Учение о человеческих ценностях. Ценностные ориентации личности
Учение о человеческих ценностях. Ценностные ориентации личности
1. Понятие «ценность»
2. Оценка и ее функции
3. Ценностные ориентации личности
4. Классификация ценностей
5. Нравственные ценности
6. Религиозные ценности
7. Эстетические ценности
Понятие «ценность»
Ценность - это все то, что способно удовлетворять потребности человека.
Ценность - объективная значимость многообразия компонентов действительности (свойств, признаков какого-либо предмета или явления), содержание которых определяется потребностями и интересами людей.
Ценность и значимость не всегда совпадают. Значимость может быть позитивной или негативной; ценность - позитивная значимость.
Ценность - проявление социального бытия. Она формируется в процессе практики, ценность, то есть имеет общественную природу. Связь с практикой обусловливает историческую изменчивость ценностей; ценности меняются с развитием общества - то, что вчера было ценностью, может перестать быть ею сегодня.
Роль ценностей в жизни общества заключается в следующем:
1. через освоение многообразных ценностей человек приобретает социальный опыт, приобщается к культуре, формируется как личность;
2. человек создает новые и сохраняет старые ценности, что влияет на развитие культуры;
3. ценность поступков, мыслей, вещей заключается в том, насколько они способствуют общественному прогрессу и насколько велика их роль в самосовершенствовании человека.
Оценка и ее функции
Оценка - это система ценностей, на основе которой человек определяет свое отношение к миру.
В структуре оценки различают две стороны:
1. фиксация некоторых свойств предмета;
2. отношение человека к нему (одобрение или осуждение)
Функции оценки:
1. гносеологическая - отражает действительность и социальную значимость объекта;
2. активизирующая - формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность;
3. вариативная - выбор человеком каких-либо объектов на основе сравнения их между собой.
Ценностные ориентации личности
Ценностные ориентации - отношение субъекта к условиям своего существования, в котором проявляется результат свободного оценочного выбора социально-значимого предмета.
Ценностные ориентации - это ядро личности, обусловливающие ее активность.
Классификация ценностей
1. По видам потребностей:
- материальные
- духовные
2. По значимости:
- истинные
- ложные
3. По сферам деятельности:
- экономические
- эстетические
- религиозные и т.д.
4. В зависимости от носителя:
- индивидуальные,
- групповые;
- общечеловеческие
5. По времени действия:
- сиюминутные;
- кратковременные;
- долговременные
- вечные.
И др. виды ценностей.
Нравственные ценности
Этика наука о морали. Мораль - сфера должного. Нравственное - сфера реально существующих нравов
Исходные категории нравственности – добро и зло. Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Зло - отрицательные явления в общественной и частной жизни людей, силы торможения и разрушения.
Нравственный человек наделен чуткой совестью – способностью осуществлять моральный самоконтроль. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед самим собой и другими. Правильной мерой требования или воздания является справедливость. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что дает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.
Коренной вопрос этики – смысл человеческого существования. От его реализации зависит человеческое счастье (наивысшая форма нравственного удовлетворения, проистекающая из сознания правильности, благородства основной жизненной линии поведения.
Религиозные ценности
Религия основана на фатальной вере в бога и не требует доказательства. Ценности здесь являются ориентиром в жизни верующих, обусловливает нормы и мотивы их поведения и поступков. Подразделяются на материальные (предметы культа, строения и т.д.) и духовные (вера).
Пронизаны нравственными ценностями категориями добра и зла и другими. Не могут существовать без эстетических, призванных для лучшего донесения слова божья людям.
Эстетические ценности
Термин «эстетическая ценность» служит для обозначения объекта эстетического отношения в его положительном значении. Эти ценности могут создаваться в различных видах деятельности, так как в них проявляется творчество, неотъемлемым элементом которого является красота.
Эстетическая ценность воплощает множество значений: психофизиологическое значение для органов чувств; значения для воспитания, для ценностной ориентации, для наслаждения. Основной категорией эстетической ценности есть прекрасное. разновидность эстетической ценности – возвышенное. Их антиподами являются безобразное и низменное. Эстетическая ценность через искусство и вне его играет особую роль в формировании качеств личности.
ТЕМА 10
Поведение и деятельность
Чтобы быть Человеком, природному существу, которое носит это имя, необходимо заниматься деятельностью. Ведь деятельность – это способ существования человека.
Деятельность можно охарактеризовать как осознанное поведение, благодаря которому человек удовлетворяет свои потребности.
Под поведением понимают взаимодействие живых существ с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде.
В истории становления и развития человека поведение предшествовало деятельности. Первоначально оно было обусловлено инстинктивными и рефлекторными реакциями организма на внешние воздействия. Но, по мере развития человека как разумного существа, у него появляются осознанные действия. Таким образом, поведение содержит в себе неосознанные (передаваемые наследственным путем) и осознанные (чаще всего диктуемые обществом) действия.
Деятельность, как форма отношения к действительности, присуща только человеку. Она в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям, а перестраивает, преобразует их. Такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основе программ, к перестройке своих собственных оснований. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения, а создателями, творцами принципиально новых программ действий. В случае адаптивного поведения при всей его возможной активности и оригинальности цели действий в конечном счете заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей.
Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека.
Основные характеристики деятельности:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории.
5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности.
Структура деятельности
Человек никогда не будет заниматься деятельностью не имея мотива. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.
Мотивация оказывает влияние на следующие характеристики деятельности:
Усилие - на различные виды деятельности человек затрачивает различные усилия;
Старание - человек может по-разному стараться, выполняя свою деятельность;
Настойчивость – способность сохранять интерес к данной деятельности;
Добросовестность - ответственное осуществление деятельности;
Направленность – выполнение совокупности действий, которые требуются именно для этого вида деятельности сообразно данному мотиву.
В роли мотива выступают потребности.
Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В современной науке применяются различные классификации потребностей: по сферам деятельности (потребности труда, познания, общения, рекреации); по объекту потребности - материальные и духовные, эстетические и этические и т. д.; по их функциональной роли - доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные; по субъекту потребности - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.
Потребность есть неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность – компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она – структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Как побудитель потребность вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.
Деятельность есть движение от потребности к результату. В процессе этого движения происходит актуализация потребности.
Всякая деятельность обладает структурой, в которой выделяют следующие элементы.
1.Осознание потребности, то есть зарождение интереса.
В интересе происходит определение того предмета, который сможет удовлетворить возникшую потребность.
2.Цель – это идеал желаемого. Цель, целеполагание – исключительно человеческое качество, средоточие субъективного мира человека. Само по себе полагание цели превратится в пустую мечту, если избранная цель не обеспечена средствами.
3. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.
Цель и средства взаимопределяют друг друга. Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств. Средства должны соответствовать цели.
4. Выделяют идеальную или субъективную модель деятельности. Она формируется в сознании субъекта деятельности. В нее включены: потребность, интерес, цель, предмет и средства удовлетворения потребности.
5. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие – это часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.
6. Операция есть способ осуществления действия. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия.
7. Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями спешного осуществления определенного рода деятельности. Как некоторая данность, присущая индивиду реально, а не как желание, способность в структуре деятельности представлено как средство, служащее достижению цели. Способности – не изначально данная индивиду по наследству привилегия. Они прижизненно формируются индивидом напряженным трудом над собой и, прежде всего, обучением, ориентированным на избранный вид деятельности.
Кроме вышеперечисленных элементов, в структуре деятельности обязательно необходимо выделить следующие:
Процедура – это систематизированная совокупность приемов (операций), развернутых во времени;
Орудие – материально воплощенная совокупность действий, ориентированных на совокупность конкретных условий (материальных, идеальных и др.);
Инструмент – материально воплощенное конкретное действие, ориентированное на конкретное условие;
Проблема – не является отдельным элементом нормативной структуры деятельности, а возникает и существует в любом ее месте, где обнаруживается неполнота содержательной определенности каких-либо элементов этой структуры.
Человеческая деятельность не возможна без субъекта и объекта.
Под субъектом понимают человека или группу людей, занимающихся деятельностью. Субъект деятельности способен не только реализовывать, но и исследовать, конструировать, проектировать деятельность, а также управлять ею.
1. Исследование – буквально: движение по следам. Описывается известной формулой Г. Гегеля: цель – средство – результат. Анализ результатов исследования приводит к обнаружению новых источников и новых ресурсов деятельности и пути их открытия;
2. Конструирование (преобразование) – буквально: структурирование, придание формы чему-либо. Можно описать методологической схемой: материал – орудие – продукт (с заданными свойствами). Отношение к деятельности в целом – это оценка качества продукта конструкторской деятельности; ее следствием оказывается создание принципиально нового ресурса развития и совершенствования основной деятельности;
3. Проектирование – построение потенциально возможного пространства многообразных деятельностей. Может быть описано схемой: замысел – реализация – последствия. Программа отношения к деятельности и удержания ее в целом – это экспертиза последствий проектирования, соотнесение их с исходной проектной идеей; главный смысл проектирования деятельности – это раскрытие ее неочевидных ресурсов, вообще – обогащение ресурсной базы разных видов деятельности;
4. Управление – нормирование любой деятельности по правилу, праву. Можно описать схемой: ориентировка – исполнение – норма функционирования системы деятельностей (некоего производства). Отношение и способ удержания деятельности в целом – контроль базовых параметров основной деятельности, над которой осуществляется управление; главный смысл этой деятельности – распределение и реализация наличных ресурсов.
Объект является родовым понятием (родительской категорией), группирующим вокруг себя целый ряд понятий, таких как предмет, среда, условия, обстоятельства, обстановка. Первоначально можно сделать вывод, что объект деятельности в отличие от субъекта пассивен. Он никак не влияет на процесс деятельности. Однако это есть заблуждение.
Субъект непосредственно направляет свои усилия не на весь объект, а лишь на его «часть», которую обычно называют предметом.
Предмет является либо объектом познания, либо объектом преобразовательной, предметной деятельности человека. Он то в объекте, на что направлено в первую очередь или в данный момент внимание субъекта как познающего или практического деятеля.
Следует отличать предмет от вещи, тела, отдельного материального образования. Если вещь проявляет себя в отношениях с другими вещами через свойства, то предмет по отношению к субъекту - через признаки. Вещи, их свойства и отношения существуют независимо от каких-либо субъектов и их деятельности. А предметы и их признаки определяют себя лишь в рамках отношения «субъект-объект». Признаком может быть все, что характеризует предмет с точки зрения его значимости для субъекта.
Итак, предмет - это «часть» объекта, на которую направлено внимание субъекта и с которой он «работает», непосредственно «имеет дело».
Теперь рассмотрим какую роль играет в деятельности та часть объекта, которая не является предметом. Эту «часть» объекта называют по-разному: средой, условиями, обстоятельствами, обстановкой, ситуацией и т.д. Обычно проводят различие между благоприятными и неблагоприятными условиями, обстоятельствами. Благоприятные условия способствуют деятельности субъекта, неблагоприятные - мешают.
Поэтому субъект в конечном счете зависим от объекта, определяется им, а объект в конечном счете независим от субъекта, существует сам по себе.
Развитие деятельности
Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:
1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека – передача существующих видов деятельности новым поколениям.
2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).
3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.
4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.
Виды деятельности
Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного «продукта», который создается в результате деятельности и является ее целью. С этой точки зрения можно различать практическую (специально трудовую) и теоретическую (специально познавательную) деятельности. Они образуют, собственно, единую деятельность человека, поскольку теоретическая выделяется в особую деятельность из первоначально единой практической лишь на определенном уровне, и продукты ее в конечном счете опять-таки включаются в практическую деятельность, поднимая последнюю на все более высокий уровень. Это и есть деятельность человека в собственном смысле слова.
Практическая деятельность выступает как материальная, а теоретическая - как идеальная именно по характеру своего основного продукта, создание которого составляет ее цель. Практическая деятельность материальна, поскольку основной эффект, на который она направлена, заключается в изменении материального мира, в создании материальных продуктов.
Познание развивается в тесной связи с практикой. Познание и есть процесс получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности.
Гносеологические функции практики:
· базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;
· детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование;
· критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины;
· целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете, что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение истинного знания.
Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:
· информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; познание является средством практической деятельности;
· проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее;
· регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическими действиями.
Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Их взаимоотношение содержит в себе противоречие. Стороны противоречия могут находиться в состоянии соответствия, гармонии, но могут приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из сторон может отставать от развития другой, что является естественным выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается развитие и теории, и практики.
Промежуточным видом деятельности является игровая деятельность (искусство и спорт). Не являясь по-настоящему ни познавательной, ни практической деятельностью, она включает в себя элементы той и другой. В сфере субъекта ей соответствует чувство (эмоция), занимающее промежуточное положение между знанием и потребностью (для искусства - это чувства любви, гармонии, красоты, прекрасного; для спорта - это чувства агрессии, соревнования, борьбы). В художнике/спортсмене имеет место в ослабленном виде и движение от материального к идеальному, и от идеального к материальному. Эта форма не дает по-настоящему ни знаний, ни блага.
Научная революция
В некотором смысле защитники различных парадигм живут в разных мирах. По Куну, различные парадигмы несоизмеримы. Поэтому переход от одной парадигмы к другой должен осуществляться резко, как переключение, а не постепенно посредством логики. Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Поэтому можно говорить о частнонаучных и общенаучных революциях.
Возникновение квантовой механики - это яркий пример общенаучной революции, поскольку ее значение выходит далеко за пределы физики. Квантово-механические представления на уровне аналогий или метафор проникли в гуманитарное мышление. Эти представления посягают на нашу интуицию, здравый смысл, воздействуют на мировосприятие.
Дарвиновская революция по своему значению вышла далеко за пределы биологии. Она коренным образом изменила наши представления о месте человека в Природе. Она оказала сильное методологическое воздействие, повернув мышление ученых в сторону эволюционизма.
Новые методы исследования могут приводить к далеко идущим последствиям: к смене проблем, к смене стандартов научной работы, к появлению новых областей знаний. В этом случае их внедрение означает научную революцию.
Так, появление микроскопа в биологии означало научную революцию. Всю историю биологии можно разбить на два этапа, разделенные появлением и внедрением микроскопа. Целые фундаментальные разделы биологии - микробиология, цитология, гистология - обязаны своим развитием внедрению микроскопа.
Появление радиотелескопа означало революцию в астрономии. Академик Гинсбург пишет об этом так: "Астрономия после второй мировой войны вступила в период особенно блистательного развития, в период "второй астрономической революции" (первая такая революция связывается с именем Галилея, начавшего использовать телескопы) ... Содержание второй астрономической революции можно видеть в процессе превращения астрономии из оптической во всеволновую".
Иногда перед исследователем открывается новая область непознанного, мир новых объектов и явлений. Это может вызвать революционные изменения в ходе научного познания, как случилось, например, при открытии таких новых миров, как мир микроорганизмов и вирусов, мир атомов и молекул, мир электромагнитных явлений, мир элементарных частиц, при открытии явления гравитации, других галактик, мира кристаллов, явления радиоактивности и т.п.
Таким образом, в основе научной революции может быть обнаружение каких-то ранее неизвестных сфер или аспектов действительности.
Следуя В.С. Степину, выделяют четыре таких революции в истории естествознания, каждая из которых приводила к изменению типа научной рациональности.
Первая революция произошла в XVII в., ее результатом стало возникновение классического естествознания. Классическому естествознанию было присуще стремление к нахождению абсолютных и окончательных истин, которые уже не могли бы быть поколеблены всеми последующими исследованиями. Эта абсолютная объективность достигалась с помощью исключения из описания и объяснения всего, что могло связываться с субъектом и его познавательной деятельностью. Идеалом научной теории была классическая механика. Любое явление должно было быть объясняемо с помощью представлений и принципов механики. Познание представлялось как система наблюдений и экспериментов с природными объектами, осуществлявшаяся с помощью чистого, не отягощенного никакими предрассудками разума, который способен адекватно воспроизводить в своих теориях свойства и характеристики изучаемых объектов. Изучаемые объекты - это прежде всего тела, перемещающиеся в пространстве под действием внешних сил (как результат взаимодействия с другими телами). Таким образом, все научное знание в конечном счете могло быть редуцировано к механике.
Вторая научная революция произошла в конце XVIII - первой половине XIX в. Она определила переход к новому состоянию естествознания - дисциплинарно организованной науке. Механическая картина мира перестает считаться общенаучной. Биология, химия и другие области знания больше не редуцируются к механике. В биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи развития. Одной из центральных философских проблем в это время становится проблема классификации наук и единства научных методов. То, что ранее было очевидным, стало проблематическим. Вместе с тем первая и вторая научные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и присущих ей способов мышления.
Третья глобальная научная революция была связана со становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпоху в физике происходит становление релятивистской и квантовой теории, в космологии возникает концепция нестационарной Вселенной, в биологии на ведущие позиции выходит генетика, возникают кибернетика и теория систем. Для неклассической науки характерно понимание относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. Теперь допускается истинность нескольких различных теоретических описаний одной и той же реальности. В отличие от классической науки, объяснения и описания в неклассической науке в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Все эти изменения сопровождались формированием новых философских оснований науки. Идея исторической изменчивости научного знания соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Становится ясно, что результаты познавательной деятельности детерминируются не только природой исследуемых объектов, но и особенностями исследовательских процедур, которые исторически изменчивы и зависимы, кроме всего прочего, еще и от социально-культурных факторов. Основным объектом исследования предстает уже не тело (вещь), а процесс, имеющий как устойчивые, так и вариативные характеристики.
Все вышеописанные изменения характера науки сопровождались изменениями места и функций науки в общественной жизни. Основания естествознания в эпоху его становления складывались в контексте рационалистического мировоззрения ранних буржуазных революций, становлению оснований дисциплинарного естествознания сопутствовало усиление производительной роли науки. В это время формируются многие прикладные и технические науки, складываются специализированные научные сообщества. Переход к неклассической науке проходил в условиях кризиса классического рационализма, формирования представлений о социальной детерминированности познания, зависимости его от культурно-исторических факторов.
Происходящие в настоящее время изменения в научном познании можно считать четвертой научной революцией, в ходе которой возникает постнеклассическая наука. Компьютеризация изменила характер научной деятельности, дисциплинарная структура науки трансформируется в новое интегративное единство за счет междисциплинарных и проблемно ориентированных исследований. Все большую роль в определении стратегических направлений исследований начинают играть соображения экономического и социально-политического порядка. Объектами современных исследований становятся уже не тела и не процессы, а уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Для подобных систем характерно наличие синергетических эффектов, протекающие в них процессы, как правило, необратимы. Переход к исследованию сложных исторически развивающихся систем повлиял на правила и нормы исследовательской деятельности. К новым объектам приходится применять особые способы описания и предсказания их состояний - построение сценариев возможных линий развития системы и исторических реконструкций, которые ранее считались методами прежде всего гуманитарных наук. Принципиально меняются возможности экспериментального познания, поскольку уникальность систем и необратимость происходящих в них изменений лишают эксперимент одного из главных качеств - воспроизводимости, повторяемости. Даже если системы являются типологически близкими друг к другу, поведение экспериментального исследования с каждой из них может приводить к существенно различным результатам. Все чаще поэтому натурный эксперимент заменяется вычислительным, осуществляемым на компьютерных моделях. Еще одна трансформация современной науки связана с отказом от установки на возможность проведения ценностно нейтральных исследований при любых обстоятельствах. В случае, когда компонентом исследуемой системы оказывается человек, исследование предполагает включение в структуру научного знания (описания, объяснения) аксиологических факторов.
Практика
1. Практика есть специфический человеческий способ отношения к миру
2. 2. Виды практики
Практикаесть специфический человеческий способ отношения к миру, заключающийся в активном целенаправленном преобразовании объективно существующих в нем предметов и явления.
Понятие «деятельность» по объему шире понятия «практика», так как оно включает в себя как практическое, так и теоретическое отношение к миру. Деятельность –специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, активность людей, обусловленная их потребностями, интересами и целями.
Побудительные мотивы деятельности:
Потребность Интерес Цель Результат
предмет, удовлетворяющий средства для удовлетворения
данную потребность творения данной потребности
Потребности подразделяются на первичные – естественно-материальные и вторичные - духовные.
Потребность – это ощущение дефицита в чем-либо.
Интерес – это осознанная потребность.
Цель – это идеал желаемого.
Все, кроме результата, есть идеальная или субъективная модель деятельности. Она формируется в сознании субъекта деятельности.
Результат – это материальная сторона деятельности или, другими словами, результат объективации идеальной модели деятельности.
Своеобразие практики заключается в том, что она, будучи материальным процессом, в то же время контролируется и регулируется сознанием субъекта. Практика неотделима от духовной деятельности людей. Она есть материальный процесс, опосредованный сознанием.
Практика носит общественно-исторический характер. Общественный – так как она есть коллективная, совместная деятельность людей. Личный опыт материально-преобразовательной деятельности человека входит в нее как элемент лишь тогда, когда он приобретает социальную значимость, используется и воспроизводится другими. Исторический – поскольку содержание практики изменяется, развивается в ходе человеческой истории.
К чертам, присущим практике, относятся следующие:
Практика есть первичное, исходное отношение человека к миру. Человек приходит в мир как практический деятель и только в последствие становится теоретиком.
Практика есть активно-деятельное отношение человека к миру.
Практика является общественной по характеру. Вступая в практической деятельности в субъект-объектные отношения, то есть становясь в качестве субъекта в определенное отношение к объекту своего труда и преобразования, человек вынужден вписывать эти отношения в сложный контекст отношений другого рода - субъект-субъектных, то есть вступать во взаимодействие с другими людьми по поводу овладения предметами материального мира, их преобразования и использования достигнутых результатов.
Практика есть сознательная, целеполагающая деятельность. Дальнейшим осознанием потребностей, интересов и стимулов выступает цель (предвосхищение в сознании результата деятельности). В соответствии с поставленной целью человек создает и идеал (более или менее полный образ той цели, к которой он стремится).
Виды практики
1. Материальная деятельность.
2. Социальная практика - в ходе социальной практики человек развивается как гражданин, общественный деятель.
3. Художественная практика - чувственно-предметная деятельность по созданию художественных ценностей.
4. Научно-эксперементальная практика.
Практика обладает интегративными функциями по отношению к другим формам жизнедеятельности. В сфере реального отношения людей к миру - к природе, к обществу, к другим людям - формируются исходные стимулы развития всех форм человеческой культуры. Создаваемые в культуре - и в материальном производстве, и в регуляции отношений между людьми в обществе, и, наконец, в сфере науки, искусства, философии - способы деятельности возникают по сути своей как ответ на определенные проблемы и задачи, связанные с воспроизводством человеческого существования в окружающем челове