Медитация:осознавание без предмета
Вот глубинные ключевые наставления Падмасамбхавы по медитации шаматхи без любого иного предмета, кроме самого осознавания.
Устремите бездумный взгляд в свободное пространство перед собой. Убедитесь, что мысли о былом, настоящем и грядущем, полезные, болезнетворные и нравственно неопределенные, со всеми их причинами, скоплениями и растворениями, всех трех времен, полностью отсечены. Ничего не воскрешайте в уме. Позвольте ему, словно безоблачному небу, быть ясным, пустым и равно не цепляющимся; успокойтесь в этом полном бездумном ничто. Когда так медитируете, возникает созерцательный покой шаматхи — радость, ясность и неумозрительность. Выясните, влечет ли это привязанность, ненависть, безразличие, цепляние, вялость или возбуждение, и отличите добро от зла.
Размышление о медитации
Все школы тибетского буддизма твердо придерживаются одних и тех же философских взглядов, но понимание изначальногосознания — область неутихающих споров. Разница в том, как можно воспринимать изначальное сознание: как нечто воспи- туемое или как нечто обнаруживаемое. Эти разногласия имеют прикладное значение в воспитании внимания.
Традиции Махамудры и Дзокчен, наиболее тесно связанные со школами Кагью и Ньингма тибетского буддизма соответственно, считают, что исконное осознавание — это совершенно просветленное состояние сознания, которое уже есть, но оно скрыто неуравновешенностью ума и иными затемнениями. Поскольку подразумевается, что все качества изначального сознания, или природы будды, уже присутствуют в обычном человеческом сознании, считают, что исключительная устойчивость внимания также свойственна природе самогб осознавания. Строго говоря, эти качества не нужно развивать, они ожидают раскрытия, и вышеприведенным способом этого можно достичь.
Школы Гелук и Сакья тибетского буддизма в целом считают, что природа будды — это наш потенциал в достижении просветления, но, чтобы обрести безмерные качества мудрости, сострадания и созидательности будды, ум следует воспитывать. Также школы Гелук и Сакья чаще всего выделяют те способы медитации шаматхи, цель которых — воспитание устойчивости и яркости с помощью сосредоточения ума на «знаках», или предметах медитации.
Тем не менее, ламы школ Ньингма и Кагью зачастую учат разным способам шаматхи, использующим знаки, а ламы школ Сакья и Гелук признают ценность такого способа шаматхи, что укореняет осознавание в его собственной природе. Поэтому не стоит относиться к помянутым различиям слишком строго. Основатель традиции Гелук, учитель XV века Цонкапа так описывает эту медитацию:
Развивая простое неумозрительное внимание, не сосредоточиваясь ни на каком предмете, к примеру, на божестве, решите: «Я установлю ум, не полагаясь ни на какой предмет». Затем, не позволяя вниманию рассеиваться, избегайте отвлечений83.
I Панчен-лама, также из традиции Гелук, описывает эту медитацию так:
Будьте непреклонными к думанью, и всякий раз, когда наблюдаете природу любого вида мышления, мысли будут исчезать сами по себе, что вызовет бездумье. А следя за умом, когда он невозмутим, вы разглядите незамутненную, ясную и живую бездумность, без всякой разницы между предыдущим состоянием и последующим. Среди созерцателей это поощряется и зовется «слиянием покоя и движения»84.
И напоследок, учитель традиции Сакья — прежний Дешунг Ринпочё — в беседе по вопросу «„Естественно" ли не быть „естественным"?» объясняет этот способ так:
Медитируйте вот так: сядьте в правильной позе для медитации и будьте предельно естественными. Оставайтесь в настоящем, не сосредоточиваясь ни на прошлом, ни на будущем. В таком бдении вы увидите, насколько «естественно» не быть естественным. Мысли возникают. Смысл в том, чтобы не потворствовать им — просто позвольте им проходить и покойтесь в ясности ума. В итоге вы обретете прозрение, а затем укрепите его и сможете поддерживать, даже предаваясь иным заботам. Отныне чувство пустотности явлений останется с вами навсегда85.
В предложенном выше описании медитации, когда вы пребываете в ясности ума, Дешунг Ринпочё замечает, что этот способ ведет к постижению пустотности — окончательной природы явлений. А в своем объяснении шаматхи без знака Падмасамбхава подчеркивает, что, медитируя так, можно даже распознать и исконное осознавание. Однако следует подчеркнуть, что лишь в редких случаях медитация любого вида шаматхи прямо приводит к прозрению пустотности, или исконного осознавания. Цель шаматхи — воспитать или раскрыть устойчивость и яркость внимания, словно настроить внутренний телескоп, чтобы однонаправленно и проницательно наблюдать явления ума, включая и саму природу сознания. В этом смысле шаматху можно считать «технологией созерцания», а випашья- ну — «наукой созерцания». Порядок следования от шаматхи к випашьяне имеет смысл: вначале отточите силу внимания, а затем примените ее к исследованию и облагораживанию ума, который можно изучить, лишь наблюдая его лично.
Будда обращал внимание на эту последовательность бесконечное множество раз, к примеру, когда задавал вопрос: «Монахи, каково достаточное условие, чтобы знать и видеть все таким, каково оно есть?» и отвечал: «Ответ — сосредоточение (санскр. самадхи)»*6. Камалашила вторит этому: «Ибо ум течет, как река, без основания созерцательного покоя он не остается неизменным. Неуравновешенный ум не в состоянии знать действительность». Будда также замечал: „Уравновешенный ум знает действительность такой, как она есть"»87. И Шантидева говорит за всю традицию Махаяны:
Соединив покой с прозреньем, Искоренишь ума недуги. Постигнув это, отыщи покой, Доступный тем, кто не привязан к миру88.
Многим ученикам в тибетском буддизме прежде, чем объяснять тантрические медитации, преподают предварительные — медитации преданности и поклонения (тиб. нгендро), и поощряют завершить их полностью. Это поднимает вопрос о том, что же лучше: вначале освоить шаматху и затем браться за предварительные медитации или наоборот. Преимущество первоочередного освоения шаматхи заключается в том, что затем можно приложить отточенное внимание к предварительным медитациям, невероятно обогатив их действенность. С другой стороны, если освоить предварительные медитации вначале, это очистит ум настолько, что в шаматхе вы столкнетесь лишь с незначительными трудностями. Прежний Калу Ринпочё, выдающийся учитель медитации традиции Кагью, говорил, что освоить шаматху совершенно необходимо, но годятся обе приводимые последовательности, в зависимости от личных наклонностей89.
Учитывая широко распространенное единодушие о насущности шаматхи в буддийском созерцательном умонастроении, можно бы ожидать, что ее широко осваивают, и что многие бы желали ее достичь. Как ни странно, среди тибетских буддийских созерцателей есть застарелая склонность обособлять шаматху, предпочитая ей более сложные медитации. В XV веке Цонкапа отмечал это упущение, говоря: «Похоже, лишь немногие достигают хотя бы шаматхи»90, и четыре столетия спустя Дуджом Лингпа ему вторил: «Среди неутонченных людей этой эпохи лишь немногие достигают большего, чем мимолетной устойчивости»91.
Во многих беседах со зрелыми отшельниками и с Е. С. Далай-ламой я пытался выяснить, отражает ли это утверждение истину и поныне. Их единодушное мнение таково, что в наши дни случаи достоверной шаматхи среди тибетских буддийских созерцателей как в Тибете, так и в изгнании, известны, но крайне редки.
Шри-ланкийский ученый и созерцатель традиции Тхера- вада Балангода Анандамайтрея говорил мне, что, хотя сотни буддийских созерцателей и живут в отшельничестве в бесчисленных уединенных местах его страны, лишь малая их горстка достигла достоверной шаматхи. Большинство сосредоточиваются почти целиком на випашьяне, иногда полностью исключая шаматху.
Медитация шаматхи была известна и до Будды, и некоторые буддисты отмахиваются от нее на том основании, что сама по себе она не ведет к освобождению ума. Некоторые буддисты Махаяны обособляют ее потому, что она свойственна буддизму Тхеравады, которую считают «малой духовной колесницей». Так же и некоторые тибетские буддисты просто смотрят на нее свысока, отдавая предпочтение более тайным тантрическим медитациям. Во всех этих случаях созерцатели пренебрегают учениями и самого Будды, и выдающихся созерцателей разных традиций.
Освоив шаматху, вы не постигнете пустотность — не переживете глубинного прозрения, необходимого для освобождения, согласно буддистской традиции. А постижение пустотности не означает, что вы распознали исконное осознавание. Конечно, можно обрести прозрение в пустотность и без шаматхи, но такое постижение будет недолговечным, и оно не сможет во всей полноте очистить ум от всех его нездоровых склонностей. Так же можно получить «указующие наставления», что будят в вас переживание исконного осознавания, но, если устойчивость и яркость внимания не воспитана во всей полноте, вполне вероятно, не удастся сохранить и это переживание.
не овеществляете, принимая за более достоверные и материальные, чем они на самом деле есть, вам ничто не навредит.
На зрелых стадиях йоги сна вы отпускаете сон, позволяя ему исчезнуть в пространстве ума, и покоитесь в тихом, лучезарном осознавании самого осознавания, лишенного всякого иного содержимого* Это состояние осознанного сна без сновидений, и в нем можно постичь сознание подосновы, а может — и исконное осознавание. Медитация шаматхи без знака в дневное время — блестящая к этому подготовка.
Тибетская буддийская традиция рассматривает следующие состояния: (1) погружения в сон, (2) сна и (3) бодрствования, как созвучные (1) умиранию, (2) промежуточному посмертному состоянию (тиб. бард о), что предшествует следующему рождению, и (3) перерождению. В этом смысле каждый виток дня и ночи, что составляет сутки, — полный круг смерти и перерождения в миниатюре. Поэтому главная цель тибетской буддийской медитации йоги сна — подготовиться к промежуточному состоянию, которое, как преподносится в учениях, обладает качеством сна. Если вы не распознаете промежуточное состояние как оно есть на самом деле, вы будете откликаться на события в этом переходном состоянии просто по привычке, как и в неосознанном сновидении. Но если вы разгадаете промежуточное состояние и сохраните ясное осознавание природы этой стадии бытия, вам откроется полная свобода, как и в осознанном сновидении. Так вы сможете идти по пути духовного пробуждения во всех состояниях сознания — днем, в занятиях медитацией, во сне без сновидений и видя сны. Так вы преображаете всю свою жизнь в духовный путь.
Йога сна — ночная медитация
За указаниями по выполнению ночной медитации йоги сна давайте вернемся к учению Падмасамбхавы:
Займите позу спящего льва, из глубины сердца пожелайте распознать состояние сна таковым и погружайтесь в сон, медитируя, не прерываясь ни на какие иные мысли. Пусть и не удастся распознать сон с первой попытки, повторяйте многократно, исполняйте честно и с неугасимым желанием. Утром, когда проснетесь, твердо и ясно рассудите: «Ни один сон, что я видел прошлой ночью, не сохранился, когда я проснулся. Так и ни одно проявление этого дня не возникнет ночью во снах. Нет разницы межу сновидениями дня и ночи, и потому все это просто наваждения, сны...»
Поначалу будет больше снов, затем они станут более отчетливыми, а следом вы сможете их осознавать. Когда обстоятельства пугающие, легко понять: «Это сон». Трудно распознать его внезапно, но если он распознан, это устойчиво...
Распознавая сон, скажите себе: «Поскольку сейчас это тело сна, его можно превратить во что угодно». Что бы ни возникло во сне, будь то демонические призраки, обезьяны, люди, собаки и прочее... осваивайтесь, множа их излучением, и меняйте их, как вам угодно...
Вот как осознавать сон: распознайте сновидческое состояние и ступайте на берег большой реки. Рассуждайте так: «Поскольку я — мысленное тело сна, течению нечего и уносить».
Прыгайте в реку, и вас подхватит поток блаженства и пустотности. Поначалу, цепляясь за самость, вы не отважитесь, но, однажды попробовав, привыкнете. Так же осознавайте и огонь, пропасти, плотоядных животных, и все страхи возникнут как самадхи...
Лягте в позу спящего льва, головой на север. Слегка задержите дыхание, пригните шею, стойко и пристально глядя вверх. Ярко и отчетливо сосредоточьте внимание на капле белого света у себя в сердце. Засните в природе света, живо и отчетливо осознавая. В состоянии сновидения ясный свет осознавания проявится как суть светозарного пространства, ясного и пустотного, чуждого рассудочности»92.
В «позе спящего льва» вы устраиваетесь на правом боку, правая рука под щекой, левая вытянута вдоль тела. В этой позе, как говорят, Будда оставил тело, и с тех пор ее настоятельно рекомендуют как подходящую для осознанного сна.
Согласно тибетскому буддизму, проявления сна возникают из сознания подосновы и в ней же исчезают. Поскольку они всецело — творения вашего сознания, никак не скованного входящими сигналами физического мира, они могут быть преображены по усмотрению, но только если вы полностью осознаете, что спите. Большинство из нас думает, что мы осознаны в бодрствовании и ясно осознаем природу своего бытия, но по сравнению с любым буддой мы — сомнамбулы, идущие по жизни и смерти в неосознанном сновидении. Согласно воззрению Дзокчен, все во всей Вселенной состоит из явлений, возникающих из изначального единства исконного осознавания и абсолютного пространства явлений. Если подходить к действительности с этой позиции, а не с ограниченной обзорной точки человеческой психики, весь мир предстанет сном, а мы сами — сновидцами. Скрытые возможности свободы тех, кто по-настоящему пробужден, безграничны.
Стадия 10 ШАМАТХА
Спустя месяцы или годы приверженной медитации, посвятив ей все время и претворив в жизнь девятую стадию равновесия внимания, вы окажетесь на пороге шаматхи. Девять предшествующих стадий вызывают бессчетное количество постепенных изменений, но само претворение шаматхи в жизнь приципиально меняет ум и тело. Вы — словно бабочка, что выпархивает из кокона. Этим изменениям свойственны особые переживания, которые случаются за конечный и относительно краткий промежуток времени.
Согласно описаниям индо-тибетской традиции буддизма, первые знаки того, что шаматха достигнута, — тяжесть и онемелость на макушке. Похоже, это случается со всяким, кто переживает такое преображение, независимо от выбранного способа достижения. Говорят, это ощущается так, словно тебе на бритую голову положили ладонь. Это не вызывает ни приятных, ни резких ощущений, просто необычно.
В этот момент, вероятно, нечто особое случается в коре головного мозга, но ни с помощью магнитно-резонансной томографии, ни электроэнцефалографии никто до сих пор состояние головного мозга в связи с этим переломным моментом не отслеживал. Это физическое ощущение на макушке — симптом
сдвига в нервной системе (или сети жизненных энергий), соотносящийся с освобождением от дисфункций ума (санскр. дауштулъя) — общего состояния неуравновешенности, которому свойственны жесткость, неподатливость и неповоротливость. В итоге вы обретаете состояние податливости ума (санскр. прашрабдхи), когда он в прекрасной форме и гибок, как никогда прежде.
С точки зрения созерцания, когда ум недееспособен, то есть склонен к вялости и возбуждению, трудно пробудить желание его исцелить или посвятить себя достойной умственной деятельности. Как только вы избавите ум от такой неуравновешенности, можно без сопротивления сосредоточивать его на любом предмете или задаче, имеющих смысл, и, как говорится, такой ум в хорошей форме, то есть дееспособен. Вот ключ к достижению наилучшей работоспособности ума.
Следом за ощущением давления на макушку вы переживаете движения жизненных энергий в теле, и когда они текут через все ваше тело, возникает чувство наполненности силой этой подвижной энергии. Теперь вы свободны от физических расстройств, и тело бодро и легко, как никогда. Тело и ум становятся исключительно податливыми, и потому замечательно подготовлены к любому обучению или иным осмысленным действиям.
Когда впервые возникает физическая гибкость, жизненные энергии задействуют невероятное ощущение физического блаженства, вызывающего переживание такого же исключительного блаженства и в уме. Этот наплыв физического и умственного восторга мимолетен, что неплохо, ибо это настолько захватывает все внимание, что ничего другого и не хочется — только наслаждаться этим. Постепенно этот восторг стихает, и вы освобождаетесь от волнения, вызванного этой сильной радостью. Внимание успокаивается в совершенной устойчиво сти и яркости. Вы достигли шаматхи.
Падмасамбхава так описывает это состояние:
Безупречная шаматха — словно масляный светильник, не задуваемый ветром. Куда бы ни было помещено осознавание, оно неколебимо присутствует; оно живо, ярко и не тронуто ни вялостью, ни сонливостью, ни тусклостью; куда бы ни было устремлено осознавание, оно устойчиво, остро отточено и неподвластно непроизвольным мыслям — оно надежно. Так, в потоке ума созерцателя пробуждается созерцательное состояние, и пока этого не случилось, важно устанавливать ум в его естественном состоянии. Даже если на изначальное чистое осознавание и указано, пока истинная шаматха не возникла в потоке ума, оно останется не более чем предметом понимания разума. Вы останетесь лишь с пустыми словами о воззрении, и велика опасность поддаться догматизму. И раз в этом кроется корень всех созерцательных состояний, не спешите получать наставления, указующие на природу изначального осознавания, а медитируйте, пока не обретете утонченное переживание устойчивости93.
Традиция Тхеравады предлагает особое описание того, как освоить шаматху с помощью памятования дыхания: вы начинаете эту медитацию, как описано ранее, сосредоточиваясь на осязаемых ощущениях дыхания — на «знаке» предварительной медитации (санскр. парикамма-нимитта). Постепенно смещаете внимание на приобретенный знак дыхания (санскр.угга- ха-нимитта), который становится вам предметом медитации вплоть до достижения шаматхи, пока сам собой не возникнет третий знак. Третий знак дыхания зовется дополнительным, или двойником (санскр. патибхага-нимитта), и это тонкое символическое воспроизведение качества стихии воздуха в целом94. Буддагоса так описывал этот знак:
Дополнительный знак появляется, словно отрыв от приобретенного знака, и он в сотни тысяч раз чище, словно зерцало, извлеченное из чехла, словно до блеска отполированная перламутровая морская раковина, словно диск луны, выглянувший из-за туч, словно цапля на фоне грозового облака. Но у него нет ни очертаний, ни цвета... и есть только способ проявления, рожденный восприятием того, кто обрел сосредоточение95.
В буддизме считается, что все обычные состояния бодрствования и сна принадлежат миру желания (санкр. камадхату), называемому так, поскольку этим уровнем сознания правят желания чувств. Все девять стадий, ведущих к шаматхе, принадлежат этому миру, но лишь с умственной и физической податливостью шаматхи вы получаете доступ к миру образа (санскр. рупадхату). Это тонкие слои сознания, превосходящие область физических чувств, сродни миру чистых идей Платона или архетипическому миру, предположенному Юн- гом. Обретя доступ к миру образа, сознание по-прежнему соткано из тончайшей умозрительности, укорененной в истоке глубже человеческой психики. Буддисты Тхеравады спорят о разных дополнительных знаках, воспринимаемых по достижении мира образа. Эти знаки суть утонченные архетипиче- ские отображения явлений, переживаемых в мире желания, включая качества плотности, текучести, жара, движения; четырех цветов — синего, желтого, красного и белого; а также света и пространства.
чистых сновидений. Ощущение яркости внимания становится настолько сильным, что кажется, можно сосчитать атомы в колоннах и стенах вашего дома, а внимание исключительно сосредоточено — во всех повседневных делах. Этот высокий уровень устойчивости и яркости осознавания в значительной мере переходит и в состояние сознания после того, как вы выходите из медитации и беретесь за ежедневные дела, когда ум возвращается в мир желания. А когда ум отходит от дел, он естественно соскальзывает в состояние осознавания, подобное пространству, и стремительно восстанавливаются физическая и умственная податливость.
Важнейший итог шаматхи, который сохраняется между занятиями, — временная относительная свобода от неуравновешенных мыслей и чувств. Они не прекращаются полностью, но появляются реже, слабее и ненадолго. В особенности пока не утрачено равновесие внимания, вы почти совсем свободны от пяти затемнений. Между занятиями медитацией сохраняется высокий уровень податливости и работоспособности, что рождает склонность к нравственным поступкам. Искушенные в шаматхе говорят, что из-за хорошего физического самочувствия нет ощущения тяжести и неудобства, позвоночник «выпрямляется, как золотой столп», а тело, словно омытое теплым молоком, переживает блаженство. Благодаря слаженности работы ума он полностью вам подвластен, и, по сути, в вас совсем нет ни печали, ни тоски, а лишь чувство нескончаемого благополучия. Как говорил Будда, те, кто достиг любого уровня дхьяны, счастливо пребывают здесь и сейчас101.