Тема «Проблема бытия и материи в философии»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КОЛЛЕДЖ

М.Н. ЖАРОВА

«Философское учение о бытии»

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

медицинского колледжа

по дисциплине

«Основы философии»

Ростов-на-Дону

Предисловие

Учебно-методическое пособие «Философское учение о бытии» предназначено для самостоятельной работы студентов по данной теме, являющейся необходимой составляющей процесса изучения материала темы на лекции и при работе с учебником.

Проблема бытия является основополагающей для формирования мировоззрения каждого человека. Устройство мира, его сущность, законы функционирования объясняются с различных точек зрения в философии и науке. Это вопросы, от решения которых зависит понимание и других вопросов жизни человека и общества. Знание философской онтологии важно для изучения и понимания таких философских проблем, как проблема человека, проблема сознания, проблема познания, проблемы общества, культуры и цивилизации, глобальных проблем человечества.

Целью изучения философской онтологии является получение знаний о философском понимании проблемы бытия, материальном единстве мира и жизни как элементе бытия мира; об особенностях основных форм бытия; о диалектическом единстве различных форм бытия.

Использование в процессе обучения пособия поможет студенту сориентироваться в этой сложной, но очень интересной проблеме философии, усвоить основные философские понятия и категории, понять основные законы функционирования мира, а также подготовиться к контролю знаний по данной теме на занятии. Данное пособие поможет при выполнении учебно-исследовательской работы студентами – оно содержит темы рефератов и литературу для их подготовки.

На изучение темы отводится 4 учебных часа, из которых 2 часа – лекционное занятие, 2 часа – семинарское занятие.

Тема «Проблема бытия и материи в философии»

На лекции рассматриваются следующие вопросы:

1. Категория «бытие» и ее роль в философии. Признаки бытия. Основные формы бытия. Идеалистический и материалистический подход к проблеме бытия.

2. Небытие и инобытие. Фундаментальная противоречивость бытия.

3. Системность бытия. Диалектический характер бытия. Законы диалектики.

4. Понятие материи. Уровни организации материи.

5. Атрибуты материи (пространство, время, движение) и их виды и свойства.

Формы движения материи.

6. Современные естественнонаучные представления о строении материи.

Принцип материального единства мира. Макромир и микромир.

Исходный уровень знаний для изучения темы:

ГЛОССАРИЙ

философских понятий и категорий

Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Вещь – отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования.

Гармония(в пер. с греч. – связь, соразмерность частей) – это категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутреннюю и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы объекта.

Диалектика(в пер. с греч. – вести спор, беседу) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Единичное – это отдельный предмет, обладающий индивидуальной качественной и количественной определенностью, ограниченный в пространстве и во времени от других предметов и явлений

Закон– объективные, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Изменение – наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, начиная от простого перемещения тел и заканчивая движением мыслей. Изменение означает переход, превращение материального или духовного явления в другое или смену состояний одного и того же предмета.

Инобытие – философская категория, обозначающая момент развития бытия. Относительно законченное бытие выступает в иной форме, которая потенциально заключалась в предшествующей форме.

Качество – это философская категория, обозначающая относительную стабильность и определенность характеристик и связей предмета и явления.

Количество – это философская категория, обозначающая исчисляемые параметры предмета или явления; выражает такую определенность предмета или явления, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой.

Мера – философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определенностей предмета.

Небытие– полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Общее (всеобщее) – принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи в составе целого. Общее выражает определенное свойство или отношение, характерные для данного класса предметов, событий, а также закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных явлений.

Особенное – философская категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов – единого и общего.

Отношение – философская категория, выражающая момент взаимосвязи всех явлений, взаимозависимость элементов определенной системы.

Отрицание – философская категория, выражающая определенный тип отношения между двумя последовательными стадиями развивающегося предмета. Категория «отрицание» имеет два смысла: 1) это процесс прекращения существования предмета в результате действия преимущественно внешних сил и факторов, конец его развития; 2) внутренний момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого (диалектическое отрицание).

Повод – это понятие, обозначающее внешний толчок, способствующий проявлению причины.

Порядок – философское понятие, обозначающее закономерные отношения между частями, частями и целым; закономерность, подчиненная смыслу и цели, имеющая характер единства.

Причина – философская категория, выражающая реальное существование взаимосвязанных явлений, в процессе взаимодействия которых одно из них (причина) при наличии определенных условий неизбежно порождает другое явление, событие, процесс (следствие).

Противоположность – это философская категория, обозначающая такие стороны, моменты, предметы и явления, которые одновременно неразрывно связаны, взаимоисключают друг друга, взаимопроникают и, при определенных условиях, переходят друг в друга.

Противоречие диалектическое – философская категория, выражающая внутренний источник всякого самодвижения и саморазвития.

Развитие – это изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях.

Различие– сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других. В материалистической диалектике развитие понимается как необходимый момент всякой вещи, явления и процесса, характеризующий их внутреннюю противоречивость, развитие.

Свойство – это философская категория, обозначающая сторону предмета, которая проявляется в его способности определенным образом взаимодействовать с другими предметами.

Связь – философская категория для обозначения взаимообусловленности явлений, разделенных в пространстве и (или) времени.

Симметрия (в пер. с греч. – соразмерность) – понятие, характеризующее переход объектов в самих себя или друг в друга при осуществлении над ними определенных преобразований; в широком смысле – свойство неизменности некоторых сторон, процессов и отношений объектов относительно некоторых преобразований.

Система(в пер. с греч. – целое, составленное из частей) – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее определенную целостность, единство на основе каких-либо интегративных (системообразующих) свойств.

Скачок– это философская категория, выражающая перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, быстроту изменений, превращение в противоположность и единство бытия и небытия.

Следствие – это философская категория, выражающая результат действия причины.

Случайность – философская категория, выражающая: 1) несущественные, единичные связи действительности, второстепенные возможности ее развития; 2) не развитое явление, выступающее в своей изолированности как отклонение от нормы; 3) формы проявления необходимости.

Содержание – понятие, обозначающее подвижное единство необходимых, существенных свойств и взаимосвязей элементарных частей предмета и их комплексов.

Субстанция (в пер. с лат. – сущность, лежащая в основе) – это философская категория, выражающая сущностное свойство предмета как целостности, основание и центр всех его изменений, активную их причину и источник ее функционирования.

Сущность – философская категория, отражающая внутренние, глубинные связи, основу предмета либо «воплощенные» в его главной, определяющей стороне, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупности всех его различных форм.

Тождество– понятие, выражающее предельный случай равенства объектов, когда не только все родовые, но и индивидуальные их свойства совпадают.

Условие – это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которых с необходимостью следует существование данного явления.

Феномен – явление, данное в опыте.

Форма – понятие, означающее внешнее существование единства необходимых, существенных свойств и взаимосвязей элементарных частей предмета и их комплексов, устойчивое проявление этого единства во взаимодействии системы и среды.

Хаос( в пер. с греч. – зияние, пустое протяжение, разверстое пространство) – понятие, обозначающее неупорядоченное, бесформенное состояние, имеющее место до образования упорядоченности.

Явление – философская категория, выражающая: 1) поверхностное бытие сущности, внешнюю форму ее существования; 2) любое формообразование в его целостности (синоним «тела», «вещи», «предмета»), 3) сущность в неадекватной, искаженной форме (видимость).

Атрибут – это неотъемлемое, существенное свойство объекта, т.е. такое свойство, без которого объект не может существовать.

Время – философская категория, выражающая длительность и последовательность событий мира.

Объективное время – форма существования движущейся материи; выражение непрерывности движения, длительности протекания процессов изменения, их скорости, ритма, темпа; преемственной последовательности изменения объектов и явлений в их взаимодействии, а также их возникновения и гибели.

Субъективное время – форма существования сознания, включающая переживание человеком реальных событий и процессов, проходящих временной ряд: настоящее – прошедшее – будущее.

Таблица 1.

Основные формы бытия

форма Содержание
1. материальное Существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. идеальное Существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. человеческое Существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. социальное Включает бытие человека в обществе и бытие самого общества.

Таблица 2.

Законы диалектики

Название закона Суть закона Главные философские категории закона
Закон единства и борьбы противоположностей В любом предмете или явлении содержатся противоположности, которые находятся в постоянном противоборстве. Борьба противоположностей приводит к образованию нового единства, где снова начинают проявляться и расти противоречия. Противоположность, развитие
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений Постепенное накопление количественных изменений в определенный момент времени приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового качества, нового предмета. Качество, количество, мера, скачок
Закон отрицания отрицания Развитие носит поступательный, преемственный, циклический характер. На последующих стадиях развития в той или иной степени повторяются некоторые свойства предыдущей. По форме развитие идет не по «прямой линии», а по «спирали». Отрицание

Таблица 3

Тема «Проблема бытия и материи в философии» - student2.ru

Таблица 3.

Уровни организации материи

уровень подуровень элементы
Органический (живая материя) Биологический ДНК, РНК, белки, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы (растения, животные), человек.
социальный Человек, семья, социальные группы, классы, нации, этносы, общество, человечество.
Неорганический (неживая материя) Элементарные частицы¹, атомы, молекулы, микротела, макротела, планеты, галактики, системы галактик, метагалактики.

¹Элементарные частицы - это общее название мельчайших частиц материи на следующем (после ядер) уровне строения материи (субъядерные частицы). К элементарным частицам относятся протон (p), нейтрон (n), электрон (e), фотон (g), нейтрино (n) и др. и их античастицы. Все элементарные частицы делятся на 2 группы - адроны и лептоны (кроме фотона). Адроны не удовлетворяют строгому определению элементарности, т.к., по современным представлениям, являются составными - состоят из кварков. Всего известно более 350 элементарных частиц, большинство из них нестабильно. Число открытых в науке элементарных частиц продолжает расти.

Таблица 4.

Формы движения материи

форма содержание
механическая Перемещение тел в пространстве.
физическая Тепловые, электрические, магнитные, оптические и другие физические процессы.
химическая Единичные и групповые воздействия атомов и молекул.
биологическая Развитие и функционирование живых организмов.
социальная Общественные явления и процессы.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Дайте определение понятия «бытие».

2. В чем различие между идеалистическим и материалистическим подходами к пониманию бытия?

3. Назовите основные формы существования бытия.

4. Охарактеризуйте бытие человека.

5. Каково соотношение бытия, инобытия и небытия?

6. В чем проявляется диалектический характер бытия?

7. Назовите и охарактеризуйте диалектические законы.

8. В чем проявляется системный характер бытия?

9. Дайте определение понятия «материя».

10. Как понимается материя при диалектико-материалистическом подходе?

11. Назовите основные свойства материи.

12. Что такое атрибуты материи? Дайте их определение.

13. Назовите уровни существования материи. Какие элементы входят в структуру материи на этих уровнях?

14. Какова взаимосвязь уровней организации материи?

15. В чем проявляется диалектическая взаимосвязь уровней организации материи? Какие есть научные доказательства этой взаимосвязи?

16. Назовите и охарактеризуйте формы движения материи.

17. Охарактеризуйте принцип материального единства мира.

Практические задания и ситуационные задачи

1. Определите, к какой форме бытия относятся перечисленные предметы и явления: мифы Древней Греции, философия, космический корабль, Интернет, телевидение, растение, сновидения, биосфера, политическая деятельность людей, молоко, математическая формула, добро, океан, художественный образ, любовь, пустыня

2. Признаками живого, с точки зрения современной науки, являются раздражимость, способность к росту, обмен веществ, способность изменяться. Какой из данных признаков составляет сущность любого живого организма?

3. «Развитие – это борьба противоположностей». Назовите закон диалектики, который проявляется в этом утверждении.

4. Химия, как наука, возникла на основе знаний, накопленных алхимией, переосмыслив и взяв у нее научно обоснованную информацию. Какой диалектический закон проявляется в развитии химии как науки?

5. В реальной жизни человека часто возникают ситуации, когда ему хочется одновременно сделать два одинаково привлекательных для него дела. После некоторых раздумий он выбирает одно из них и приступает к его выполнению. Какой диалектический закон проявляется в данном случае?

6. У человека обнаруживается излечимое методами и средствами современной медицины заболевание. После необходимого лечения человек восстанавливает свое здоровье. Какой диалектический закон действует в данной ситуации?

7.Определите, какие из перечисленных явлений материальны: свет, война, пространство, время, химическое вещество, ген, информация, совесть, мысль, металл, человек, научная идея, произведение искусства, гроза, солнце.

8. Можно ли сказать, что лежащий в постели и спящий человек находится в состоянии покоя? Обоснуйте свой ответ.

9. Определите, какие формы движения материи свойственны человеку.

10. Приведите примеры действия законов диалектики в различных сферах бытия. Впишите эти примеры в таблицу«Законы диалектики в природе и обществе»:

Область проявления Диалектические законы
Закон единства и борьбы противоположностей Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений Закон отрицания отрицания примечания
Живая природа        
Неживая природа        
Общество          
Человек          

Задания в тестовой форме обучающего типа

1. Объект исследования онтологии - это

а) закономерности материального бытия

б) принципы развития мира

в) законы развития природы, общества и человека

г) особенности понимания проблемы бытия в истории

2. Диалектическая закономерность выраженная в утверждении древнекитайских философов: «Когда Инь достигает максимума, он превращается в Ян… Когда холод достигает вершины, он становится жарой; когда жар достигает вершины, возникает холод» - это

а) единство и борьба противоположностей

б) переход количественных изменений в качественные

в) закон отрицания отрицания

г) принцип системности

3. Понятие субстанции в современной философии понимается как

а) субстрат, из которого состоят материальные тела

б) существование каждого конкретного предмета

в) внутреннее единство предмета, единое основание всех его изменений

г) обозначение какой-либо стороны предмета

4. Различие структурной организации уровней бытия определяется

а) различными онтологическими основаниями

б) объективностью и субъективностью существования

в) степенью сложности

г) элементами, составляющими их

5. Диалектика - это учение о

а) различных уровнях организации материи

б) всеобщих законах развития природы, общества и познания

в) закономерностях познания

г) природе бытия

6. Философская категория, обозначающая устойчивую, необходимую и существенную связь между явлениями -

а) категория

б) гипотеза

в) закон

г) причинность

7. Общие черты, связи, стороны и свойства действительности - это

а) категория

б) закономерность

в) система

г) опыт

8. Основой всякого развития в диалектике признается

а) изначально присущее объекту противоречие

б) внешние материальные воздействия

в) целевая причина

г) идеальная причинная обусловленность

10. Главная, внутренняя, устойчивая сторона предмета - это

а) явление

б) причина

в) необходимость

г) сущность

11. Внутренняя, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь явлений, обуславливающая их развитие - это

а) причинность

б) закон

в) гипотеза

г) условие

14. Закон, раскрывающий общее направление развития - это

а) взаимного перехода количественных и качественных изменений

б) естественного отбора

в) отрицания отрицания

г) единства и борьбы противоположностей

15. Закон, раскрывающий механизм изменений и показывающий формы, в которых происходит развитие - это

а) единства и борьбы противоположностей

б) взаимного перехода количественных и качественных изменений

в) отрицания отрицания

г) энтропии

16. Закон, определяющий движущую силу, источник развития всех явлений материального и духовного мира - это

а) взаимоперехода количественных и качественных изменений

б) единства и борьбы противоположностей

в) отрицания отрицания

г) естественного отбора

19. Наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений, начиная от простого перемещения тел и заканчивая движением мыслей - это

а) изменение

б) отношение

в) развитие

г) мера

20. Философская категория, обозначающая относительную стабильность и определенность характеристик и связей предмета и явления -

а) количество

б) мера

в) качество

г) особенное

23. Философская категория, обозначающая полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто -

а) бытие

б) небытие

в) инобытие

г) сущее

27. Философская категория, выражающая момент взаимосвязи всех явлений, взаимозависимость элементов определенной системы, -

а) изменение

б) отрицание

в) отношение

г) свойство

29. Понятие, обозначающее внешний толчок, способствующий проявлению причины,

а) закон

б) повод

в) мера

г) отрицание

30. Философское понятие, обозначающее закономерные отношения между частями, частями и целым,

а) отрицание

б) повод

в) порядок

г) изменение

31.Философская категория, выражающая реальное существование взаимосвязанных явлений, в процессе взаимодействия которых одно из них при наличии определенных условий неизбежно порождает другое явление, событие, процесс,

а) причина

б) следствие

в) закон

г) сущность

32. Философская категория, обозначающая такие стороны, моменты, предметы и явления, которые одновременно неразрывно связаны, взаимоисключают друг друга, взаимопроникают и, при определенных условиях, переходят друг в друга,

а) причина

б) противоположность

в) изменение

г) закон

38. Философская категория, выражающая результат действия причины,

а) связь

б) следствие

в) развитие

г) качество

39.Случайность – философская категория, выражающая:

а) несущественные, единичные связи действительности,

б) не развитое явление, выступающее как отклонение от нормы;

в) формы проявления необходимости

г) все вышеперечисленное

41. Философская категория, выражающая сущностное свойство предмета как целостности, основание и центр всех его изменений, активную их причину и источник ее функционирования,

а) субстанция

б) сущность

в) единичное

г) сущность

46. Существование материальных тел, вещей, явлений природы – это форма бытия

а) материальная

б) социальная

в) биологическое

г) идеальное

47. Бытие человека в обществе и бытие самого общества – это форма бытия

а) материальная

б) идеальная

в) социальная

г) биологическая

48. Понятие, обозначающее неотъемлемое, существенное свойство объекта, т.е. такое свойство, без которого объект не может существовать

а) сущность

б) атрибут

в) качество

г) форма

49. Философская категория, выражающая длительность и последовательность событий мира, это

а) количество

б) время

в) развитие

г) отношение

Литература

Основная:

1. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебное пособие. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. - 480 с.

2. Горелов, А.А. Основы философии: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ "ФИРО". - 8-е изд. стер.- М.: Издательский Центр "Академия", 2010. - 256 с.

3. Стрельник, О.Н. Основы философии: учебник для ссузов / О.Н. Стрельник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 312 с.

4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006 - 506 с.

5. Хрусталев, Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 308 с.

Дополнительная литература:

1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник для вузов – 4-е изд., перераб., доп. – (Классический университетский учебник). — М.: Проспект (ТК Велби). – 2010. – 605 с.

2. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009 – 432 с.

3. Миронов, В.В. Философия. Учебник для вузов. / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М., 2006. – 896 с.

12. Налетов, И. З. Философия: учебник / И. З. Налетов. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 399, [1] с.

4.Нижников, С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2007. - 396 с.

5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

6. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина - М.: Гардарики, 2009. – 1072 с.

7. Хрусталев, Ю.М. Философия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Интернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Образовательный сайт на правах электронного учебника.

http://www.filosofia-totl.narod.ru/

3. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

4. Национальная философская энциклопедия. Словари. http://terme.ru/

5. Философский портал. Библиотека. http://www.philosophy.ru

6. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

7. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Темы рефератов

1. Диалектическое единство материального и идеального в живой природе.

2. Материальное единство мира и его свойства.

3. Идеальное и материальное в бытии человека.

4. Движение, изменение и покой в жизни человека.

5. Движение – это жизнь.

6. Инобытие и его взаимосвязь с другими формами бытия.

7. Атрибуты материи как свойства человека.

8. Системность – свойство бытия человека и общества.

9. Диалектическая взаимосвязь уровней существования материи.

10. Материальное единство мира.

11. Законы диалектики в бытии человека.

12. Диалектическая взаимосвязь форм бытия.

13. Атрибуты материи, их особенности в бытии человека.

14. Диалектическая взаимосвязь идеального и материального в бытии мира.

15. Философские проблемы человеческого бытия.

Информационный блок

Небытие и инобытие

«Бытие – небытие». Исторически и логически человеческая мысль начинается с этих категорий.

Небытие является противоположностью бытия. Категория «небытие» означает отсутствие существования.

Отдельные проявления бытия (элементарные частицы, растения, животные, человеческие цивилизации и проч.) рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие.

Поэтому принято говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто в ничто.

В то же время ни одна вещь, явление или процесс не возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия, в инобытие.

Происходят взаимопревращения элементарных частиц, природных явлений, на обломках погибших цивилизаций возникают новые цивилизации.

Поэтому небытие относительно. В абсолютном смысле существует только бытие, хотя формы его существования различны. Это бытие вещей, свойств и отношений неживой и живой природы, бытие человека и бытие общества, материальных предметов и их идеальных образов: представлений, понятий, теорий.

«…Один и тот же предмет может существовать в различных формах, как бы обладать бытием и тем, что может быть названо инобытием». (Там же, с. 192).

«…Все вещи и явления в мире рождаются из небытия и уходят в небытие» (Там же, с. 192).

В семечке уже присутствует в определенной форме своего бытия будущее дерево. «С другой стороны, какое-то событие уже прошло, стало небытием (вроде Второй мировой войны), но оно продолжает оказывать воздействие на настоящее, как бы неотразимо присутствовать в нем» (Там же, с. 192).

«Каков же онтологический статус такого своеобразного присутствия в настоящем явлений будущего, которых еще нет, и явлений прошлого, которых уже нет? Эта проблема заставила уже Аристотеля четко различать бытие потенциальное и бытие актуальное со всем непростым спектром отношений между ними» (Там же, с. 192).

Диалектика бытия и небытия наиболее ярко проявляется в феноменах жизни и сознания.

«…Из биологии и физиологии хорошо известно, что сам факт нашей жизнедеятельности невозможен без перманентного процесса отмирания старых клеток организма и замены их новыми.

Феномен же нашей сознательной жизни – это во многом дар забвения, очищения сознания от избыточной и ненужной информации, препятствующей творческому мышлению» (Там же, с. 192).

Основные формы бытия

Осмысление бытия человека приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения.

Разнообразие элементов мира – это многообразие форм бытия.

Уровни организации материи.

Бесконечное содержание материи не хаотично – оно упорядоченно. Прежде всего, можно говорить о строении материи на уровне неживой природы и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной науки, входят элементарные частицы, физический вакуум (особое состояние материи, где происходят сложные процессы появления и исчезновения элементарных частиц), атомы, звезды, молекулы, макротела, планеты и их системы, галактики (совокупность взаимосвязанных планетных систем и звезд), системы галактик, Метагалактики (система взаимодействующих скоплений галактик). Тайны строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и метагалактик, люди еще не познали.

Живая природа включает два уровня: биологическую и социальную (общественную) жизнь.

На биологическом уровне в структуру материи входят нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК, присутствуют в клетках всех живых организмов и выполняют важнейшие функции по хранению и передаче информации); белки (доклеточный уровень жизни); клетки и одноклеточные организмы; многоклеточные организмы (растения и животные); популяции (совокупности особей одного вида, длительное время занимающие определенное пространство и воспроизводящие себя в потомстве; биогеоценозы (совокупность популяций, населяющих данный участок суши, воды и находящихся в определенной связи между собой и окружающей средой; биосфера (глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоценозов).

На определенном этапе развития в биоценозе возникают особые популяции живых существ, которые благодаря своей способности к труду, переходят с биологического уровня существования на социальный. В рамках биосферы возникает человеческое общество.

На социальном уровне в структуре материи можно выделить следующие элементы: семья, классы, расы, нации и т.д. Обязательным условием функционирования как общества в целом, так и отдельных его элементов является духовная жизнь людей, их мышление и сознание. Поэтому на социальном уровне материи вопрос о первичности социальных структур и вторичности сознания не может решаться жестко однозначно.

Философия и науки о жизни

Быть для живого существа – это значит жить.

Жизнь – это понятие многозначное. О жизни принято говорить как о биологическом, космопланетарном, мистическом и культурно-историческом феномене.

Проблема жизни – это метафизическая проблема философии, поскольку затрагивает основополагающие сферы бытия: смысл жизни, ценности, цели и средства человеческого существования.

Люди с давних пор пытались постигнуть тайну жизни. Уже древние мыслители в явлениях жизни усматривали нечто существенно отличающее их от явлений неживой природы. Аристотель, наиболее полно из древнегреческих философов рассмотревший этот вопрос, считал живое существо состоящим из тела и души, материи и формы, а главным признаком жизни считал способность организма к самостоятельному движению. Эту способность к движению материальному предмету дает душа и форма, т.к. сама по себе материя неспособна к движению.

Философия обратилась к проблеме жизни в конце 19 века. Появляется направление «философия жизни», к которому относят учения Ф. Ницше, А. Бергсона, Г. Зиммеля, О. Шпенглера и др. С этого времени жизнь стала пониматься как непрерывный, творческий процесс, постижение которого должно осуществляться не в формах рационального, логико-понятийного познания, а в формах интуитивного, образно-символического понимания, чувствования.

Интерес к проблематике жизни породил множество нетрадиционных, существующих на границе науки и философии концепций. Примером может служить «торсионная модель», в основе которой лежит физическая теория торсионных полей, при помощи которой обосновывается идея единства жизнедеятельности человека и Космоса.

Среди множества современных наук приоритет в исследовании феномена жизни, бесспорно, принадлежит биологии. Биология – это наука о живом, его строении, формах активности, природных сообществах живых организмов, их распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. В биологическом смысле жизнь – это основной признак организма.

Современная биология в основном ограничивается перечислением главных свойств и признаков живых организмов, акцентируя внимание на том, что только совокупность этих свойств и признаков может дать представление о специфике жизни.

Признаками живого являются:

- сложность и упорядоченность структуры живых организмов, существенно превышающие уровень организации в неживых системах;

- использование энергии окружающей среды для поддержания своей высокой упорядоченности;

- способность реагировать на внешние раздражения активным образом;

- постоянное изменение и усложнение структур и систем;

- способность к самовоспроизведению;

- передача потомкам наследственных признаков;

- адаптированность к среде обитания;

- способность воспринимать, накапливать, сохранять, трансформировать и передавать полученную внешнюю информацию.

Фундаментальные отличия живого от неживого рассматриваются в вещественном, структурном и функциональном плане. В вещественн

Наши рекомендации