ВОПРОС 38. Методы и структура философии.
1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
• человек;
• общество.
2.В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
•сущность и происхождение бытия;
• материя (субстанция), ее формы;
• сознание, его происхождение и природа, взаимоотношение с материей;
• человек, его сущность и существование;
• душа, духовный мир человека;
• общество и взаимодействия с …;
• природа;
• философские категории;
• диалектика и ее законы;
• иные вопросы.
3. Основные методы философии(средства, с помощью которых осуществляется философское исследование):
• диалектика;
• метафизика;
• догматизм;
• эклектика;
• софистика;
• герменевтика.
Одновременно и направлениями в философии,и философскими методамиявляются:
• материализм;
• идеализм;
• эмпиризм;
• рационализм.
Функции философии
Это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
•мировоззренческую;
• методологическую;
• мыслительно-теоретическую;
• гносеологическую;
• критическую;
• аксиологическую;
• социальную;
• воспитательно-гуманитарную;
• прогностическую
Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем.
Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать —обобщать окружающую действительность, создавать схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.
Роль критической функции- подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, вскрывать противоречия. Конечная задача— расширение границ познания, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функцияфилософии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных и др. Цель — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
Социальная функция— объяснить общество, причины возникновения, эволюцию, его структуру, элементы, движущие силы.
Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы прививать человеку и обществу гуманистические ценности и идеалы, способствовать укреплению морали, помочь человеку найти смысл жизни.
Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития.
Основнымв философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии— онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны можно выделить такие направления:
• материализм;
• идеализм;
• дуализм.
гносеологической (познавательной) стороны:
• гностицизм;
• агностицизм;
• эмпиризм (сенсуализм);
• рационализм.
Материализм(так называемая "линия Демокрита")— направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
• материя реально существует, независимо от сознания;
• материя является самостоятельной субстанцией, развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
• сознание определяется материей (бытием).
Имена: Демокрит, Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Спиноза, Маркс, Энгельс, Ленин.
Идеализм ("линия Платона")— направление в философии, первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.):
1. реально существует только идея, она первична;
2. вся окружающая действительность делится на "мир идей" (изначально существует в Мировом Разуме) и "мир вещей" (является воплощением "мира идей");
3. большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;
4. отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
1. все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
2. образы материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
3. вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Дуализмкак философское направление был основан Декартом. Суть дуализмазаключается в том, что:
• существуют две независимые субстанции — материальная и духовная;
• все в мире производно либо от одной, либо от другой субстанции;
• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;
• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
Основателем эмпиризмаявляется Ф. Бэкон.Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.
Основоположником рационализма считается Декарт.Основная идея рационализма в том, что истинное знание может быть выведено только из разума и не зависит от чувственного опыта.
Представители гностицизма(как правило, материалисты) считают, что:
• мир познаваем;
• возможности познания неограничены.
Противоположной точки зрения придерживаются агностики (Кант)