Оживление философской мысли.
-1-
История философии ХХ века включает в себя такой большой и пока мало исследованный период, как философия советской эпохи. В течение более чем шестидесяти лет огромная страна Советский Союз, занимавшая одну шестую часть земной суши, не только жила, воевала, трудилась, ставила на себе величественный социальный эксперимент, но и философствовала.
Нынешние критики нередко утверждают, что в Советском Союзе философии не было, что интеллектуальная жизнь умерла или замерзла на долгие десятилетия, и только непризнанные гении высказывали друг другу свои запретные мысли.
После того, как советскую землю покинул печальный «философский пароход», увозящий в вынужденную эмиграцию целую плеяду – 200 талантливых философов, не согласных с идеологической доктриной большевистской партии, философская жизнь не прекратилась. Ей и ее носителям-философам, старым и молодым, предстояло пройти через многие испытания, работать в жестких политических тисках, жертвовать свободой, а порой и жизнью, и все-таки философствовать. Многие вполне искренне были убеждены в философской правоте марксизма и вели свой поиск на его достаточно обширной интеллектуальной территории.
Рассмотрим, через какие этапы прошла философия в СССР, и какие формы, проблемы она затрагивала. В 1917-1991гг. официальной идеологией в СССР было провозглашено только одно учение: марксизм-ленинизм. Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса в России творили, работали выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность: А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Г. Г. Шпет, Л. С. Выгодский, Э. В. Ильенко, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, К. Мамардашвили.
Мировое значение русской философской мысли ХХ в. еще подлежит изучению и исследованию. Но, несомненно, что это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. Ее характерными особенностями являются: антропоцентризм, гуманизм, религиозность.
-2-
1922-1930гг. – это время, когда идеологические тиски были, но еще не сжались, и в рамках материалистических представлений оставалось место для дискуссий и споров. Основной настрой этого времени задает вышедшая в марте 1922г. работа В.И.Ленина «О значении воинствующего материализма». Эта работа впоследствии была названа философским завещанием Ленина. В ней он призывает разоблачать и преследовать всех идеалистов-философов – «дипломированных лакеев поповщины», руководствоваться воинствующим атеизмом, крепить союз с представителями передового естествознания и изучать гегелевскую диалектику с материалистических позиций.
Поскольку идейно-философские вехи были обозначены четко и предназначены для всех, в обществе формируется стиль мышления, характерный для страны, опирающийся в идеологии на непререкаемые истины – догмы. Отныне советская философия могла работать только в диалектико-материалистической парадигме (основе), всякое отклонение от которой считалось ересью с вытекающими последствиями.
Вместе с тем, внутри принятой за эталон системы представлений были допустимы расхождения, споры по поводу того, как понимать эти догмы. В 20-е гг. в философской жизни происходят многочисленные и бурные дискуссии. Одна из них посвящена соотношению в жизни человека и общества биологических и социальных факторов. Ряд авторов рассматривают психическую жизнь как проявление чисто биологического уровня. А ученый В.М.Бехтерев создает «коллективную рефлексологию», которую другие философы трактуют в качестве научного метода социологии. Возникают зоосоциология и фитосоциология, ведется поиск единых, социальных механизмов всего живого. Из среды, т.н. биологизаторов, выделяются «философы-нигилисты», пытающиеся объединить естествознание с классовым подходом. Психика и мировоззрение – это, якобы, выдумка эксплуататоров, и на место психологии должна прийти физиология.
Другая дискуссия разворачивается вокруг марксистского понятия базиса. Третьяведется вокруг представлений об «азиатском способе производства».
На фоне теоретических баталий тех лет особо выделяется неординарная фигура Александра Богданова – врача, писателя, философа-позитивиста, старого оппонента В.И.Ленина по ряду теоретических и практических вопросов. А. Богданов (вместе с Бухариным Н.И.) получил наименование «механиста», так как опирался в своих трудах не на идею диалектического противоречивого развития, а на идею «организации, предполагающей сохранение в обществе равновесия». Богданов А. был одним из основателей и теоретиков пролеткульта (пролетарская культура) и считал, что главная роль искусства в обществе – «сплачивать пролетарские массы для борьбы и труда». Тогда же в 20-е гг. в России работают, ставшие впоследствии знаменитыми, ученые – Михаил Бахтин, Алексей Федорович Лосев, Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выготский.
-3-
С 1930 года начинается первый период политического и идеологического ожесточения режимаи репрессий против всякой попытки самостоятельно решения каких-либо научных проблем. Яркий тому пример группа исследователей, сложившаяся вокруг журнала «Под знаменем марксизма» и возглавляемая А.М.Дебориным (1881-1963гг.) До 1929г. они играли ведущую роль в философской жизни страны. Это были ученые и партийные деятели, принимавшие активное участие в революционных событиях, совмещавшие руководящую работу с изысканиями в сфере философии. А. Деборин активно следовал заветам В.И. Ленина: создавал «Общество воинствующих материалистов-диалектиков», участвовал в издании «Библиотеки атеизма». Однако после того, как в 1929г. А.Деборин был избран академиком, на него и его группу обрушивается гнев Сталина В.Г, который заявил, что необходимо разворошить весь «философски хлам», написанный деборинской группой, и приклеил им ярлык: «меньшевистский идеализм». А в 1936г. в одном из советских изданий деборинцев называют «бандой». От А. Деборина потребовали публично разгромить своих учеников на собрании Института красной профессуры и назвать их «врагами народа». Но получил отказ со стороны А. Деборина.
И с этого момента в советской философии на долгие годы утверждается один авторитет – И.В.Сталина. В 1938г. выходит «Краткий курс истории ВКПб». Отныне он становится непререкаемым каноном для всех, работающий в философии (и не только в философии). И, тем не менее, даже во второй половине 30-х гг. создаются философские труды, хотя ни один из них в этот период не мог стать достоянием читающей публики. Так, Кета Романович Мегрелидзе пишет книгу «Основные проблемы социологии мышления», по которой впоследствии учились философскому раздумью целые поколения советских философов. Разрабатывает проблему ноосферы Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). К началу 40-х гг. складываются философские идеи крупнейших психологов С.Л. Рубинштейна и А.Н.Леонтьева, связанные с применением в психологии принципа деятельности.
Второй этап наступления на философию охватывает период с 1930 по 1953 гг. В это время возникает целый ряд философских структур. Так, на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты, с 1947г. начинает выходить и сейчас существующий журнал «Вопросы философии». Тем не менее, это время теоретического упадка, вынужденного участия многих людей в политических кампаниях по травле то одного, то другого автора или целых изданий. Так, разгрому и гонениям был подвергнут третий том «Истории философии», написанный авторским коллективом под редакцией Г. Александрова, Б. Быховского, М.Митина и П.Юдина. Авторам инкриминировалось якобы допущенное ими «слишком большое уважение к идеалистической диалектике Г.Гегеля».
-4-
В советской философии с момента смерти И.В.Сталина в 1953 году, и до конца 80-х гг. происходит оживление философской мысли. 60-е гг. вошли в историю страны как период «хрущевской оттепели», хотя предшествующие семь лет тоже имели значение. Так, начиная с 1956г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах, но и в технических вузах страны. В 1958г. начинает выходить еще один журнал по философии – «Философские науки». Советские философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах. В этот период философы обнаружили, что кроме марксизма-ленинизма в его сталинском понимании есть еще и сам К.Маркс, которого можно и нужно читать, осваивать. В работах М.М.Розенталя, Э.В. Ильенкова, Б.М. Кедрова и др. рассматриваются проблемы соотношения идей раннего и позднего Маркса, изучается внутренняя логика «Капитала».
Новое свободное чтение классиков марксизма дает толчок развитию диалектической логики. По всей стране возникают группы «диалектиков», единых в своих взглядах, что диалектика – это сердце марксизма. Такие школы были не только в г. Москве, Ленинграде, но и в Казахстане (во главе с Ж.М. Адильдин), в Азербайджане (во главе с З.М. Оруджев), на Украине (во главе с В.А. Босенко). Формируется отечественная методология науки. Работы В.А. Штофа, В.С. Швырева, Е.А. Мамчур, В.С.Степина, А.И.Ракитина являются важной составной наследия прошедших десятилетий.
Огромное место в отечественной философии тех лет занимали проблемы гносеологии и теории сознания. Здесь, прежде всего, необходимо назвать П.В. Копнина, блестящего ученого и организатора науки. Рядом с ним стоят имена В.А.Лекторского, А.М.Коршунова, В.С. Швырева, целый ряд интересных украинских исследователей, занимающихся проблемой культурных контекстов познания: С.Б.Крымский, М.В. Попович, В.Г. Табачковский. В 70-е гг. активно обсуждается проблема сознания. Выходят нашумевшие книги А.Г.Спиркина, автора популярного учебника по философии. Тогда же начинает идти многолетняя и бурная дискуссия о понятии «идеального», вовлекшая в себя многих авторов. Главными фигурами в этой дискуссии стали Э.В. Ильенко – один из самых блестящих философов, порожденных идеологической «оттепелью», Д.И.Дубровский, работающий на грани философии и психофизиологии. С точки зрения Э.В. Ильенкова, сознание – исключительно социальное образование, а любые способности и таланты могут быть развиты обществом у любого человека. Тема сознания поднималась, и с разных сторон обсуждалась такими авторами, как Ф.Михайлов, В. Библер, М. Мамардашвили и др. Советская философия 60-х и 70-х гг. – это философия, активно обсуждающая, прежде запретную, тему ценностей. Здесь, прежде всего, следует назвать «Лекции по марксистско-ленинской эстетике» М.С.Кагана, утверждающие право на применение аксиологического, то есть ценностного подхода к сознанию. О ценностных формах сознания пишут также Б.Т. Григорян, Т.А.Кузьмина, Ю.Н.Давыдов, В.Г.Федотова, украинские авторы В.П.Иванов, В.И. Шинкарку, А.И. Яценко, в Грузии темой ценностей занимается Н.З.Чавчавадзе.