Формационный и цивилизационный подход к общественному развитию
Линии сравнения | Формационный подход | Цивилизационный ПОДХОД |
1. Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития | Объективные законы общественного развития носят всеобщий характер, непреложны и прокладывают путь через сознательную деятельность людей, очищены от исторических случайностей, фиксируют, сущность, построение теоретической модели формации. Но не воспринимается история того или иного народа. Отражение реальности происходит на уровне сущности, в обобщенной теоретической форме | Человек — это единственный творец истории. Главное — деятельность человека и ее результат. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной и политической деятельности |
2. Роль факторов общественного развития | Экономический фактор является определяющим, т. е. он определяет социально-экономическое развитие, производительные силы, производственные отношения, способ производства, базис и надстройку. Присутствует экономический детерминизм — учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений, объективном характере причинности | Все факторы признаются равнозначными с приматом духовных ценностей, которые, согласно М. Ве-беру, определяют материальные условия жизни. Ценностные установки имеют определяющее значение. Существует два типа цивилизаций: западная и восточная, разные ценностные установки |
3. Соотношение материальных и духовных факторов | Материальные факторы играют решающую роль в развитии общества | Ценностные установки, мировоззрение играют не меньшую роль, в ряде случаев — определяющую |
4, Направленность исторического развития | Линейное построение. Движение от низшей к высшей формации. Абсолютизация одного типа исторического времени — линейного | Линейность неприемлема. Присутствует циклическое историческое время, линейно-концентрические циклы |
5. Трактовка понятия прогресс. | Прогресс определяется материальным производством. Критерии прогресса — степень развития производительных сил, экономического строя. Абсолютизация прогресса. Прогресс оказывает влияние на развитие науки,- культуры, личности | Прогресс — совокупность духовных, общечеловеческих ценностей. Критерии прогресса — степень духовной свободы человека. Основа прогресса — развитие духовной сферы. Прогресс относителен |
6. Характеристика современного этапа общественного развития | Существование государств с различными социально-экономическими системами; переход к более высокой ступени общественного развития — коммунизму | Существует два типа цивилизаций. Общества, включенные в одну цивилизацию, могут быть различными. Диалог цивилизаций. Современный мир — множество локальных цивилизаций |
7. 'Видение современного .мира | Бескомпромиссное противостояние двух общественно-экономических формаций, тупиковая, неразрешимая ситуация | Интеграционные процессы, снимающие противопоставление, дают выход из тупиковой ситуации |
Философия науки и техники
1. Что такое наука
2. Эмпирический уровень научного исследования
3. Теоретический уровень научного исследования
4. Методы научного познания
5. Идеалы науки. Этика ученого
6. Философия и наука
7. О становлении философии техники
8. Что такое техника?
9. Техника как освоение вещества, энергии, информации
10. Интерпретации природы техники
11. Можно ли заменить человека техническим устройством?
12. Технический прогресс
13. Техника и этика
1. Что такое наука
Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.
Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклида тому свидетельство. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, к тому же даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI-XVII вв. Именно в Новое время наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей. Становление и развитие индустриального общества без науки невозможно.
Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Знание становится научным тогда, когда оно достигает некоторого, достаточно высокого уровня развития, порога научности.