Переживание отрешенности. Работа с чувствами и эмоциями
Длительное пребывание на шестом этапе, где практик сосредоточен на резко возросшей чувствительности энергетического тела, приводит к целому ряду последствий – как в отношении психоэнергетического поля и его трансформации, так и в состояния осознания.
В частности, осознанное переживание колебаний энергетического тонуса, помимо очевидной пользы, вызывает некоторые, порой неожиданные затруднения. Наше состояние трудно определить, если опираться на однозначную систему координат.
До того, как практикующий достигнет нового качества чувствительности, он приблизительно понимает, на каком этапе психоэнергетической Трансформации находится. Практик может, в общем-то, уверенно диагностировать свое состояние. Но между шестым и девятым этапом мы движемся в состоянии непрерывных и осознаваемых пульсаций энергии.
Сложно понять, какое состояние считать базисом. Всякий раз, переживая подъем психоэнергетического тонуса, мы ощущаем и воспринимаем все явленное нашему опыту так, словно мы достигли, например, девятого этапа. И наоборот – переживая психоэнергетический спад, мы явственно ощущаем, как осознание регрессирует до пятого и даже четвертого этапа, которые мы уверенно освоили много лет назад.
Эта неопределенность, порожденная, с одной стороны, усиленным осознанием, а с другой – возросшей амплитудой естественной вибрации энергетической системы, мешает мне – человеку, который продолжает работу над Трансформацией как раз в этом диапазоне – описать седьмой, восьмой и девятый этапы дисциплины с надлежащей четкостью. Если психотехника делания «второго тела» и тела сновидения следует неким закономерностям (впрочем, в определенный момент даже здесь исчезают постижимые порядки и торжествует стихия нагуаля), то сфера чувств и эмоций предстает в виде поля, свойства которого постоянно меняются вслед за пульсацией энергетической системы.
Дальнейшее описание чувственно-эмоциональных трансформаций – умозрительная концепция, так что я попытаюсь описать ее кратко. Помните, что на данном уровне преображения психоэнергетики чувства и эмоции невозможно описать. Слова, которые я здесь использую, выбраны под влиянием индивидуальных ассоциаций и используются не в качестве согласованного определения, а только в качестве намека. «Отрешенность» – это особое чувство, лишь напоминающее отрешенность. То же самое можно сказать о «понимании», «мудрости» и «любви». Пусть слова не сбивают вас с толку.
Можно назвать данную линейную модель «очередной попыткой тоналя описать нагуаль». Она опирается на субъективные переживания автора и, возможно, будет еще уточняться. По крайней мере, за последние 5-6 лет мне не пришлось столкнуться с явным нарушением последовательности «отрешенность – понимание (мудрость) – любовь». Переход от одного чувства к другому происходит с возрастанием энергетического тонуса, с усилением осознания и расширением его.
Фоновое состояние психики отличается частыми и спонтанными остановками внутреннего диалога. Если раньше приходилось прилагать определенное усилие, чтобы прекратить активность внутреннего диалога хотя бы на несколько минут, то теперь требуется усилие для выхода из состояния ОВД и возвращения осознания в обычный режим функционирования.
Резкое усиление чувствительности энергетического тела на уровне «Свидетель» и «Делатель» вызывает характерную сенсорную перегрузку. Внимание постепенно устает оттого, что непрерывно работает с огромными потоками осознанных перцептивных и чувственных стимулов. Все это формирует значительное психоэнергетическое давление.
Субъект в этой ситуации ищет новую позицию, новое равновесие. Этот поиск начинается рефлекторно и бессознательно. Разумеется, мы почти мгновенно фиксируем его с помощью внимания сталкера, но здесь вмешиваться не нужно. Напротив, надо оставить этот процесс на усмотрение энергетического тела и следить только за тем, чтобы сенсорное давление не ослабевало.
Через некоторое время центр осознания смещается в более комфортную позицию. Он словно бы «отступает» от чрезмерного изобилия восприятий и чувств туда, где можно отдохнуть. После нескольких «отступлений» вглубь себя, осознание начинает относиться к этой позиции (чаще всего мы ощущаем ее где-то «в затылке» или за головой) как к привлекательной, даже уютной.
В конце концов, практик привыкает фиксировать «точку Я» в этой области.
Эта позиция центра осознания вызывает чувство, к которому более всего подходит слово «отрешенность». Хочу сразу заметить, что такая «отрешенность» не вызывает переключения внимания на внутренний мир. Субъект сохраняет высокую бдительность, пристально созерцает внешнее поле и прислушивается к телесным сигналам. Тем не менее, появляется устойчивое впечатление, будто весь сенсорный мир отодвинулся от субъекта «на расстояние вытянутой руки».
Отрешенность – это точка равновесия. Она настолько притягательна, что может затормозить все последующие трансформации на неопределенное время. Практик должен быть внимательным и не допускать слишком долгого пребывания в уравновешенном состоянии. Учитывая естественную усталость, накопившуюся за годы практики, легко понять, что у некоторых приобретенное равновесие и отрешенность может вызвать желание окончательно прекратить движение вперед. В ориентальных духовных школах, изначально акцентирующих внимание адептов на достижении отрешенности, остановка изменений в этой ситуации – широко распространенное явление.