Тема 12. ГЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Апологетика и схоластика.

2. Онтология в средние века.

Методические указания

Данная тема открывает следующий этап в истории философской мысли, поэтому в первом вопросе необходимо дать сначала общую характеристику средневековой философии, которая по сути в течение целого тысячелетия являлась христианской философией. В данной работе речь должна идти о раннехристианской философии, которая получила название апологетика. Необходимо разобраться в этом понятии и объяснить его (История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И.Богута. - М., 1991. С.202-223). Далее поработайте над понятиями "схоластика", "догматика", "патристика", "теоцентризм" (Философский энциклопедический словарь. -М.,1983; Современный философский словарь. - М., 1996). На основании этого определите характерные черты средневековой философии, которая выступала "служанкой богословия" в течение длительного периода (Радугин А.А. Философия: Курс лекций. -М., 1997.С.57-65; Спиркин А.А. Философия: Учебник для вузов. -М., 1999. С.80-82).

Во втором вопросе постарайтесь понять и изложить средневеко­вую онтологию - христианский креационизм (в чем опять помелеет философский энциклопедический словарь). Для этого необходимо знать содержание Ветхого Завета Библии и материал из книги Д. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье)". - М., 1994. С.3-22). На основании изучен­ного следует понять, что в основе средневековой схоластики лежали два важных принципа, исходящих из 'геоцентризма, - принцип креационизма (творение всего сущего Богом) как главный принцип онтологии и откровение как главный принцип гносеологии. Оба принципа тесно связаны между собой и предполагают существова­ние единого личного Бога (Краткая история философии /Под общ.ред. ВТ.Голобокова. - М., 1996. С.164-172).

21 v,.

Литература

Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета.-М., 1991.

Библейская энциклопедия. - М., 1990.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. -М., 1991.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. - М., 1995. С.246-280.

Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. — М., 1996.

Косиодовский 3. Библейские сказания; Сказания евангелис­тов. - М„ 1991.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. (Средневековье). - М., 1994.

Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Ке­мерова. - М., 1996.

Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1981.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.80-82.

Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

Тема 13. ПАТРИСТИКА АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ

Методические указания

Данную контрольную работу следует посвятить видному теоре­тику средневековой философии и теологу Августину Аврелию Блаженному. Он был видным представителем патристики и оказал огромное влияние на всю западноевропейскую жизнь Средневе­ковья. В начале своей работы опишите биографию и творческий путь Августина (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. -М,, 1994. С.7-12; Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье). - М., 1994. С.49-74), а за­тем изложите суть его религиозно-философских взглядов. Обратите внимание на главное произведение Августина "О граде Божьем", где излагаются основные положения его концепции. Во-первых, это учение о Боге как высшем бытии, во-вторых, учение о мире как о второй реальности и, в-третьих, учение о предопределении судьбы человека. В заключении изложите разработанную Августином теорию гармонии веры и разума, предварительно разобравшись в

этих философских категориях (Краткая философская энциклопе­дия.-М., 1994; Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996).

Литература

Августин. О граде Божьем //Философия истории: Антология.-М., 1994. С.20-24.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. -М., 1995.

Краткая история философии /Под ред. В.Г.Голобокова. - М., 1996.

Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье). - М., 1994.

Современный философский словарь /Под общ.ред. В.Е.Ке­мерова. - М., 1996.

Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.82-90.

Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. С.348-509.

Тема 14. СХОЛАСТИКА ФОМЫ АКВИНСКОГО

Методические указания

Данная тема является продолжением предыдущей, однако выдающийся схоласт средневековья Фома Аквинат дает свою версию о гармонии веры и разума, значительно отличающуюся от варианта Августина Аврелия Блаженного. Задача состоит в том, чтобы сравнить взгляды двух философов-теологов и найти эти различия (Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье). - М., 1994. С.49-74; 133-148). Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, а некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы: например, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и т.д. В конечном счете разум и вера направлены к познанию

одной и той же Истины - Бога, но делают они это по-разному. Разум опирается на науку и философию, а вера - на теологию.

В итоге надо -показать огромный вклад Фомы Аквината в дальнейшее развитие религиозно-философской мысли, а именно: четкое разграничение между разумом и верой, философией и теоло­гией. Именно его учение (томизм) после смерти было признано официальным учением католицизма; из него родилось современное учение - неотомизм (История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. - М., 1995. С.310-311, 367-371; Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.59-66).

Литература

Августин. О граде Божьем /Философия истории: Антология. -М.,1994.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.243-248.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1.- М., 1995. С. 310-311; 367-371.

Краткая история философии/ Под общ.ред. В.Г.Голобокова. -М.,1996.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье). - М., 1994.

Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.95-99.

Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

Тема 15. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ХРИСТИАНСТВЕ

1. Природа и человек как творение Бога.

2. Человек - образ и подобие Бога.

Методические указания

Для раскрытия этой темы необходимо знание Библии (Ветхий Завет), где, согласно христианскому догмату, сказано, что Бог сотворил мир из "ничего", актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такая точка зрения на происхождение мира называется креационизмом (Введение в философию: Учебник для

вузов. 4.1. - М., 1989. С.116-117; Канке В.А. Философия. С.52-57, 63-67; Радугин А.А. Философия. С.57-65). Здесь необходимо показать отличие языческой религии (политеизм) от христианской, где Бог стоит над природой, а не растворен в природе стихийных сил и поэтому является трансцендентным (потусторонним) Богом. Бог трактуется как абсолютное творческое начало: он вечен, неизменен, самотождественен и является источником всего сущего. Это и составляет содержание первого вопроса.

Второй вопрос посвящен христианскому антропоцентризму (Краткая философская энциклопедия. - М., 1994; Радугин А.А. Философия. С.57-65;Философский энциклопедический словарь. -М., 1983;). Согласно христианскому учению, Бог сотворил человека не со всеми вместе, а в отдельный день творения. Христианство подчеркивает особое положение человека в мире: он - венец творения Божьего, является центром Вселенной (отсюда и антропоцентризм) и господствует на Земле. Человек, наделенный разумом и волей, является представителем Бога в этом мире, продолжателем божественных деяний. С момента грехопадения (Ветхий Завет) природа человека стала двойственной, испорченной, поэтому человек постоянно нуждается в божьей помощи. В заклю­чении необходимо подытожить основные положения христианского креационизма о творении мира и человека, о проблеме души и тела (Введение в философию: Учебник для вузов. 4.1. - М., 1989. С. 127-129; Современный философский словарь. С. 165-170; Спир­кин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.95-99).

Литература

Августин. О граде Божьем //Философские истории: Антоло­гия. - М., 1994. С.20-24.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -М., 1991.

Библейская энциклопедия. - М., 1990.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова.- М., 1989. 4.1. С.115-134.

История философии в кратком изложении:. Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.

Косиодовский 3. Библейские сказания: Пер. с польск. - М,, 1991.

Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Ке­мерова. - М., 1996. С.165-170.

Спиркин А.Г. Философия. - М., 1999. С.82-90.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье). - М., 1994.

Наши рекомендации