Политическая мысль англо-шотландского Просвещения. Дэвид Юм.

Условия возникновения англо-шотландского Просвещения. Натуральная и моральная философия. Славная революция 1688 г. в Англии. Парламентаризм, свобода слова и религиозная терпимость. Баланс власти монарха и народного представительства. Конституционные парламентские акты как препятствие проявлениям деспотизма и крайней демократии и как гарантия свободы личности и собственности. Основные черты англо-шотландского Просвещения. Раннее формирование гражданского общества. Любовь к конкретике, практицизму. Прагматизм и оптимизм. Консерватизм и реформаторство. Приверженность к реформированному христианству.

· Дэвид Юм (1711-1776) как философ, историк, психолог, экономист. Метод критического рационализма. Две фазы метода (критическая и созидательная). Эмпирическая наука о человеке. Универсализм человеческой природы. Категория регулярности, закономерности применительно к моральной философии. Категория пространства-времени. Категория причинного вывода. Фигура беспристрастного наблюдателя Принцип историзма у Юма как история формируемая временем и движением слож­ной совокупности причинно-следственных связей. Причинность и случайность. Роль личности в истории. Идея исторического цикла по Юму. Категории цивилизации и усовершенствования. Общие принципы политики. Апология свободной системы правления (смешанного правления), сочетающего черты наследственной монархии, гражданской аристократии и представительной демократии. Нравственная добродетель как основа свободной системы правления. Принципы нравственной добродетели – справедливость, верность, верноподданство. Антиномия власти и свободы. Понятие гражданской свободы. Божественное и договорное происхождение власти. Легитимность власти (мнения об общественном интересе, о праве на власть и о праве на собственность, а также принципы, управляющие этими мнениями – эгоизм, страх и привязанность).

Литература

Нарский И. С. Философия Дэвида Юма. М., 1967.

Шефтсбери. Моралисты (Философская рапсодия)//Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975.

Юм Д. Эссе // Юм Д. Соч. Т.3. М.,1996.

Лекции 8-9

Политическая мысль французского Просвещения.

Характерные черты политической мысли в век Просвещения. Преемственность с общественной мыслью XVII в. и новые идеи. Картезианская традиция и натуральная философия. Влияние англо-шотландского эмпиризма. Эмпиризм и сенсуализм. Рационализм. Идея о «природе». Материализм. Скептицизм и детерминизм. Плюрализм. Просветительский гуманизм. Антропоцентризм. Антропоморфизм. Человек мыслящий, созерцающий и действующий. Антропология потребностей. Учения о естественном праве и об общественном договоре. Права личности. Идея прогресса. Понятие цивилизации. Свободное и представительное правление. Отношение просветителей к религии. Этика просветителей. Либеральная и демократическая идейные традиции в общественно-политической мысли французского Просвещения.

Просветительские теории общественного и государственного устройства.

Либеральная идейная традиция.

· Шарль Луи Монтескьё (1689–1755) и его метод изучения общества и политики. Новое определение закона. Естественнонаучный закон и его модальности. Естественнонаучный и социальный законы. Естественные и позитивные законы. Дуализм человеческой природы. Причины перехода человека из естественного состояния в общественное. Роль политической власти в этом процессе.

· Вольтер (1694–1778) как символ рационалистического свободомыслия и борьбы против деспотизма и обскурантизма. Естественные права человека – свобода и неприкосновенность личности, собственность, естественное равенство, свобода совести и свобода слова. Права человека в обществе.

· Физиократы: Ф.Кенэ, А.Р.Ж.Тюрго, В.Мирабо, А.Летрон, Н.Бодо, П.Мерсье де Ла Ривьер, П.Дюпон де Немур. Экономика как основа социальной организации. Понятие и предмет «Экономической науки». Экономическая и политическая науки. Естественный порядок. Общественный интерес и закон собственности. Естественно-правовые принципы общественного порядка: собственность, свобода, безопасность. Соотношение свободы и собственности. Противоречие между свободой и равенством. Социальное неравенство как причина деления общества на классы. Особенности общественного договора у физиократов. Роль труда в процессе развития общества. Концепция собственности и её виды. Общественное производство и «чистый продукт».

Демократическая идейная традиция.

· Политическое учение Жана-Жака Руссо (1712–1778). Естественное состояние. Три ступени неравенства (появление собственности, учреждения политической власти, превращение политической властив неограниченную). Общественный договор как основа справедливого общества. Роль Законодателя при заключении общественного договора. Содержание и характер общественного договора. Республика как политический организм и Суверен, как общая воля всех граждан. Этическая составляющая общественного договора. Свобода и равенство как её равнозначность.

· Дени Дидро (1713–1784) и Габриэль Бонно де Мабли (1709–1785).

Особенности общественно-политической мысли Дидро и Мабли. Расхождение между ними и Руссо. Материализм Дидро. Сущность естественного права. Натуралистическая концепция происхождения общества естественной взаимосвязи между людьми. Общественный договор. Мабли и его идея образования общества как следствия социальных причин. Уравнительный идеал Дидро, Мабли и Морелли.

Учение просветителей о формах правления.

Либеральная идейная традиция.

· Монтескьё о демократии, аристократии, монархии и деспотии. Содержание понятий «природа правления» и «принцип правления». Диалектическая взаимосвязь между ними. Формы правления их социальное и природное окружение. Географический детерминизм. Роль материального производства. Свобода как цель политического правления. Политическое и гражданское право. Политическая свобода и способ осуществления власти. Принципы свободного правления: ограничение политической власти и гарантии личной безопасности каждому гражданину. Теория о разделении властей: законодательной (создание, изменение и отмена законов), исполнительной (внутренняя безопасность, дипломатия, оборона), судебной (наказание преступлений, разбирательство по гражданским искам). Система сдержек и противовесов. Принципы суверенитета и представительного правления. Поиск политического компромисса в Англии между тремя политическими силами – королем и двумя палатами парламента. Разделение и равновесие властей и баланс социальных сил в обществе. Идея посредствующих, подчинённых и зависимых властей во Франции.

· Вольтер о формах правления. Сравнение английской и французской моделей. Свобода политическая и свобода гражданская. Апология просвещённого абсолютизма.

· Физиократы об организации политической власти. Политический идеал физиократов – наследственная монархия и единство власти, целиком сосредоточенной в руках монарха. Теория просвещённого деспотизма. Представительные, консультативные органы власти. Понятие «гражданин - собственник».

Демократическая идейная традиция.

· Жан-Жак Руссо и суверенитет общей воли. Принцип неделимости и не отчуждаемости суверенитета. Суверенитет общей воли как суверенитет закона. Прямая демократия, народные уполномоченные и императивный мандат. Подчинение исполнительной власти законодательной. Формы правительства: демократия, аристократия или монархия. «Трибунат» как третья власть. Условия установления диктатуры.

· Дидро и Мабли о суверенитете общей воли. Монархия и принцип народного суверенитета. Республиканская монархия. Мабли: верховенство законодательной власти и принцип представительного правления.

Литература

Мелье Ж. Завещание. Т.1–3. М., 1954.

Морелли. Кодекс природы М., 1947.

Вовенарг Л. Введение в познание человеческого разума // Вовенарг Л. Размышления и максимы. Л., 1988.

Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977.

Вольтер. Метафизический трактат // Вольтер. Филос. соч. М., 1988.

Вольтер. Философские письма // Вольтер. Философские сочинения.

Вольтер. Бог и люди. Т.1–2. М., 1961.

Гельвеций К.А. О человеке // Гельвеций К.А. Соч. Т.2. М.,1973.

Гельвеций К.А. Об уме. // Гельвеций К.А. Соч. Т.1. М., 1973.

Гольбах. Система природы. М., 1940.

Дидро Д. О достаточности естественной религии // Дидро Д. Указ.соч. Т.1. М., 1986.

Дидро Д. Письмо о слепых в назидание зрячих // Дидро Д. Указ.соч. Т.1.

Дидро Д. Племянник Рамо // Дидро Д. Соч. Т.2, М.,1986.

Дидро Д. Сон Д’Аламбера // Дидро Д. Указ.соч. Т.1.

Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности. (Гольбах, Гельвеций , Руссо).М.,1995.

Ламетри Ж.О. Трактат о душе // Ламетри Ж.О. Соч. М., 1983.

Ламетри Ж.О. Человек машина // Ламетри Ж.О. Указ.соч.

Мабли Г. О законодательстве, или принципы законов // Мабли Г. Избр.произв. М., 1950.

Мабли Г. Сочинения, предложенные философам-экономистам по поводу естественного и необходимого порядка политических обществ // Мабли Г. Указ. соч. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

Монтескьё Ш. Размышления о причинах величия и падения римлян // Монтескьё Ш. Избр. произв. М., 1955.

Мир Просвещения. // Под ред. В.Ферроне и Д.Роша. М., 2003.

Монтескье Ш. С. О духе законов // Монтескье Ш. С. Избр. соч. М., 1955.

Поршнев Б. Ф. Мелье. М., 1962.

Руссо Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о воспитании. СПб., 1913.

Руссо Ж.Ж. Исповедь. СПб., 1901.

Тюрго А.Р.Ж. Речь, произнесённая в Сорбонне 11 декабря 1750 г. // Тюрго А.Р.Ж. Избр. филос. соч. М., 1937.

Тюрго А. Р. Ж. Избранные философские произведения. М., 1937.

Философия в «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера. М., 1994.

Фонтенель Б. Рассуждения о религии, природе и разуме. М., 1979.

Лекции 10-11

Наши рекомендации