Тема 2.5 Обыденное познание. Знание. Ценности. Вера.
I.Задания для самостоятельной работы
1. Выясните, что представляет собой познавательная деятельность людей.
2. Дайте определение тому, что такое субъект и объект познания.
3. Проанализируйте содержание проблемы познаваемости мира и различные варианты ее решения.
4. Выявите своеобразие обыденного познания.
5. Выделите формы чувственного познания и определите их особенности. Выясните, чем человеческая чувственность отличается от чувственности животных.
6. Установите, что представляет собой мыслительное познание и его формы.
7. Покажите взаимосвязь чувственности и мышления в познании.
8. Рассмотрите соотношение познавательного и ценностного отношения человека к миру.
9. Выясните, что такое ценности, каковы их виды и роль в регуляции человеческой деятельности.
10. Определите, что такое вера и как соотносятся знание и вера.
11. Выясните причины возникновения и существования веры и её роль в жизни людей.
II.Рекомендации по выполнению заданий
Приступая к изучению этой темы надо исходить из понимания того, что существуют различные виды познавательной деятельности людей, среди которых базисным является обыденное познание, т. е. познание неспециализированное, осуществляемое всеми людьми в ходе их повседневной, обыденной жизни. На нем основываются и с ним соотносятся иные виды специализированной, профессионально осуществляемой познавательной деятельности, и, прежде всего, спекулятивная философия и наука. Выясните, для начала, особенности этого вида познания.
Поскольку этот вид познания является фундаментальным, исходным, лежащим в основании всех иных, то при изучении его рассматриваются такие компоненты, которые присущи познавательной деятельности людей вообще: субъект и объект познания и соотношение в нем субъективного и объективного, чувственное познание и его формы, мыслительное (рациональное) познание и его формы и их соотношение, соотношение познавательной и практической деятельности людей и другие. Разберитесь в этих вопросах основательно, потому что в несколько иной модификации они вновь возникнут перед вами при изучении научного познания.
Люди не только познают мир в ходе своей повседневной жизни, но и оценивают его различные предметы и явления, соотнося их со своими разнообразными потребностями. Выясните, что представляют собой ценности, выделите их виды. Как соотносятся знания и ценности, правомерно ли считать ценности знаниями особого вида?
Не все те знания, которыми владеют отдельные люди, получены ими в результате их собственной познавательной деятельности. Значительная их часть получена ими от других людей и принята ими на веру или актом веры. Поразмышляете о том, что такое вера, как соотносятся вера и доверие, вера и непоколебимая убежденность людей в чем-либо, какую роль играет вера в жизни людей?
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Кармин, А. С. Философия : учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 558 с. С. 355-419.
2. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 429-448.
Дополнительная литература
1. Абишева А. К. О понятии «ценность»//Вопросы философии. - 2002. - № 3.
2. Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.
3. Козлова М. С. Вера и знание. Проблема границ//Вопросы философии. – 1991. - № 2.
4. Каратини Р. Введение в философию. - М., 2003
5. Лекторский В. Л. Теория познания (гносеология, эпистемология)//Вопросы философии. – 1999. - № 8.
6. Олдак П. Г. Теогносеология. -- Новосибирск, 1994.
7. Овчинников Н. В. Знание – болевой нерв философской мысли (к истории концепции знания от Платона до Поппера)//Вопросы философии. – 2001. - № 1-2.
8. Петренко П. П., Кучеренко В. В. Медитация как форма непосредственного познания//Вопросы философии, 2008, № 8.
9. Соскин В. Что такое вера и что значит верить? //Здравый смысл. – 1999. - № 11
10. Столович Л. М. Мудрость и знание//Вопросы философии. - 2003. - № 11.
11. Хайек Ф. Претензии знания//Вопросы философии. – 2003. - № 1.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что изучает гносеология?
2. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?
3. Что такое субъект и объект познания?
4. Какие виды знания выделяют философы?
5. Почему философы различают чувственное и рациональное?
6. Каковы основные формы чувственного познания?
7. Каковы основные формы рационального познания?
8. Каковы цели познания?
9. Существуют ли границы познания и если они существуют, то каковы они?
10. В чем состоит оценивающее отношение к миру?
11. Что такое ценность и какие существуют виды ценностей?
12. Что такое вера и какие существуют виды веры?
13. Какую роль играет вера в жизни людей?