Психологические особенность людей страдающих наркотической зависимостью. Распространённость наркотической зависимости. Факторы формирования наркотической зависимости. Профилактика.
Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
Психотропные вещества (psycho – душа, tropes – направление) - лекарственные средства, оказывающие преимущественное влияние на психические процессы: применяются при различных нарушениях высшей нервной деятельности (транквилизаторы, седативные вещества, психостимулирующие вещества).
Психостимулирующие вещества (psycho – душа, stimular – погонять, возбуждать) - лекарственные вещества, повышающие умственную и физическую работоспособность (меридил, синокарбр, синдофел, кофеин).
В обыденном представлении наркомания – это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ, для того, чтобы впасть в одурманенное состояние.
ВОЗ дает следующее определение: “Наркотики – это такое вещество или смесь веществ, которые коренным образом отличаются от всех веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, и прием которых влечет за собой изменение функционирования организма в целом, серьезно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы”.
Понятия «наркомания», «наркотики», «наркоман» стали частью жизни людей и особой проблемой совсем недавно, в XX веке, во второй его половине. Об употребление наркотических веществ известно ещё с древних времён, но их употребление выполняло либо религиозную функцию (например, у шаманов первобытных племён), либо ограничивалось узким кругом лиц употребляющих их. До начала XX века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Иногда делались попытки сократить или вообще запретить использование.
В настоящее время, в некоторых странах сохранилось употребление психоактивных веществ, связанное с определёнными религиозными и культурными обычаями (употребление алкоголя, жевание индейцами листьев коки, курение гашиша в некоторых восточных странах).
Актуальность.
Вначале XXI века в Российской Федерации отмечается высокий уровень наркотизации населения. По данным ВОЗ в настоящее время отмечается непрерывный рост числа лиц, принимающих наркотические вещества, возрастает употребление наркотиков молодежью, распространяется употребление нетрадиционных наркотиков и синтетических наркотических средств, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества, преимущественно молодого возраста.
Данная проблема является угрозой здоровью населения, экономике страны, социальной сфере, правопорядку. Необходимо учитывать что, распространение наркотиков приносит вред не только обществу в целом, но и оказывает разрушительное воздействие на отдельные личности.
По сведениям Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ составляет более 500 млн. человек, а в России (по данным Минздрава РФ) количество наркопотребителей к 2000 году составляло 315 тыс. человек, реальная же численность превышает этот показатель в 8-10 раз.
В России по данным официальной статистики на 2009 год число наркоманов оценивается в 503000 человек, состоящих на диспансерном учете, а реальное количество, рассчитанное по методике ООН,- более 2,5 млн. По сообщению Федеральной службы по контролю по обороту наркотиков, каждый день в России от употребления наркотиков умирает 80 человек, более 250 человек становятся наркозависимыми. Данные статистики неумолимо свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими опасными заболеваниями.
Особенно губительно употребление наркотических веществ в молодёжной среде. Причём, отмечается, что употреблять наркотические средства молодёжь начинает во всё более раннем возрасте. По данным социологических исследований средний возраст начала приобщения к наркотическим веществам снизился до 14 лет у мальчиков и до 14,6 лет у девочек (6, с. 4). Удельный вес несовершеннолетних составил в 1997 году 22,8%, лиц в возрасте от 18 до 30 - 59,7%.
По данным Минздрава России контингент подростков, стоящих на учете в наркологических диспансерах России, вырос за 10 лет в 2,4 раза. Резко возросли показатели впервые диагностированных больных наркоманиями подростков с 580 человек в 1988 году до 4,5 тысяч в 1997 году, т.е. в 7,7 раз. В 5 раз увеличилось число злоупотребляющих наркотическими средствами подростков, также, впервые диагностированных. Резкий рост показателей начался в 1993 году и продолжается по сегодняшний день.
Причины употребления психоактивных веществ.
Однозначно указать причину возникновения наркотической зависимости на данный момент не представляется возможным. Единственное о чём мы можем говорить, о том что, наркомания – это подиэтиологическое заболевание, то есть имеет несколько причин своего развития.
Мы считаем, что все причины развития наркотической зависимости можно разделить на социальные и индивидуально - психологические.
К социальным причинам относятся:
• легкая доступность веществ, изменяющих психическое состояние;
• влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток;
• развал системы детских и молодежных организаций.
• неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
• ценностный кризис в обществе - потеря жизненных ценностей.
К индивидуально – психологическим причинам относятся:
• зависимые формы поведения
• аутоагрессия
• протестные реакции
• стремление к изоляции от окружающего мира
• идентификация себя с кумиром, употребляющим психактивные вещества
• заниженная самооценка
• отсутствие навыков общения. (7, с.134)
Так же можно выделить 3 наиболее распространённых мотива первого употребления наркотических средств:
• любопытство, «от скуки»
• «за компанию»
• уйти от реальности и проблем
Несомненным является то, что приведённый выше список причин не является полным и не охватывает все существующие теории о возникновении наркозависимости, но он даёт возможность понять какие направления в работе по профилактике наркомании прогностически будут более эффективны.
Теоретические аспекты профилактики наркозависимости среди молодёжи.
На современном этапе профилактика представляет собой систему комплексных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья людей, включая меры, принимаемые в семье, медицинскими учреждениями, воспитателями дошкольных учреждений, учителями и администрациями школ, правоохранительными органами и организациями, занимающимися вопросами молодежи, и, наконец, государством и правительством. (8, с.76).
Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения болезней. Вторичная профилактика подразумевает меры по прекращению развития болезни. Третичная профилактика ставит целью предотвращение инвалидности путем реабилитационных мер.
Основная работа должна проводиться в рамках первичной профилактики, носить превентивный характер.
Профилактика наркозависимости имеет свои отличительные особенности. Профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.
Наркотики - это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменение психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.
Наркотические вещества отвечают следующим характеристикам:
• способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;
• способность вызывать зависимость (психическую и (или) физическую), т.е. потребность снова и снова использовать наркотик;
• существенный вред, приносимый психическому и (или) физическому здоровью потребителя наркотика;
• опасность широкого распространения этих веществ среди населения;
• потребление указанного вещества не должно быть традиционным в данной культурной среде.
Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
Для первого употребления наркотика несовершеннолетними, по результатам нескольких исследований, характерны следующие мотивы:
31 % — желание быть, как все (комплекс подросткового конформизма),
19 % — стремление испытать новые впечатления (любопытство),
12 % — поиск фантастичного,
10 % — стремление забыться, отключиться от неприятностей.
Физическая зависимость – это, когда организм не может нормально функционировать без наркотика и в его отсутствие развивается синдром отмены (абстинентный синдром.) Он характеризуется физическими и психологическими нарушениями, связанными с тем, что наркотик стал частью обменных процессов организма.
В России к наркотическим средствам отнесены:
• опиаты (морфин, героин, промедол, кодеин, морфин, метадон);
• галлюциногены или психоделические средства: каннабиноиды (гашиш, анаша, марихуана), ЛСД,псилоцибин ;
• некоторые психостимулирующие вещества (кокаин и его производные, фенамин, первитин, эфедрон и другие амфетамины, экстази.
Токсические средства:
• разнообразные растворители, лаки, клеи, содержащие ароматические угаеводороды (бензол, толуол);
• снотворные медицинские препараты (седуксен, реланиум, реладорм, тазепам, люминал, фенобарбитал);
• галлюциногенные медицинские препараты (циклодол, пар-копан, тремблекс, кетамин, калипсол).
• алкоголь, табак.
БИО-ПСИХО-СОЦИО-ДУХОВНАЯ МОДЕЛЬ
Биологический аспект зависимости
Наркотики включаются в обменные процессы в организме - формируется физическая зависимость. Длительное отравление организма наркотиками приводит к тому, что у зависимого человека не может нормально функционировать ни один орган или система.
• Психический аспект зависимости
• Социальный аспект зависимости
• Духовный аспект зависимости
Главным в этом аспекте является то, что зависимый человек теряет нравственный стержень. Ему становятся безразличны такие понятия, как высокие духовные идеалы и ценности (вера в бога, любовь к родине, забота о людях, сострадание к слабым и больным, альтруизм, самопожертвование).
Библиографический список.
1. Крысько, В.Г. Психология и педагогика /В.Г.Крысько. – М.: Омега –Л, 2004. – 336 с.
2. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М., 1998. – 640 с.
3. Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко,Ю Е.Н.Шиянов. –М.: Школа-пресс, 1998. – 512 с.
4. Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. – 585 с.
5. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 1996.- 336 с.
6. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 408 с.
7. Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2001.