Тема 1.7. Развитие философии в России. Проблема всеединства, богочеловечества
Основные понятия и термины
Богопознание-процесс постижения человеком бога как высшей истины и ценности бытия.Богочеловечество-категория,показывающая достижение всеми народами состоянияслияния с богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами. Вера, надежна, любовь -понятия в христианской философии,являющиеся выражением вобласти чувств традиционных, высших морально-ценностных идеалов мировых религий - Добра, Истины, Красоты. Вера показывает связь человека с богом и людьми, надежда показывает устремленность человека и общества к новому состоянию, любовь означает синтезирующую способность материи.
Всеединстве-категория,показывающая единство трех миров:природного,социального идуховного.
Всемирная церковь-категория в философии В.С.Соловьева,означающая образованную врезультате постепенного сближения общность людей, верующих в общечеловеческие религиозные идеалы - Благо, Красоту, свободу личности и в единого бога.
Всечеловеческий характер русской философии-направленность русской философии наобщечеловеческие моральные и религиозные ценности: любовь, благо, свободу личности, ответственность за зло, поиски единого бога и т.п.
Диалектический материализм-направление в философии,в котором мир рассматриваетсякак саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах.
Добро, истина, красота-три высших моральных и ценностных идеала человечества,показывающих связь морально-духовной, познавательно-идейной и эстетически-духовной среды, в которой живет человеческая личность.
Евразийство-направление в философско-социологической мысли,провозглашающееРоссию континентом Евразии, отличным и от Европы, и от Азии своей особой культурной духовностью. Ведущими факторами социального бытия евразийство объявляет территорию и климат.
Жертва-умерщвление чего-либо с целью расположения к себе божества и искуплениягрехов; безвозмездная отдача какой-либо ценности. Смерть Христа рассматривалась как жертва богу за людские грехи. В русской философии часто говорили о жертве революционеров в пользу народа, в пользу счастья человечества.
Западники-сторонники западного пути развития России в истории,опирающиеся на идеипозитивизма, вовлеченности России в западную культуру.
Искупление -категория христианской философии,показывающая заглаживание винычеловека и человечества, виновных перед богом и историей своими грехами и слабостями. Марксизм -мировоззрение,родоначальниками которого считаются Карл Маркс и ФридрихЭнгельс. Суть марксизма - в диалектико-материалистическом подходе к миру, в признания формационного подхода к истории, согласно которому развитее общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений.
Материализм -направление в философии,признающее материю в качестве первичногоначала бытия мира, признающее адекватное познание мира человеком.
Мессианизм-черта русской философии,показывающая ее пророческий характер,ееспособность предвидения хода истории и предугадывания средств для контроля над нею и управления процессами социальной жизни.
Миссионизм-учение об исторической миссии,предназначении человека,целого народа иликакой-либо общественной организации. В русской философии исторической миссией
русского народа провозглашалось сначала роль народа-богоносца, а позднее - освобождение трудящихся всего мира от гнета и эксплуатации.
«Москва - третий Рим»-доктрина,в которой Московскому княжеству(царству)приписывалась роль спасителя христианского мира в его противоборстве с исламистским обществом.
Органическое целое-понятие в философии Н.О.Лосского,показывающее системноестроение материи с приоритетом в ней целостного, гармонического начала, существующего до составляющих его частей и определяющего их бытие. Правда-истина,наполненная моральным смыслом и идеей естественного права.
Промысел божийидея управления миром божеской волей по определенному плану.Русская идея-национальный идеал русского народа,определяющий цели его историческогоразвития и его задачи.
Русский философский ренессанс-период развития русской философии,начинающийся с90-х гг. XIX века и оканчивающийся 50-ми годами XX века. В этот период были разработаны философско-социальные концепции всеединства, философии хозяйства, свободы, ненасилия, исторической судьбы России и т.п.
Свобода человека-категория,показывающая независимость сознания и воли человека отдругих субъектов, общества и бога. Согласно концепции И. А. Бердяева, свобода человека предопределена ее корнями, находящимися в подоснове бытия, Ungrund, существующем прежде бога.
Славянофилы -сторонники особого пути России в истории,который обусловлен якобырелигиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, тягой его к нравственным ценностям.
Соборность-объединяющее начало в сознании,поведении,требующее коллективногообсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества. София-мудрость мира,принявшая форму духовной ткани бытия,возникающая
одновременно с богом и участвующая в творении мира,
Теория официальной народности-учение,провозглашающее формулу«православие-самодержавие - народность» специфичной для России и обеспечивающей гармоничное единство царской власти и народа.
Философия русского просвещения -философия РоссииXVIIIвека,в которой основнымипроблемами были опора человека на разум в познании, признание рационально-механического подхода в качестве основного в жизни и культуре вообще.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем отличие русской философии от философии европейской?
2. Назовите основные этапы развития русской философии, их особенности, представителей. 3.Раскройте философско-политический смысл доктрины «Москва-третий Рим».
4.В чем заключаются духовные предпосылки появления славянофильства и западничества как течений общественной мысли в России?
5. Раскройте своеобразие философских воззрений славянофилов. 6.Охарактеризуйте основные направления российского западничества.
7.Раскройте содержание философии русского почвенничества.
8.Каковы отличительные черты русского консерватизма?
9.Дайте характеристику основных идей философии русского космизма.
10.Назовите основные направления и представителей русской религиозно-идеалистической философии первой половины 20 в., дайте характеристику их идейных истоков.
11. Какой вклад внесла русская философия в общемировую?
Упражнения и задачи
1.Заполнитетаблицусуказаниемхронологическихрамокрусскойфилософии,основных направлений и наиболее ярких представителей:
Хронологические рамкиистории | Основныенаправления | Представители философскихнаправлений |
2.Русская философияXIXвека находилась в оченьтеснойсвязис художественной литературой.Вспомните изшкольногокурса литературытопроизведение русского поэтаилиписателя,котороеоказалонаВас наиболеесильноевоздействие.Приведите эти строки и пояснитесвой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Укажите имена мыслителей и этап развития русской философии, на который приходитсяихжизньи творчество.
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7.
Имена мыслителей | Этапы русской философии |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. |
КРОССВОРД
"РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В РОССИИ"
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:1.Имя философа Белинского. 2.Древнегреческий философ,накоторого хотел быть похожим Г.С.Сковорода. 6. Русский философ, исследовавший феномен "западничества" и "славянофильства". 9. Русский философ, написавший очерк "Судьбы философии в России". 10. Город-крепость, где во время ссылки жил Ф.М.Достоевский. 12. Немецкий ученый-популяризатор Шеллинга. 13. Мыслитель-полупозитивист, "народник". 15. Город, в котором родился Н.Г.Чернышевский. 19. Преподаватель философии в Московской духовной академии. 21. Божественное предопределение хода истории. 23. Один из первых русских материалистов, мыслитель, литературный критик, писатель. 26. Журнал, который издавали братья Достоевские. 29. Учебное заведение в Царском селе, которое закончил русский философ Н.Я. Данилевский. 30. Русский писатель-драматург, которого "почвенники" считали духовным наставником".
ПО ВЕРТИКАЛИ: 1.Русский философ,преподававший вXIXвеке в МедицинскойАкадемии. 2. Известный мыслитель-славянофил. 3. Известный русский просветитель, масон.
4. Преподаватель Духовной Академии в Санкт-Петербурге. 5. Идеология масонства. 7. Великий писатель и мыслитель XIX века. 8. Направление в философии, абсолютизирующее волю. 11. Немецкий философ. 14. Сильное чувство. 16. Способность к выбору цели деятельности. 17. Мыслитель-полупозитивист, историк. 18. Человек, которого называют "Первый русский университет". 20. Мыслитель - "полупозитивист", теоретик анархизма. 22. Имя писателя Толстого. 24. Автор "Очерка развития русской философии". 25. Образ, определяющий способ мышления. 27. Способность к абстрактному познанию. 28. Немецкий философ-романтик, друг Гете, идеи которого получили большое распространение в России.
17 18
Темы сообщений
1. Социальная философия П.Я. Чаадаева.
2. Философские воззрения революционных демократов.
3. Религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
4. Философско-социологические теории народников.
5. «Общее дело» Н.Ф. Федорова.
6. Русский экзистенциализм. Н.А. Бердяев: судьба человека и смысл истории.
7. Философские концепции русского космизма.
8. Оправдание добра в философии В. С. Соловьева.
9. Философия всеединства В. С. Соловьева.