Тема 18. РАЦИОНАЛИЗМ Р.ДЕКАРТА
Методические указания
Р.Декарта обычно считают основателем современной философии. Его роль можно сравнить с ролью Аристотеля в античной философии, который пытался заново построить философскую систему. Р. Декарт, как и Ф. Бэкон, работал над проблемой методологии научного исследования. Он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании научного знания. Используя метод сравнительного анализа, покажите отличие декартовской методологии от бэконовской (Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.86-89; Философский энциклопедический
словарь. - М., 1983. С. 142-144). Особо обратите внимание на интеллектуальную интуицию, дедукцию и учение о врожденных идеях. В заключении дайте свое толкование слов Р. Дек«->та: "Мыслю, следовательно, существую" ("СодЛо ег§о зит").
Литература
Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.87-91.
Декарт. Р. Избранные произведения. - М., 1950.
История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995. С.345-420.
Ляткер Я.А. Декарт. - М., 1975.
Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Новое время). - М., 1994.
Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М., 1993.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.80-89.
Рассел Б. История западной философии. - М., 1993.
Спиркин А.Г. Учебник для вузов. - М., 1999. С. 110-112.
Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./ П.С. Гуревич, В.И. Столяров. - М., 1991. 4.1. С.493-498.
Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. С. 142-144.
Тема 19. ЭМПИРИЗМ Ф. БЭКОНА
Методические указания
Ф. Бэкон - родоначальник нового подхода к науке, давший философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Бэконовский афоризм "Знание - сила" в течение трех веков является символом науки. Данная тема тесно связана с предыдущими (см. темы 17, 18), поэтому постарайтесь построить свою работу о творчестве Ф.Бэкона на основе сравнения с творчеством Р. Декарта. С помощью учебников и философского словаря отработайте такие понятия, как "эмпиризм", "сенсуализм11 и "рационализм", ибо Бэкон был основателем английского эмпиризма и признавал ведущую роль в познании чувственного опыта. Далее изложите его учение об "идолах" (всего их 4). Главным препятствием на пути познания природы Ф. Бэкон считал засоренность сознания
людей так называемыми "идолами" - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями.
Литература
блршников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 47-52.
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.2. С. 146-153.
История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.
Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. -М., 1996. С.281-286.
Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./ П.С. Гуревич, В.И. Столяров.- М., 1991. 4.1. С. 293-297.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.,1997. С. 80-89.
Рассел Б. История западной философии. - М., 1993.
Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Новое время). - М., 1994.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.119-122.
Философский словарь. - М., 1998.
Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.
Тема 20. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Рационализм как умонастроение и идеология эпохи Про
свещения.
2. Механистический материализм и сенсуализм.
Методические указания
Первый вопрос необходимо начать с характеристики Просвещения (Введение в философию:Учебник для вузов. 4.1. - М., 1989. С. 163-169; Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов, ~ М., 1997. С.91-95; Краткая философская энциклопедия. - М., 1994;) - течения духовно-культурной жизни Европы XVII - XVIII вв. Идеологи Просвещения (Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо, Дидро и др.) исходили из принципа, что "человек разумен" (Ното 8ар1епз), и в своих рассуждениях они
шли не от разума к природе, а от природы к разуму, который получен человеком от природы и должен быть приспособлен к ней. Человек должен и может следовать природе, ибо, следуя законам природы, он может и должен стать счастливым.
Таким образом, здесь приходится сталкиваться с рационализмом (Современный философский словарь /Под общ.ред. В.Е.Кемерова. - М.,1996; Философский словарь. - М., 1998), но толковать его надо с самых широких позиций: возвеличивание человеческого индивида как активного и свободного субъекта; социальный оптимизм и вера в безграничные возможности человеческого разума и др.
Однако общая позиция представителей различных философских школ эпохи Просвещения не исключала и различного решения ими мировоззренческих проблем. Возникают школы идеалистического рационализма и рационалистического материализма (Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С. 91-93). Наибольшее распространение в это время получил рационалистический материализм, принявший форму механицизма (Философский словарь. -М., 1998). На примере двух ярких представителей этого течения -Ламетри и Гольбаха (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.80, 138) - охарактеризуйте механицизм и основные его принципы.
Одновременно с механицизмом сложилось и другое течение -сенсуализм, суть которого предстоит изложить в заключении работы (Краткая философская энциклопедия. - М.,1994; Современный философский словарь /Под ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996; Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.128-140).
Литература
Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М., 1984.
Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 80, 95, 138.
Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения: Книга для учителя/ С.Я. Карп. - М., 1992.
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С. 163-169.
Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. - М., 1983.
История философии в кратком изложении: Пер. с чеш.
И.И. Богута. - М,, 1995. С. 433-443. и
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.С.91-95.
Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С. 89-94.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С. 128-142.
Философский словарь. - М., 1998.
Философский энциклопедический словарь / Л.Ф.Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, ВТ. Панов. - М., 1983. С.540-541.
Тема 21. ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА
1. Кантовский переворот в философии.
2. Учение Канта об априорных знаниях.
Методические указания
Творчеством гениального немецкого философа Иммануила Канта открывается новый этап в развитии философской мысли - немецкая классическая философия. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта (Философский словарь. - М., 1998),которая связана с именем И. Канта. Этой проблеме следует посвятить первый вопрос вашей работы. Сам философ называл свою философию "трансцендентальным идеализмом" (Введение в философию: Учебник для вузов. 4.1. - М., 1989. С. 169-177). Постарайтесь глубоко проникнуть в суть кантовского переворота в философии: если в докан-товской философии внимание акцентировалось на анализе объекта познания, то Кант сделал предметом анализа специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания. В философии до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию (вспомните учение Ф. Бэкона об идолах, рассмотренное в теме 19). Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта, устанавливает различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте. В конечном итоге он пытается решить проблему как возможно достоверное научное знание (Кант И. Критика чистого разума //Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991. С.395-397; Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С. 143-147).
Второй вопрос является продолжением первого. Здесь надо показать, из чего складывается достоверное знание (Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С, 95-100). Достоверность и объективность знания, по Канту, обусловливаются трансцендентальным (над индивидуальным) уровнем познающего субъекта, которому по природе присущи некоторые врожденные (доопьттные) формы действительности - пространство, время, формы рассудка. Рассудок - это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка - понятия и категории -конструируют предмет познания. Мы можем познать только то, что сами создали, - считает И. Кант. Отсюда можно перейти к таким кантовским понятиям, как "явление" и "вещь в себе". С помощью философского словаря разберитесь в них (Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.95-99; 111-115).
В заключении контрольной работы обобщите огромный вклад И. Канта в развитие истории философии и покажите, как и чем он ограничил познавательные возможности человека (Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997).
Литература
Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.113-121.
Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. 4.1. - М., 1989. С. 169-177.
Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения: Книга для учителя / С.Я. Карп. - М., 1992. С.264-275.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.
Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. -М., 1996. С.367-378.
Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. / П.С. Гуревич, В.И. Столяров. ~ М., 1991. 4.1. С.395-397.
Мотрошилова И.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. - М., 1991. С.303-404.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С. 95-100.
Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Новое время). - М., 1996. С.633-653.
Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова. — М., 1996.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. — М., 1998. С, 143-149.
Философский словарь. - М., 1998.