Тема 37. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.ТОЛСТОГО И Ф.ДОСТОЕВСКОГО

1. Поиски нравственного идеала в творчестве Л.Толстого.

2. Христианский гуманизм Ф.Достоевского.

Методические указания

Раскрывая первый вопрос, необходимо обратиться к анализу произведений Л.Толстого ("Исповедь", "В чем моя вера?", "Смерть Ивана Ильича" и др). и показать глубину его философских размышлений. Исследуя "диалектику души", он выразил стремление личности к постижению своей внутренней сущности и нравствен­ному совершенствованию. Покажите мучительные поиски Л.Толс­тым своего нравственного идеала, который он нашел в простом

крестьянском образе жизни и труде, самоотречении во имя служения Богу.

Во втором вопросе постарайтесь проанализировать самые известные произведения Ф.М.Достоевского ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Бесы" и др) с точки зрения "вечных" философских проблем. Обратите внимание на то, что все его главные герои находятся в так называемых пограничных ситуациях, ищут себя, находясь в противоречии с самими собой. Следовательно, Ф.Достоевского по праву можно отнести к философам-экзистенциалистам.

Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997.

Введение в историю русской философии. - М., 1994.

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - М., 1995.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С. 143-145.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С. 124-132.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. С. 197-202,474-476.

Философская мысль восточных славян: Библиографический словарь. - Киев, 1999.

Сербиненко В.В., Соловьев В. Запад, Восток и Россия: Учебное пособие. - М., 1994.

Спиркин А.Г. Философия. - М., 1999.С.232-235.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какую роль сыграли "Веды" в развитии индийской фило­
софии? Какие ее направления опираются на авторитет "Вед"
(брахманизм, буддизм, индуизм)?

2. Каковы характерные особенности китайской филосо­
фии VIII-VI вв. до н.э.?

3. Почему буддизм превратился в мировую религию, а более
древний брахманизм трансформировался лишь в национальную
религию индуизма?

4. Чем объяснить безличностные начала философии древнего
Востока?


Тема 37. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.ТОЛСТОГО И Ф.ДОСТОЕВСКОГО - student2.ru

5. В чем проявляется космоцентризм и натурализм досокра-
товской философии античной Греции?

6. Когда и как произошел поворот к человеку в античной
философии?

7. Какова сущность учения Платона об идеях?

8. Чем обогатил философию Аристотель?

9. Объясните смысл выражения: "Философия - служанка бого­
словия" .

10. Почему средневековой философии присущи теоцентризм и
схоластичность?

И. Как решался вопрос о соотношении веры и разума в средневековой философии?

12. Какие принципы в философии возродила эпоха Ренессанса?

13. Что дала человечеству философия Нового времени?

14. В чем суть "коперниковского переворота" в философии
И.Канта?

15. Какое место занимает разум в философии Гегеля?

16. Как рассматривается проблема человека в марксизме?

17. Какие проблемы интересуют иррационализм?

18. Как вы понимаете выражение Ф. Ницше "Бог умер"?

19. Что нового вносит психоанализ в понимание человека?

20. Какими основными категориями характеризуется экзистенци­
ализм?

21. В чем специфика русского философствования ("Русская

идея11)?

22. Чем объясняется расцвет русской религиозной философии в
конце XIX - нач. XX в.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛУ

"ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ"

(для студентов 3-го курса)

Тема 38. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

Методические указания

В данной теме следует показать понимание бытия как главной философской категории, рассмотрев при этом исторический аспект ее формирования. Сконцентрируйте свое внимание на поисках первоначала (субстанции) бытия и идее единства мира, что и составляет содержание онтологии. Исходя из основного вопроса философии, необходимо различать материальную и духовную субстанции, что ведет к пониманию основных философских направлений - материализма и идеализма. Далее изложите свое представление о формах бытия, подтвердив это примерами.

Литература

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. С. 15-47.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов - 100 от­ветов: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2001. С.48-56.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999.

Философия: Учебник для вузов/Отв. ред. В.П. Кохановский. ~ М., 1997.

Философия: Учебное пособие для вузов/Отв. ред. В.П. Коха­новский. - Ростов-на-Дону, 2001. - С.90-100.

Тема 39. УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ;

Раскрывая данную проблему, обратите внимание на материаль­ное единство мира и его многообразие. Прежде всего, необходимо определить понятие материи и рассмотреть его формировали^, истории философской мысли: в философии древнего Востока

' * А

античной Греции, натурфилософии нового времени и в работах В.И. Ленина.

Материя не существует вне движения и вне своих основных атрибутов - пространства и времени, поэтому покажите научное толкование этих свойств материи, опираясь на данные современных наук - квантовую механику и общую теорию относительности А. Эйнштейна. В заключении дайте современное философское опре­деление материи.

Литература

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. - С.51-93.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов - 100 отве­тов: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2001. С.48-56.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.261-285,

Философия: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Коха-новский. - Ростов-на-Дону, 2001. С.100-128.

Тема 40. КАРТИНА МИРА

Методические указания

Прежде всего, следует определить понятие «картина мира», с помощью которого решается одна из главных философских проб­лем - «Человек и мир». Картина мира рассматривает вопрос о происхождении мира, Вселенной и их устройстве, а формы ее самые разнообразные - от космогонических мифов до современной науч­ной. Задача студента заключается в том, чтобы показать эволюцию картины мира в донаучный период человечества, а для этого необходимо иметь четкое представление о мифологии, религии, философии как этапах развития знаний.

Изложение материала можно начать с греческих космологи­ческих мифов, повествующих о процессе творения мира (Хаос, Мрак, Эфир, Уран, Эрос, Крон, Зевс и т.д.), а затем, опираясь на Ветхий Завет Библии, представить христианскую концепцию сотворения мира и человека (креационизм). Философскую картину мира необходимо строить на многообразии подходов к изучаемой

проблеме — от наивно-стихийных до серьезных философских систем (Г.Гегель), используя при этом такие философские понятия, как материализм, идеализм, пантеизм, деизм, гилозоизм.

Литература

Библия. Книги священного писания Ветхого Завета и Нового Завета. - Мм 1992.

Библейская энциклопедия. - М., 1990.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2.

Ислам: Энциклопедический словарь. - М., 1991.

Философия природы: коэволюционная стратегия/ Р.А.Карпин­ская, И.К.Лисеев, А.П.Огурцов. - М., 1995. С.26-31, 36-56, 64-67.

Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - Л., 1990.

Шарден Т. Феномен человека. ~ М., 1989.

Философия: Учебное пособие для вузов /Отв ред. В.П. Коха-новский. — Ростов-на-Дону, 1997.

Наши рекомендации