Тема 37. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.ТОЛСТОГО И Ф.ДОСТОЕВСКОГО
1. Поиски нравственного идеала в творчестве Л.Толстого.
2. Христианский гуманизм Ф.Достоевского.
Методические указания
Раскрывая первый вопрос, необходимо обратиться к анализу произведений Л.Толстого ("Исповедь", "В чем моя вера?", "Смерть Ивана Ильича" и др). и показать глубину его философских размышлений. Исследуя "диалектику души", он выразил стремление личности к постижению своей внутренней сущности и нравственному совершенствованию. Покажите мучительные поиски Л.Толстым своего нравственного идеала, который он нашел в простом
крестьянском образе жизни и труде, самоотречении во имя служения Богу.
Во втором вопросе постарайтесь проанализировать самые известные произведения Ф.М.Достоевского ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Бесы" и др) с точки зрения "вечных" философских проблем. Обратите внимание на то, что все его главные герои находятся в так называемых пограничных ситуациях, ищут себя, находясь в противоречии с самими собой. Следовательно, Ф.Достоевского по праву можно отнести к философам-экзистенциалистам.
Литература
Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997.
Введение в историю русской философии. - М., 1994.
Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - М., 1995.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С. 143-145.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С. 124-132.
Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. С. 197-202,474-476.
Философская мысль восточных славян: Библиографический словарь. - Киев, 1999.
Сербиненко В.В., Соловьев В. Запад, Восток и Россия: Учебное пособие. - М., 1994.
Спиркин А.Г. Философия. - М., 1999.С.232-235.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какую роль сыграли "Веды" в развитии индийской фило
софии? Какие ее направления опираются на авторитет "Вед"
(брахманизм, буддизм, индуизм)?
2. Каковы характерные особенности китайской филосо
фии VIII-VI вв. до н.э.?
3. Почему буддизм превратился в мировую религию, а более
древний брахманизм трансформировался лишь в национальную
религию индуизма?
4. Чем объяснить безличностные начала философии древнего
Востока?
5. В чем проявляется космоцентризм и натурализм досокра-
товской философии античной Греции?
6. Когда и как произошел поворот к человеку в античной
философии?
7. Какова сущность учения Платона об идеях?
8. Чем обогатил философию Аристотель?
9. Объясните смысл выражения: "Философия - служанка бого
словия" .
10. Почему средневековой философии присущи теоцентризм и
схоластичность?
И. Как решался вопрос о соотношении веры и разума в средневековой философии?
12. Какие принципы в философии возродила эпоха Ренессанса?
13. Что дала человечеству философия Нового времени?
14. В чем суть "коперниковского переворота" в философии
И.Канта?
15. Какое место занимает разум в философии Гегеля?
16. Как рассматривается проблема человека в марксизме?
17. Какие проблемы интересуют иррационализм?
18. Как вы понимаете выражение Ф. Ницше "Бог умер"?
19. Что нового вносит психоанализ в понимание человека?
20. Какими основными категориями характеризуется экзистенци
ализм?
21. В чем специфика русского философствования ("Русская
идея11)?
22. Чем объясняется расцвет русской религиозной философии в
конце XIX - нач. XX в.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛУ
"ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ"
(для студентов 3-го курса)
Тема 38. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
Методические указания
В данной теме следует показать понимание бытия как главной философской категории, рассмотрев при этом исторический аспект ее формирования. Сконцентрируйте свое внимание на поисках первоначала (субстанции) бытия и идее единства мира, что и составляет содержание онтологии. Исходя из основного вопроса философии, необходимо различать материальную и духовную субстанции, что ведет к пониманию основных философских направлений - материализма и идеализма. Далее изложите свое представление о формах бытия, подтвердив это примерами.
Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. С. 15-47.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2001. С.48-56.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999.
Философия: Учебник для вузов/Отв. ред. В.П. Кохановский. ~ М., 1997.
Философия: Учебное пособие для вузов/Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов-на-Дону, 2001. - С.90-100.
Тема 39. УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ;
Раскрывая данную проблему, обратите внимание на материальное единство мира и его многообразие. Прежде всего, необходимо определить понятие материи и рассмотреть его формировали^, истории философской мысли: в философии древнего Востока
' * А
античной Греции, натурфилософии нового времени и в работах В.И. Ленина.
Материя не существует вне движения и вне своих основных атрибутов - пространства и времени, поэтому покажите научное толкование этих свойств материи, опираясь на данные современных наук - квантовую механику и общую теорию относительности А. Эйнштейна. В заключении дайте современное философское определение материи.
Литература
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. - С.51-93.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2001. С.48-56.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.261-285,
Философия: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Коха-новский. - Ростов-на-Дону, 2001. С.100-128.
Тема 40. КАРТИНА МИРА
Методические указания
Прежде всего, следует определить понятие «картина мира», с помощью которого решается одна из главных философских проблем - «Человек и мир». Картина мира рассматривает вопрос о происхождении мира, Вселенной и их устройстве, а формы ее самые разнообразные - от космогонических мифов до современной научной. Задача студента заключается в том, чтобы показать эволюцию картины мира в донаучный период человечества, а для этого необходимо иметь четкое представление о мифологии, религии, философии как этапах развития знаний.
Изложение материала можно начать с греческих космологических мифов, повествующих о процессе творения мира (Хаос, Мрак, Эфир, Уран, Эрос, Крон, Зевс и т.д.), а затем, опираясь на Ветхий Завет Библии, представить христианскую концепцию сотворения мира и человека (креационизм). Философскую картину мира необходимо строить на многообразии подходов к изучаемой
проблеме — от наивно-стихийных до серьезных философских систем (Г.Гегель), используя при этом такие философские понятия, как материализм, идеализм, пантеизм, деизм, гилозоизм.
Литература
Библия. Книги священного писания Ветхого Завета и Нового Завета. - Мм 1992.
Библейская энциклопедия. - М., 1990.
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2.
Ислам: Энциклопедический словарь. - М., 1991.
Философия природы: коэволюционная стратегия/ Р.А.Карпинская, И.К.Лисеев, А.П.Огурцов. - М., 1995. С.26-31, 36-56, 64-67.
Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - Л., 1990.
Шарден Т. Феномен человека. ~ М., 1989.
Философия: Учебное пособие для вузов /Отв ред. В.П. Коха-новский. — Ростов-на-Дону, 1997.