Тема 2.4 Сознание как социально-историческая способность человечества
I.Задания для самостоятельной работы
1. Выделите основные философские подходы к проблеме происхождения и сущности сознания.
2. Уясните, каковы предпосылки сознания в неживой и живой природе и в чем особенности психики животных.
3. Раскройте появление сознания как внутренний момент антропосоциогенеза и покажите связь сознания и языка.
4. Разберитесь в проблеме идеального и выясните, в чем состоит идеальность сознания.
5. Раскройте структуру сознания.
6. Рассмотрите соотношение сознания и мозга человека, смысл психофизической проблемы.
7. Проанализируйте элементы и структуру общественного сознания.
8. Выясните роль сознания в жизни общества и личности.
II.Рекомендации по выполнению заданий
Проблема природы сознания является центральной в философии, обсуждаемой в ней на протяжении всей ее истории. Причем за несколько тысячелетий сформировались три основных, хотя и существующих в бесконечных вариациях, методологических подхода: материалистический, идеалистический и дуалистический. Поэтому, прежде всего, разберитесь в существе каждого из них.
Следование материалистическому подходу предполагает постановку и решение сложнейшей проблемы происхождения сознания, которая, в свою очередь, неразрывно связана с проблемой антропосоциогенеза в целом. Выясните основные позиции, представленные в литературе по этой проблеме.
Сознание является образованием идеальным, а проблема природы идеального так же является остро дискуссионной. Проанализируйте основные позиции, высказанные по этой проблеме в отечественной литературе Э.В. Ильенковым, Д. И. Дубровским, М. Лившицем и др.
Сознание неразрывно связано с мозгом человека, что неопровержимо доказано физиологией высшей нервной деятельности человека. Подумайте, почему одинаково ошибочно как отрывать сознание от мозга, так и сводить сознание к происходящим в мозгу нейрофизиологическим процессам?
Сознание является как индивидуальной, так и «родовой», т. е. социально-исторической способностью человечества, причем ее личностное бытие производно от родового. В последнем случае сознание выступает в качестве общественного сознания или как духовная жизнь общества. Разберитесь в структуре духовной жизни общества, в ее уровнях и формах, их взаимосвязи. Дайте ответ на вопрос о том, какую роль играет сознание как в жизни общества в целом, так и в жизни отдельного человека? Что приобрел и чего лишился человек, обретя сознание?
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Кармин, А. С. Философия : учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 558 с. С. 103-143.
2. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 407-429, 601-609.
Дополнительная литература
1. Аронов М. К вопросу о вездесущности сознания //Вопросы философии. - 1995. - № 3.
2. Аронов Р. А. В начале было слово//Вопросы философии. – 2002. - № 8.
3. Васильев В. В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта//Вопросы философии. – 2006. - № 1.
4. Волгарь Д. А если все-таки сознание?//Вопросы философии. – 2002. - № 2.
5. Волков Ю. Г. Идеология в жизни современного российского общества//Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 6.
6. Волков Ю. Г. В поисках новой идеологической парадигмы//Социально-гуманитарные знания. – 2003. - № 2.
7. Доброхотова Т.А., Брагина И.Н. Асимметрия мозга и асимметрия сознания человека //Вопросы философии. – 1993. - № 4.
8. Дубровский Д. И. Проблема души и тела: возможности решения//Вопросы философии. – 2002. - № 10.
9. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. - М., 1990.
10. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М., 1991.
11. Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск, 1999.
12. Козлова О. Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура//Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 2.
13. Левада Ю. А. Десять лет перемен в сознании человека//Общественные науки и современность. – 1999. - № 5.
14. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема //Вопросы философии. - 1990. - № 10.
15. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафорические рассуждения о сознании, символике и языке. - М., 1999.
16. Мареева Е. В. О бессмертии души//Вопросы философии. – 2002. - № 12.
17. Моуди Р., Перри П. Возвращение назад. Снова о жизни до смерти и встречах после смерти. - М., 1997.
18. Нагуманова С. Ф. Аргумент знания в дискуссиях о природе сознания//Вопросы философии, 2008, № 9.
19. Поликарпова Е. В. Технологии воздействия на человеческое сознание//Социально-гуманитарные знания, 2008, № 5.
20. Плотин. О бессмертии души//Вопросы философии. – 1994. - № 3.
21. Райков В. Л. Общая теория сознания. – М., 2000.
22. Рачков П. А. Общественное сознание. Курс лекций. – М., 2002.
23. Сергеев Б.Ф. Высшая форма организованной материи. Рассказы о мозге. - М., 1987.
24. Феномен «Д» и другие. - М., 1990.
25. Фрейд З. Психология бессознательного.- М., 1990.
26. Финн В. К. Интеллектуальные системы и общество. – М., 2001.
27. Юлина Н. С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования/Вопросы философии. – 2004. - №№ 10, 11.
28. Юнг К. Приближаясь к бессознательному //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что представляет собой отражение как всеобщее свойство материального мира?
2. Каковы предпосылки сознания в живой природе?
3. Что такое отражение и как оно связано с сознанием?
4. Что такое идеальное и как оно соотносится с материальным?
5. Почему возникновение сознания явилось необходимым внутренним моментом антропосоциогенеза?
6. Что такое идеальное и как оно соотносится с материальным?
7. В чем выражается идеальность сознания?
8. Как связаны сознание и язык?
9. В чем состоит связь сознания и мозга и может ли сознание сведено к тем процессам, которые происходят в мозгу человека?
10. Как соотносятся понятия «сознание», «мышление», «чувственность»?
11. Как соотносятся сознание и бессознательное?
12. Как соотносятся понятия «психика» и «сознание»?
13. Возможна ли цивилизация мыслящих машин?
14. Что означает понятие «общественное сознание»?
15. Какова структура общественного сознания?
16. Какие функции сознание выполняет в жизни общества и личности.