Проблема движущих сил общественного развития.
2.Проблемы крупномасштабного членения исторического процесса. Понятие экономической общественной формации; формационный подход к истории. Понятие цивилизации; цивилизационный подход к истории.
3.Проблема направленности исторического развития. Общественный прогресс и регресс, их критерии и соотношение. Философия истории в поисках смысла истории.
4. Революционные и эволюционные изменения в обществе. Неоднозначность оценок социальной значимости революций в социально-философской литературе.
Роль народных масс и отдельных личностей в истории. Диалектика объективного и субъективного, стихийного и сознательного в общественном развитии. Несостоятельность социально-исторического волюнтаризма и фатализма.
III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
Приступая к изучению этой темы, следует исходить из понимания того, что общество это не «застывший кристалл, а организм, способный к превращениям» (К. Маркс), т. е. из того, что общество изменяется во времени и это изменение и есть история. А коль скоро это так, то первый вопрос, возникающий в связи с признанием наличия истории – это вопрос о причинах, движущих силах общественного развития. Представители двух основных направлений в философии и социологии – материалистического и идеалистического – отвечают на этот вопрос диаметрально противоположным образом. Проанализируйте эти ответы, сопоставив их друг с другом.
Второй вопрос связан с периодизаций исторического развития человечества и с выделением основных форм организации общественной жизни. По этому вопросу в современной социально-философской литературе альтернативно противостоят друг другу два главных подхода: формационный, предложенный К. Марксом, согласно которому в основе различных форм организации общественной жизни лежит социально-экономический способ производства материальных благ, и цивилизационный, вариации которого различны, но существо идентично. Оно состоит в признании того, что основе различных социальных организмов лежат устойчивые комплексы идей и ценностей. Рассмотрите эти варианты подробнее.
Третий вопрос, которые проистекает из признания развития общества, состоит в выяснении того, каковы траектория и направленность исторического процесса? На него в истории социально-философской мысли также давались различные ответы, варианты которых вам следует обдумать.
Четвертый вопрос состоит в том, осуществляется ли общественное развитие прогрессивно или регрессивно, а ответ на него зависит от того, как определяется, что считать критерием социального прогресса. И по этому вопросу мнения философов не совпадают. Выясните, каковы они.
Историческим фактом является то, что социальные изменения происходят как эволюционно, т. е. медленно, постепенно, не затрагивая устоев общественной жизни, так и революционно, т. е. быстро и производя радикальные изменения в ней. Отсюда вытекает пятый вопрос о соотношении этих двух видов социальных изменений, об их достоинствах и недостатках, о причинах социальных революций и о том, можно ли их избежать? Поразмышляете об этом.
Пятый вопрос связан с тем, социальное развитие осуществляется благодаря общественной деятельности самих людей, которые являются и авторами, и исполнителями той драмы, которая называется историей. Причем историческое творчество осуществляется и деятельностью больших масс людей, и деятельностью отдельных личностей, роль которых в истории особенно бросается в глаза. Кому же из них принадлежит определяющая роль в истории? А ответ на этот вопрос связан с вопросами о соотношении необходимости и случайности, объективных законов общественного развития и сознательной деятельности людей, которые напряженно обсуждались в философской мысли, начиная с античности. Приведите ответы на них, даваемые различными философами, и сформулируйте свою собственную позицию.
Движение в такой последовательности позволит вам успешно усвоить содержание этой темы курса.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Кармин, А. С. Философия : учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 558 с. С. 288-355.
2. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 659-678.
Дополнительная литература
1. Альтернативность общественного развития. - М., 1992.
2. Альтернативные цивилизации. - М., 2000.
3. Афанасьев С. А. Будущее общества.- М., 2000.
4. Бранский В. П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории//Общественные науки и современность. – 1999. - № 6.
5. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. - М., 1998.
6. Бердяев Н. А. Смысл истории. Философия свободы. - М., 1990.
7. Бузгалин А. По ту сторону «царства необходимости» (эскизы и концепции). - М., 1998.
8. Бузгалин А. В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития?//Вопросы философии. - 2002. - № 5.
9. Бутенко А. П. Общая концепция истории и современность//Социально-политический журнал. – 1998. - № 2.
10. Бутенко А. П. Глобализация: сущность и современные проблемы//Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 3.
11. Васильева Л. Н. Философия развития цивилизаций//Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1.
12. Глинчикова А. Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество – к вопросу о соотношении понятий//Вопросы философии. – 2001. - № 9.
13. Гобозов И. А. Введение в философию истории. - М; 1993.
14. Ерасов Б. С. Цивилизации (универсалии и современность). – М., 2002.
15. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи//Вопросы философии. – 1999. - № 3.
16. Иноземцев В. Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация//Вопросы философии. – 2004. - № 4.
17. Ионов И. Н. Теория цивилизаций на рубеже ХХ1 века// Общественные науки и современность. – 1999. - № 2.
18. История как объект философского знания.- М., 1991.
19. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М., 1991.
20. Кантор К.М. История против прогресса.- М., 1992.
21. Маркс К. К критике политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т. 23.
22. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука //Вопросы философии. – 1994. - № 4.
23. Миголатьев А. А. Философия цивилизации//Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 2.
24. Миголатьев А. А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект//Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 3.
25. Мизес Л. Теория и история. – М., 2001.
26. Назаретян А. П. Векторы исторической эволюции//Общественные науки и современность. – 1999. - № 2.
27. Оленьев В. В., Федотов А. П. Глобалистика на пороге ХХ века//Вопросы философи. – 2003. - № 4.
28. Панарин А. С. Смысл истории//Вопросы философии.. – 2000. - № 9.
29. Панфилофа Т. Формационный и «цивилизационный» подходы: возможности и ограниченность //Общественные науки и современность. – 1993. - № 6.
30. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории //Избр.философские произведения в 5-ти т. Т.2. - М., 1956.
31. Поляков А. Н. К проблеме общественных формаций//Вопросы философии. – 2003. - № 6.
32. Поппер К. Открытое общество и его враги.- М., 1992.
33. Пушкарева Г. Ф. Общество: механизмы функционирования и развития//Социально-политический журнал. – 1998. - № 1.
34. Современная западная философия //Словарь. - М., 1990.
35. Современная западная социология //Словарь. - М., 1990.
36. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.
37. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
38. Тоинби А. Цивилизация перед судом истории. – М., 2003.
39. Формации или цивилизации //Вопросы философии. – 1989. - № 10.
40. Формация и цивилизация: методологические проблемы анализа //Мировая экономика и международные отношения. – 1991. - № 5-6.
41. Чесноков Г. Д. Философское понимание исторического развития//Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 3,4.
42. Эйзенштадт Ш. Эволюция и преобразование обществ. - М., 1999.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы движущие силы общественного развития?
2. В чем состоит формационный подход к всемирной истории?
3. В чем состоит цивилизационный поход к всемирной истории?
4. Какова диалектика прогресса и регресса в истории?
5. Бывают ли тупиковые направления в развитии общества?
6. Что такое социальная реформа?
7. Что такое социальная революция?
8. Какую роль играют в истории народные массы?
9. Какую роль играют в истории отдельные личности?