Тема 16. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА
1. Эпоха Возрождения как культурный переворот.
2. Антропоцентризм и пантеизм в философии Возрождения.
Методические указания
Эпоха Возрождения (Ренессанса) открывает новый этап в осмыслении культуры и философии, что и следует отразить в первом вопросе. Покажите знание таких понятий , как "гуманизм", "Возрождение", "антропоцентризм", "пантеизм" (Введение в философию: Учебник для вузов. 4.1. - М., 1989. С Л 35-146; Канке В. А. Философия, Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.,1997. С.68-74;Философский словарь. - М., 1998; Современный философский словарь /Под ред. В.Е.Кемерова. — М., 1996. С. 115-118). В эпоху Ренессанса формируется совершенно новое самосознание человека, идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура - это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.
Во втором вопросе необходимо показать философское понимание человека и природы, причем сделать это надо через сравнение с предыдущей - средневековой - эпохой. Если в Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, т в эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид становится самостоятельным, вырастает его новое самосознание и самоутверждение. В противоположность средневековому человеку, который всецело считал себя обязанным Богу, индивид Ренессанса склонен приписывать свои заслуги самому себе. Раскрытие философского смысла понятий "антропоцентризм" и "пантеизм" поможет понять проблему человека и природы в данную эпоху (Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. - М., 1996. С.227-240; Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.94-96).
26 ^
Литература
История философии в кратком изложении: Пер. с чети. И.И. Богута. - М., 1995. С.288-298.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. — М., 1997.
Кампанелла Т. Город Солнца //Утопический социализм: Хрестоматия /Под ред. А.И. Володина. - М., 1983. С. 82-100.
Краткая история философии. - М., 1996. С.227-240.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1982.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.
Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье).- М., 1994. С.249-270.
Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова. - М.,1996. С. 115-118, 195-196.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М.? 1999. С.107-109.
Философский словарь. - М., 1998.
Тема 17. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Научная революция XVII в. "Знание - сила".
2. Проблема метода в эмпиризме и рационализме.
Методические указания
Рассматривая первый вопрос, следует иметь в виду, что философия XVII в. все более опиралась на авторитет науки, который существенно отличался от авторитета церкви. На стороне науки был исключительно человеческий разум и ничто более. Здесь следует применить метод сравнительного анализа с тем, чтобы показать отличие мировоззрения Нового времени от мировоззрения предыдущих эпох. Научная революция утверждала принципиально новое мировоззрение со всеми преимуществами и недостатками, суть которых и необходимо раскрыть. В заключении первого вопроса объясните смысл крылатой фразы: "Знание - сила" и назовите ее автора (Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. - М.,1996. С.277-282; Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.,1997. С.82-86).
Во втором вопросе продолжите характеристику философии Нового времени в более конкретной форме, то есть через рассмотре-
ние проблемы метода в научном познании и анализ основных философских направлений. Обратите внимание на то, что,в связи с тем, что философия XVII в. опиралась на науку, на первый план выходили вопросы гносеологии (теории познания). В ней же в иной форме был продолжен спор (начавшийся в средневековой философии) между двумя направлениями - номинализмом (опирающимся на чувственный опыт) и рационализмом (опирающимся на разум). В философии Нового времени они предстали как эмпиризм и рационализм. С помощью учебников и философского словаря поработайте над этими понятиями, уясните их смысл и назовите родоначальников этих важных философских направлений.
В заключении работы необходимо сделать вывод об особенностях философской мысли данной эпохи.
Литература
Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. — М., 1997. С.69-76, 123-128.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.С.78-84.
Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. -М., 1996. С.281-292.
Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.80-89.
Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. — М., 1999. С.114-116.