Соотношение сознания и мозга (онтологический аспект).

Мозг, сознание, психика представляют собой тесно взаимосвязанные явления, составляющие целостное единство. Между ними существуют различия, но при этом они составляют единое целое.

Материя и сознание различаются следующим:

1) сознание – это не сама материя, а только одно из ее свойств, возникающих на определенной ступени ее развития;

2) образы внешних объектов, составляющие содержание сознания, отличны по форме от этих объектов как идеальные копии последних.

Единство и взаимосвязь сознания и материи (мозга) проявляется в следующем:

1) психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует;

2) психические образы, возникающие в сознании, тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

Идеальная сущность сознания проявляется в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникали. Действительность отражается в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов практической деятельности человека.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей – язык и другие системы знаков, при помощи которых в процессе деятельности создаются реальные предметы. Например, первобытный (и даже средневековый человек) не смог бы воспользоваться книгой по конструированию автомобилей.

Идеальное характеризует сущность сознания по отношению к материи.

Психика рассматривается как способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Сознание является частью психики, т.к. психика включает не только сознательные, но и подсознательные, и бессознательные процессы.

Сознание представляет собой определенную субъективную картину мира, в которую включен и сам человек, и его действия, и состояния.

Диалектико-материалистическая концепция сознания. Основы этой концепции были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом.

«Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием…, а бытие людей есть реальный процесс их жизни».

Данная концепция базируется на следующих диалектико-материалистических принципах:

3) до, вне реального процесса человеческой жизнедеятельности сознание не формируется;

4) сознание по своему результату не есть теоретико-познавательное отношение к миру, т.к. люди не начинают свою жизнедеятельность с теоретического отношения к предметам внешнего мира;

5) сознание практически ориентировано, т.е. направлено на практическую деятельность, на удовлетворение практических, жизненно-важных потребностей человека.

Маркс рассматривает сознание как явление, детерминированное реальными формами жизнедеятельности людей, прежде всего – производственными отношениями. Маркс анализировал сознание в терминах объективных, естественно-исторических процессов.

Общественные процессы и связи, рассматриваются Марксом как предельные детерминанты сознания. Он считал, что, если известно, что и как люди производят, то можно определить каковы они сами, каково их сознание. Маркс рассматривал сознание как «процесс, регулируемый в своем движении не субъективно-психологическими установками отдельных (хотя бы и гениальных) людей, а всеобщими механизмами социальной деятельности людей».

Такой подход не требует обращения к актам самосознания человека. По Марксу, сознание – это такое содержание, которое эмпирически доступно для изучения вне и помимо обращения к Я и его самосознанию.

К.Маркс внес значительный вклад в разработку проблемы сознания:

1) начал изучать сознание и его содержание через анализ предметно-практических форм человеческой деятельности, места людей в способе производства и распределения, их отношения к собственности;

2) впервые показал, что специфика капиталистических отношений, форм труда производит соответствующие изменения в содержании мышления и чувств людей.

3) на примере капиталистических производственных отношений Маркс показал ориентированность сознания на ценность материальных вещей, практицизм мышления человека своего времени.

Классики марксизма всегда признавали, что сознание и формы его деятельности всегда принадлежат отдельному индивиду. Но они подчеркивали, что содержание сознания определяется спецификой тех общественных отношений, в которых живет. Поэтому сознание отдельного человека является в то же время сознанием общественным.

Спрашивая себя, осознается ли то или иное явление, человек ставит перед собой задачу на осознание. В то же время хорошо известны факты, свидетельствующие о том, что человек способен осуществлять сложные приспособительные процессы, управляемые условиями ситуации, вовсе не отдавая себе отчета в наличии их образа: он обходит препятствия и даже манипулирует вещами, как бы «не видя» их. Однако, целенаправленная предметная деятельность требует наличия образов предметов и явлений в сознании человека, представлений о способах манипулирования ими. Исторически необходимость существования таких образов возникает при переходе от приспособительной деятельности животных к специфической для человека производственной, трудовой деятельности. Продукт, который является целью деятельности, существует определенное время только в сознании субъекта в виде образа.

Деятельность человека, как внешняя, так и внутренняя, опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. Психическая реальность – это субъективный мир сознания человека. В истории науки и философии на протяжении многих веков психическое и сознательное отождествлялось. Возникновение и развитие идеи о существовании различных уровней психического отражения позволило по-новому рассмотреть феномен сознания – как качественно новую форму существования психического отражения. "…Сама мысль принадлежит не какому-то потустороннему миру, а миру естественному, реальному"[3].

Состояния сознания человека производны от физико-химических процессов в мозге и опосредованы социокультурными влияниями. Научные эксперименты показали, что формирование тех или иных участков мозга оказывается невозможной без активной стимуляции со стороны социокультурной среды.

Наши рекомендации