Полноценность и неполноценность

Мужчину считают полноценным человеком, а женщину – неполноценной, греховной.

Выше было показано, что при дестабилизации психики человека женское начало ведет его к агрессивности, а мужское начало – к жертвенности. При этом женщина будет проявлять нечестность, а мужчина – пассивную честность (см. раздел «абсолютные ценности»). Не все люди осознают, что нечестность и пассивная честность являются одинаковым злом, поэтому нечестность (бездуховность) считают большим грехом и злом, чем пассивную честность (безумие) и женщине приписывают большую греховность, чем мужчине.

Любопытно привести некоторые рассуждения о женщинах из литературы (цитаты взяты из книги Ц.П. Короленко. Мифология пола.Красноярск, Канская межрайонная типография, 1994г.)

В 1907 г. вышла в свет книга известного немецкого психолога Мебиуса«О физиологическом слабоумииженщины». Ее автор на основании анатомических исследований головного мозга пришел к заключению, что «важные отделы головного мозга, необходимые для психической жизни – мозговые извилины и височные доли, у женщин слабее развиты, чем у мужчин, и это различие прирожденное». Сами данные автора не выдерживали критики, однако, Мебиус счел возможным утверждать, что в связи с этим анатомическим недостатком «лицемерие, а также ложь являются данным природой незаменимым оружием женщины». Автор считал также, что «науки в точном смысле никогда не могут быть обогащены женщиной».

Среди философов, атакующих движение за эмансипацию женщин, выделяется Шопенгауэр(Schopenhauer, 1908), которому принадлежат, в частности, следующие высказывания: «Уже вид женской фигуры учит, что женщина не пригодна ни к большой духовной, ни к физической работе… Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый и коротконогий пол может быть назван прекрасным только затуманенным половым инстинктом мужским интеллектом; с большей справедливостью женский пол можно назвать неэстетичным; только чистое обезьянничаниедля удовлетворения их кокетства…».

А вот откровения другого немецкого философа, представителя иррационализма и нигилизма Ф. Ницше (1885): «Женщина хочет стать самостоятельной; – это относится к наиболее скверному прогрессу в обезображивании Европы. Женщина имеет так много оснований для стыда: в женщине спрятано так много педантичного, поверхностного, школярского, мелочного…».

По поводу этих рассуждений необходимо сделать следующие комментарии.

Мебиус говорит о слабоумии женщин. Здесь он заблуждается или неверно понимает понятие «Ум». Женское начало подразумевает преимущественное развитие практического ума и логики (функция левого полушария) по отношению интуиции и духа (функция правого полушария).

Мебиус говорит также о лицемерии женщин. Женское начало связано с экстраверсией, преимущественным восприятием чужих эмоций и переживанием их как своих. В этом случае человек живет в основном чужими эмоциями и это явление Мебиус отождествляет с лицемерием. Далее Мебиус говорит о неспособности женщин к научному творчеству. Как говорилось выше, научное творчество связано с интуитивным восприятием образов реального мира и их расшифровкой на языке логики. К этому склонен интуитивный стабильный психологический тип, а преимущественное интуитивное развитие связано с мужским началом. Значит, Мебиус из двух начал человека – интуиции и логики преимущество отдает интуиции. Но для такого решения нет объективных оснований.

Шопенгауэру не нравится фигура женщины и ее кокетство – "обезьянничание". Речь идет о форме тела и форме психики – укладе жизни, т.е. об относительных ценностях. Но по относительным ценностям невозможно оценить качество человека, содержание его психики – соответствие абсолютным ценностям. Нельзя людей сравнивать по форме тела и форме психики. Их можно сравнивать только по содержанию психики. Кокетство связано с экстраверсией – желанием получить одобрение от социума. Это свойство является функцией левого полушария, т.е. связано с женским началом.

Ницше говорит о поверхностности и мелочности женщин. То есть речь идет о левополушарном свойстве человека проводить быстрый дифференцированный анализ деталей окружающего мира, о преобладании логики над интуицией, ума над духом, что также связано с женским началом.

Таким образом, все перечисленные выше философы и психологи критикуют женщин за то, что у них преобладает женское начало. То есть, они критикуют не женщин, а женское начало – логическое начало – одно из начал природы. Здесь явно не достает понимания законов природы или они не признают закономерное начало природы, гармонию природы, влияние созидающей силы природы. Необходимо отметить, что в психологии более позднего времени, например в психоанализе, также не сформулировано понятие созидающей

силы природы, гармонии, гармоничного человека. Поэтому в типологии Юнга и его последователей отсутствует гармоничный тип.

В целом в приведенных рассуждениях явное преимущество отдается интуиции – одному из двух начал человека. То есть преимущество отдается мужскому началу. Женское же начало презирается. Но женское начало, как одно из двух начал человека, составляет равноценно необходимую часть для достижения гармонии и сотворения материи будущего. Видимо здесь имеет значение тот факт, что рассуждают мужчины, а не женщины или, скорее всего, все эти люди сами были недостаточно гармоничными.

Фактом является то, что исторически сложилось искаженное впечатление о неполноценности женщин.

Исходя из вышеуказанной схемы (рис. 1.23), неполноценность человека связана с потерей степени гармонии личности (нарушением согласованности работы полушарий) и не связана с преобладанием женского или мужского начала (доминированием одного из полушарий).

Выше было показано, что к агрессивности склонен логический дестабильный тип, а к жертвенности – интуитивный дестабильный тип. Агрессивность ведет человека к маниакальности, эйфории, бездуховности и разрушению, а жертвенность – депрессивности, тоске, безумию и саморазрушению. Эти две крайности сходятся в хаосе и, в этом случае, человек может периодически впадать в крайние состояния возбуждения и подавленности. В медицине это явление называется маниакально-депрессивным синдромом. Переход из маниакальной фазы в депрессивную фазу и наоборот может происходить достаточно легко. Например, если в переговорах с террористом, захватившим заложников, участвует знающий и опытный психолог-психотерапевт, то он может путем внушения перевести террориста из маниакальной фазы (дестабильного женского начала) в депрессивную (дестабильное мужское начало), и тогда тот сдается или кончает жизнь самоубийством.

В хаотичном (неполноценном) человеке одновременно присутствуют агрессивность и жертвенность, садизм и мазохизм, разрушение и саморазрушение. Женское и мужское начало в хаотичном человеке представлены в одинаковой мере, но перепутаны хаотично. Эти два начала в нем активизируются хаотично под воздействием случайных внешних и внутренних раздражителей. Этот процесс является неуправляемым и заканчивается разрушением и саморазрушением. В гармоничном человеке женское и мужское начало представлены также в одинаковой мере, но сочетаются между собой гармонично по определенному правилу. Этот процесс является управляемым и приводит к созиданию: когда нужно заняться стратегическим управлением, развитием духа, активизируется мужское начало (правое полушарие), когда же нужно заняться тактическим управлением, решать практические задачи, активизируется женское начало (левое полушарие).

Причина возникновения хаоса в личности заключается в нехватке психической энергии и степени гармонии личности, а не в половой принадлежности человека (см. раздел «Причины возникновения хаоса в личности и обществе»).

Ситуация в оценке полноценности женщин изменилась в 20-м веке в особенности во второй половине, когда получили развитие женская эмансипация и феминизация общества. Но при этом появилась опасность ухода в другую крайность – буквальное и примитивное понимание равноправия мужчин и женщин.

Наши рекомендации