Тема 32. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГУССЕРЛЯ
Методические указания
Главная задача в раскрытии данного вопроса состоит в понимании теории познания с точки зрения Э.Гуссерля. Прежде всего, разберитесь в термине "феноменология" (Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С.316; Современный философский словарь /Под общ.ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996. С.549-556), означающем учение о феноменах, а феномен - предмет чувственного восприятия. Э.Гуссерль придал ему новое значение. Далее изложите суть его учения, анализируя такие понятия, как "редукция", "чистое сознание", "интенциональность" (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 82-86). Обратите внимание на то, что посредством феноменологической редукции возникает феноменологическое сознание, или чистое сознание, по выражению Гуссерля. Опишите, как оно получается (Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С. 82-85). Философ глубоко исследует проблему сознания, рассматривая его как совокупность
сущностей, как поток переживаний, элементы которого - феномены. Поэтому учение о структуре потока сознания называется феноменологией. Гуссерль делает вывод, что сознание изначально (до опыта) обладает способностью формировать предметы своего познания. Понять феномен можно интуитивно, то есть "пережить", непосредственно войти в поток сознания. Для этого и необходима интенциональность.
Литература
Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 82-86.
Гуссерль Э. Метод прояснения //Современная философия науки: Хрестоматия. - М., 1994. С. 234-242.
Зотов А.В., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века: Учебное пособие: В 2 т. - М., 1994. Т. 1. С. 210-265.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С. 117-119.
Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С. 82-85, 113-114, 318-323.
Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996.С.549-556.
Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. — М., 1991.
Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998. С.185-188.
Философия: Учебное пособие для вузов /Под общ. ред. В.Кохановского. - Ростов-на-Дону, 1997. С.91-93.
Шестов Л. Памяти великого философа (Э. Гуссерль) //Вопросы философии. - 1989. - № 8. - С. 144-148.
Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающая теория науки //Современная философия науки: Хрестоматия. - М.,1994. С. 234-242.
Тема 33. ГЕРМЕНЕВТИКА ГАДАМЕРА
1. Общие проблемы герменевтики.
2. Герменевтика Гадамера.
Методические указания
В первом вопросе необходимо изложить общие принципы герменевтики как философского течения (Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С. 74-77; Современный философский
словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996. С.103-110), а также коснуться истории зарождения искусства толкования текстов, назвать имена наиболее видных представителей герменевтики. Обратите внимание на проблему понимания как основную в данном направлении, поясните, что такое "герменевтический круг".
Второй вопрос предполагает знание творчества одного из наиболее видных представителей этого течения Ханса Гадамера (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 60-64; Современная западная философия: Словарь. - М,, 1991. С. 67-68).
Изучите литературу и на основе этого изложите свое толкование основных понятий его герменевтики: "понимание", "образование", "здравый смысл", "предрассудки", "ситуации горизонта". Много внимания он уделяет проблеме языка и диалогу, так как понимание невозможно без вербального выражения смысла.
В заключении контрольной работы необходимо подумать и определить место герменевтики среди философских отраслей знаний: онтологии, гносеологии, логики, психологии, этики и эстетики (Философский словарь. - М., 1998).
Литература
Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 60-64.
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С.352-357.
Гадамер X. Философия и литература //Философские науки.-1989. - №2. - С. 83-97.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С. 119-122.
Кузнецов В.Т. Герменевтика: эволюция идей и современное состояние // Вести. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. - 1992. -№ 6. - С. 64-80.
Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.
Современный философский словарь/Под общ. ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996. С. 103-110.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.188-189.
Философия: Учебное пособие для вузов /Под общ.ред В.Ко-хановского. - Ростов-на-Дону, 1997. С.97-100.
Философский словарь. - М., 1998.
Тема 34. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА
Методические указания
Раскрывая данную тему, необходимо обратить внимание на особенности складывания отечественной философской мысли. Самостоятельная русская философия появилась лишь к середине XVIII века как результат Петровской модернизации и развивалась параллельно с активной философской жизнью Запада. Это имело как положительные, так и отрицательные стороны. Наша задача - раскрыть их значение (Введение в историю русской философии. - М., 1994; Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. ~ М., 1995.). Сделать это необходимо на примере творчества М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, П.Я.Чаадаева, внесших большой вклад в формирование отечественной философской культуры.
Литература
Введение в историю русской философии. - М., 1994.
Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии, - М., 1995.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С. 143-145.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.С. 124-132.
Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.218-222.
Тема 35. ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА В.СОЛОВЬЕВА
Методические указания
Контрольную работу следует посвятить творчеству наиболее видного русского религиозного философа XIX века Владимира Соловьева. Изложение вопроса начните с его краткой биографии, в которой необходимо отразить глубину и противоречивость этой необыкновенной личности (Блинников Л. В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 221-230). Будучи у истоков русской религиозной философии, В. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино вопросы
религиозной и социальной жизни человека. Необходимо раскрыть основные принципы его системы, а исходить надо из центральной идеи учения В. Соловьева - идеи всеединства. При разработке этой идеи Соловьев отталкивался от славянофильской идеи соборности, но придавал ей онтологическую окраску (см. в философском словаре слова "онтология"), всеохватывающее космическое значение. Обратите внимание на авторское толкование "божественной Троицы", "мировой души", "Премудрой Софии", "вселенской церкви", "свободной теократии" (Радугин А.А. Философия: Курс лекций. -М., 1997. С.129-132).
В заключении попытайтесь дать оценку религиозно-философским взглядам В. Соловьева и связать их с современными проблемами планетарного мышления.
Литература
Амелина Е.М. В.Соловьев: теократическая концепция // Социально-политический журнал. - 1993. - №7.- С. 122.
Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997. С.319-321.
Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.221-230.
Введение в историю русской философии. - М., 1994.
Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В. Соловьева //Вопросы философии. - 1994. - № 6. - С. 47-59.
Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - М., 1995.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С Л 43-145.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С. 124-132.
Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. С. 197-202,474-476.
Философская мысль восточных славян: Библиографический словарь. ~ Киев, 1999.
Сербиненко В.В., Соловьев В.: Запад, Восток и Россия: Учебное пособие. - М., 1994.
Спиркин А.Г. Философия. - М., 1999.С.232-235.
Соловьев В. Сочинения: В 2 т. - М., 1988.
Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии В. Соловьева //Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С.59-75.
Тема 36. ФИЛОСОФИЯ Н. БЕРДЯЕВА
1. Свобода как субстанция и творчество как свобода.
2. Личность и общество.
Методические указания
Первый вопрос контрольной работы следует начать с изложения биографических данных философа, а затем перейти к изложению сути его философских взглядов. Так как творчество Н. Бердяева огромно и многогранно, то сосредоточьтесь на самом главном - свободе и творчестве в трактовке автора (Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989), Он принадлежал к плеяде философов-персоналистов и являлся представителем русского экзистенциализма (Философский словарь. - М., 1998. С. 554-555) и вся его экзистенциальная концепция покоится на трех принципах - Боге, Свободе и Творчестве. Изучив и поняв это, перейдите к раскрытию первого вопроса (Русская философская мысль конца XIX - нач. XX века: Учебно-методическое пособие. - Пенза, 1995. С.31-55).
Покажите, что Н. Бердяев различал три свободы (Блинников Л.В.: Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 33-37) и считал, что только из свободы рождается творчество ("Лишь свободный творит!11).
Второй вопрос посвятите социальной философии Бердяева, где он рассматривает проблему взаимоотношений личности и общества (Бердяев Н. Философия неравенства. - М., 1990; Бердяев Н. Судьба России. - М., 1991). В этих работах философ попытался отделить личность от "массы", "класса" и с ее позиции вглядеться в исторические события. Анализ демократии и социализма, настоящего и будущего делается Н. Бердяевым с позиций русского патриотизма и христианского персонализма. Его прогнозы пронизаны болью за Россию в условиях надвигающегося фашизма. Особенно обратите внимание на критику положения личности в условиях социалистического коллективизма. Он был категорически против примата общества над личностью, против тоталитарного подавления свободы индивидуального духа казарменным социализмом.
В заключении работы перечислите основные проблемы, над которыми работал выдающийся русский философ, и оцените еговклад в духовнз^ю культуру нашего народа.
Литература
Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1990.
Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1991.
Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. - М., 1991.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.
Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 33-37.
Вадимов А.В. Николай Бердяев: изгнание //Вопросы философии. - 1991. - № 1. - С. 160-170.
Введение в историю русской философии. - М., 1994.
Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - М., 1995.
Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. С.55-58.
Русская философская мысль конца XIX - нач. XX века: Учебно-методическое пособие. - Пенза, 1995.
Свинцов В. Изгнание. 1922. Н. Бердяев //Вестник высшей школы. - 1991. - № 9. - С. 58-71.
Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996.
Философская мысль восточных славян: Библиографический словарь. - Киев, 1999.