Мозг и психика как предметы научного и философского интереса
В философии нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание. Следует заметить, что, хотя сознание и является одной из центральных тем философии, однако, в настоящее время, к его изучению непосредственное отношение имеет целый ряд наук и, прежде всего, физиология высшей нервной деятельности и психология.
Физиология высшей нервной деятельности изучает функции коры больших полушарий головного мозга как особого отдела центральной нервной системы, посредством которого обеспечивается взаимодействие высокоразвитого организма с окружающей его внешней средой. Эта наука изучает, в частности, особенности безусловных и закономерности образования условных рефлексов, взаимодействие процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга.
Объект исследования физиологии высшей нервной деятельности – головной мозг – является частью центральной нервной системы и представляет собой материальное образование. Головной мозг – это сложная структура, состоящая из нескольких элементов, среди которых выделяют ствол, мозжечок и большой мозг, или полушария, которые покрыты корой.
Названные элементы мозга представляют собой скопления нервных клеток, или нейронов. Нейроны связаны между собой при помощи особых отростков, которые называются аксонами и дендритами. Аксоны служат для передачи нервных импульсов, а дендриты для их принятия. Нейроны принимают сигналы, поступающие от рецепторов и других нейронов, перерабатывают их и в форме нервных импульсов передают к эффекторным нервным окончаниям, которые контролируют деятельность исполнительных органов. Нервные импульсы являются разновидностью электрических импульсов.
Физиология высшей нервной деятельности – это естественная наука, которая находится на стыке биологии и физики и которая использует понятия и методы исследования, характерные для этих наук. Исследуя мозг как материальное образование, эта наука ничего не говорит о психике как об особой реальности, которая находит свое проявление в такой специфической деятельности, как, например, мышление. Мышление, а также другие психические явления и процессы исследуются другой наукой, которая называется психологией.
Предметом психологии является изучение проблемы возникновения и функционирования таких познавательных процессов, как ощущение, восприятие, память и мышление, а также таких внутренних регуляторов деятельности, как потребности, мотивы и аффективно-волевые процессы. Психология исследует отмеченные процессы и регуляторы не только в отдельности, но и пытается описать их взаимодействие как проявление некоторой целостности – того, что принято называть «личностью». Исследуя генезис и разные проявления психики, психология, однако, оставляет открытым вопрос о том, что из себя представляет психика как особого вида реальность. Совершенно очевидно, что психическая деятельность без мозга невозможна, однако, тем не менее, эта деятельность не тождественна мозгу. Мозг – как мы говорили – это материальное образование, это множество клеток и электрических импульсов между ними, однако при этом нельзя сказать, что мозг – это восприятия, мышление и мотивы.
Таким образом, совершенно осмысленным являются следующие вопросы, которые можно назвать философскими: 1) Что такое психическая реальность? 2) Как именно эта реальность связана с мозгом как материальным образованием?
Для того чтобы лучше понять обозначенную проблему рассмотрим следующий пример. Допустим, нас интересует, что такое боль, которую мы ощущаем вследствие укола пальца острой металлической иглой. Описывая факт укола, можно сказать следующее: металлическая игла – это материальное образование, состоящая из множества атомов железа. Вследствие малой площади поверхности своего острого конца игла может оказывать сильное давление на ту точку поверхности, к которой она прикладывается острой стороной даже при относительной слабости усилия, с помощью которого производится движение иглы. На поверхности пальца руки, на который давит игла, расположены специальные рецепторы, представляющие собой окончания нервных волокон. В случае описываемого взаимодействия пальца и иглы в окончаниях нервных волокон происходит химическая реакция, вследствие которой начальное механическое усилие давления иглы преобразуется в электрический ток, который далее передается по нервным волокнам к нейронам мозга. Вследствие всего этого и возникает ощущение боли.
Кажется, что все понятно. Но, стоп! В этом описании присутствует одна существенная неясность. Дело в том, что описывая взаимодействие пальца и иглы мы до последнего момента – до того, как сказали о боли – говорили только о физических, химических и биологических явлениях (соответственно, об атомах и усилии давления, о химической реакции преобразования механического движения в электрическое, о нейронах как особых клетках), но боль, о которой речь зашла в конце, хотя и существует, так как она совершенно ясно воспринимается нами, не является ни атомами, ни химической реакцией, ни клеткой тела. Боль – это определенное ощущение организма, то, что воспринимается и переживается, но что при этом не может быть описано как материальное образование. Таким образом, хотя мы знаем вследствие чего возникает боль, но нам при этом совершенно неясно, как именно материальные образования, т.е. окончания нервных волокон, нервный, т.е. электрический импульс, и нейроны, т.е. клетки, порождают боль – то, что не является ни электрическим импульсом, ни атомом, ни клеткой. Если боль – это не тело и не электрический ток, то что это такое? Боль как ощущение принадлежит к области т.н. «психической реальности», но вся проблема как раз в том и состоит, что, хотя мы и можем описывать эту реальность – что и составляет предмет психологии – однако это не освобождает нас от необходимости рассмотрения вопроса о природе этой реальности.
На феноменальном уровне, т.е. на уровне внешнего описания явления, можно дать следующее определение психической реальности. Психическая реальность – это весь субъективно переживаемый мир индивида, который включает ощущения, восприятия, представления, акты мышления, эмоции, акты волевых усилий, мотивы и потребности. Кроме этого к психической реальности можно отнести область бессознательного или тех скрытых предпочтений и установок, которые, хотя и существуют в принципе, но не осознаются индивидом (в данный момент или вообще).
Что касается сознания, то его можно определить следующим образом: сознание – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях.
Сравнивая данные определения понятий «сознание» и «психическая реальность» можно заметить, что понятие психическая реальность шире, чем понятие сознание: к сознанию относится только то, что субъективно переживается, психическая реальность, кроме этого, также включает в себя бессознательное.
Философия в отличие от психологии не ограничивается описательным определение того, что называется «психической реальностью», а пытается познать её сущность и, соответственно, дать ей реальное родовидовое определение, т.е. такое, в котором четко выражены существенные и необходимые свойства этой реальности.
Следует также обратить внимание на следующий момент. В отечественной философской и психологической литературе до настоящего времени широко распространено определение психической реальности и сознания как особых свойств высокоорганизованной материи, заключающихся в отражении действительности. Главным недостатком такого определения является его относительная неясность. Отражение – это всегда процесс взаимодействия, по крайней мере, двух объектов, в результате которого с этими объектами происходят какие-либо изменения. Для различных материальных систем характерны разные виды отражения, которые могут проявляться, в частности, в виде простой механической деформации (например, отпечаток тела на песке); в виде сокращения или расширения вещества в зависимости от колебаний окружающей температуры (термометр); в виде отражения света (зеркальное отражение), которое представляет собой изменение направления распространения электромагнитных волн вследствие их контакта с поверхностью; в виде звукового отражения (эхо) как изменения направления движения акустических волн. Об отражении можно говорить и как о физиологическом процессе, происходящем в живых организмах (например, сужение зрачка при ярком свете). Если же говорить о психике и сознании как формах отражения, то неизбежно встает вопрос: что с чем взаимодействует? Одна сторона этого взаимодействия известна – это материя в тех или иных её видах, но что представляет из себя другая сторона, т.е. психика и сознание? Может быть, это какие-то материальные образования? А может идеальные? Например, «Философская энциклопедия» (1970 г.) в соответствие с теорией отражения определяет сознание сразу и как «способность идеального воспроизведения действительности», и как «свойство высокоорганизованной материи»[71]. Но как следует это понимать? Ведь получается, что сознание – это свойство материи заключающееся в способности идеального воспроизведения.
Способность вообще – это некоторое свойство, т.е. вид соответствующего рода. С учетом этого из рассматриваемого определения сознания можно вывести два следующих суждения: 1) сознание – это свойство материи; 2) сознание обладает свойством идеального воспроизведения действительности. Налицо противоречие: утверждается, что сознание является свойством материи и при этом оно же обладает свойством идеального воспроизведения. Следствием этого противоречия является то, что нельзя понять, что же такое сознание с точки зрения теории отражения: является ли оно, в конце концов, чем-то материальным, идеальным или даже чем-то третьим, нейтральным, которое совмещает в себе как свойства материальности, так и идеальности.