Тема 1.7. Немецкая классическая философия
I.Задания для самостоятельной работы
1. Выделите общие черты немецкой классической философии и причины ее появления.
2. Определите, в чем состоял «Коперниканский переворот» И. Канта в гносеологии.
3. Разберитесь в содержании этического учения И. Канта.
4. Установите особенности диалектико-идеалистической логики Г. Гегеля.
5. Выясните, в чем состояла заслуга Г. Гегеля в разработке метода восхождения от абстрактного к конкретному.
6. Раскройте содержание философии истории Г. Гегеля.
7. Сравните философию И. Канта и философию Г. Гегеля.
8. Выясните, почему материализм Л. Фейербаха является антропологическим.
9. Ознакомтесь с критикой Л. Фейербахом христианства
10. Раскройте, в чем состоял абстрактный гуманизм Л. Фейербаха.
II.Рекомендации по выполнению заданий
Чтобы правильно понять общий смысл и содержание немецкой классической философии необходимо учесть то, что вся она представляет собой попытку дать ответ на вопрос о том, почему практическая реализация, выдвинутых французскими просветителями идеалов свободы, равенства и братства потерпела поражение.
И. Кант поставил под вопрос присущую французским просветителям веру в неограниченные возможности человеческого разума, в возможность переустроить общественную жизнь на разумных основаниях, т. е. на основе, полученных человеческим мышлением знаний. Как возможно объективно-истинное, обладающее достоинством всеобщности и необходимости, знание? – так он сам сформулировал главный вопрос своей гносеологии, ответ на который он сформулировал в своей «Критике чистого разума». Полученные им в результате проведенного исследования выводы оказались не утешительными: знание такого рода недостижимо, поскольку существуют априорные (доопытные) формы чувственности, рассудка и разума и из-за органично присущей самому мышлению противоречивости. Единственно, на что может претендовать полученное мышлением знание, так это на общезначимость. Вот почему мышление должно умерить свои притязания, потесниться и дать место религиозной вере. Нравственные принципы и самый главный из них – категорический императив – с помощью мышления обосновать нельзя, но им надо следовать как бы не складывались жизненные обстоятельства, поскольку наша душа бессмертна и после смерти нас ждет божественное воздаяние.
Главная заслуга Г. Гегеля состоит в том, что он «опротестовал» кантовский агностицизм и обосновал, правда на основе объективного идеализма, возможность получения людьми истинного знания, представив человеческое мышление производным от Мышления-Бога и увидев в присущей ему противоречивости-диалектичности не порок, а его величайшее достоинство.
Л. Фейербах восстановил присущий кантовской философии элемент материализма, но не сумел провести материалистический принцип последовательно, распространив его и на область общественной жизни, да и в понимании мышления оказался ниже Гегеля.
Попытайтесь осмыслить эту магистральную траекторию развития немецкой классической философии в ее многочисленных ответвлениях, что, конечно, будет сделать непросто, но, в случае успеха, значительно обогатит вас интеллектуально.
IIIРекомендуемые источники
Основная литература
1. Гриненко, Г. В.История философии : учебник / Г. В. Гриненко. - 2-е изд. - М.:Юрайт-Издат, 2007. – 685 с. С. 366-415.
3. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 165-196.
Дополнительная литература.
1. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.3.- М., 1971.
2. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII - начала ХIХ века. - М., 1989.
3. Миголатьев А. А. Социальные взгляды И. Канта//Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 5.
4. Миголатьев А. А. Гегелевская философская система//Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 2.
5. Нарский И С. Западноевропейская философия ХIХ века. - М., 1976.
6. Гулыга А. Кант - М., 1981
7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4 - СПб., 1997.
8. Труфанов С. Н. «Наука Логики» Гегеля в доступном изложении. - Самара, 1999.
9. Хесле В. Гении философии Нового времени - М., 1992.
10. Философия Гегеля и современность. - М., 1973.
11. Чесноков Г. Д. Л. Фейербах и его место в истории мировой философской мысли//Социально-гуманитарные знания. - . 2005. - № 1.
12. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 21.
13. Шинкарук В. И/ Единство диалектики, логики и теории познания.-Киев, 1977.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)?
2. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?
3. Что такое «вещь в себе» и чем отличается «трансцендентное» от «трансцендентального» в философии Канта?
4. В чем состоит критика гносеологии И. Канта «слева» и «справа»??
5. В чем состоит идеализм гегелевского философского учения?
6. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?
7. В чем состоят достоинства и недостатки критики Г. Гегеля Л. Фейербахом?
8. Почему материалистическая философия Л. Фейербаха называется антропологической?