Психологические особенности людёй страдающих алкогольной зависимостью. Факторы формирования алкогольной зависимости. Эпидемиология. Психопатологическая характеристика. Синдром абстиненции.

Эпидемиология. Алкоголь - наиболее широко исполь­зуемое в населении психоактивное вещество. В связи с тем. что далеко не все случаи злоупотребления находятся в поле медицинского наблюдения, эпидемиологические данные об алкоголизации населения, помимо числа пациентов с соот­ветствующими диагнозами, находящихся на лечении, полу­чаются разнообразными способами: душевное потребление, средняя продолжительность жизни, уровень суицидов, зародышевый алкогольный синдром, распространенность цирро­за печени, стоимость затрат на лечение вызванных алкого­лизмом соматических заболеваний, стоимость потерянного в результате алкоголизации рабочего времени.

Морбидность резко варьирует в зависимости от геогра­фических и социокультуральных условий. В ряде стран потребление алкоголя считается высоким (Россия, Франция, Скандинавия, Ирландия, Корея), в некоторых — низким (Китай, страны исламского мира и средиземноморского бассейна).

В большей степени алкогольные проблемы характерны для мужчин; здесь также имеются значительные межкуль­турные различия. У женщин патологическая алкоголизация начинается позднее, спонтанные ремиссии менее вероятны. Патология наиболее всего распространена в молодом возрасте (15 — 30 лет), у лиц разведенных или одиноких, с более низким уровнем образования и антисоциальными тенденци­ями в подростковом возрасте. Нет систематических данных о роли профессии в возникновении заболевания, однако от­мечено достоверное преобладание случаев цирроза печени у представителей сферы обслуживания и литературно-артис­тических кругов.

Алкоголизация предшествует 50% дорожно-транспортных происшествий, 50% убийств, 25% самоубийств. В ре­зультате цирроза печени и целого ряда провоцируемых алкого­лизацией общесоматических заболеваний средняя продолжи­тельность жизни больных укорочена на 10 лет по сравне­нию со здоровым населением. Больные алкоголизмом имеют такой же риск суицида, как и депрессивные больные — 15% из них завершают таким образом свою жизнь.

Факторы формирования алкогольной зависимости. Заболевание является, по-видимому, конечным результатом сложного взаимодейаствия биологической рани­мости организма и влияния факторов окружающей среды. Наследственная отягощенность играет безусловную роль, хотя механизм генетической передачи пока неизвестен. Дети ал­коголиков имеют в 4 раза больше шансов заболеть по срав­нению с детьми не алкоголиков, даже если они воспитывались не своими биологическими родителями. При наличии наследственной отягощенности клиническая картина харак­теризуется более тяжелым течением.

Конкордантность по алкоголизму у однояйцевых близ­нецов вдвое выше, чем у разнояйцевых того же пола. К развитию заболевания предрасполагает нервно-психическая патология в детском возрасте, например, расстройства по­ведения или тикозные расстройства. Ряд про­дуктов метаболизма при воздействии алкоголя вызывает изменение нейрохимической адаптации мозга на клеточ­ном уровне. Возможно, это делает организм зависимым от алкоголя для поддержания установившегося патологичес­кого гомеостаза. Алкоголь может также приводить к по­вышенной активности эндорфинов или морфиноподобных веществ.

Для объяснения возникновения зависимости привлека­лась и теория обучения. Временное снятие внутреннего напря­жения, страха и сопутствующее этому ощущение успешности своего социального поведения при первых эпизодах алкого­лизации может сыграть роль положительного подкрепления, зафиксировав зависимую от алкоголя модель поведения.

С точки зрения психоаналитической теории, к зависи­мости от алкоголя предрасполагают чрезмерно выраженные, усвоенные в ходе воспитания сверхнормативные требования к моральным установкам и социальному поведению («Сверх-Я»). Стресс, возникающий в результате несоответствия больного этим стандартам, снижается при алкоголизации («Сверх-Я растворяется в алкоголе»).

Описаны сформированные в раннем детстве психологи­ческие особенности, в целом типичные для личности алко­голика. Она характеризуется робостью, трудностями в уста­новлении контактов, недостаточным уровнем самоутвержде­ния, нетерпеливостью, раздражительностью, тревожностью, повышенной чувствительностью и табуизированной в ходе воспитания сексуальностью. Повышенный уровень притяза­ний сочетается с недостаточными возможностями достижения целей. Алкоголь может давать при этом иллюзорное ощущение внутренней силы и успеха.

Острая алкогольная интоксикация.

Клиника. Состояние развивается вскоре после приема чрезмерного (разного в зависимости от индивидуальной толерантности, темпа абсорбции и метаболизма) количества алкоголя. Разнообразные клинические проявления включа­ют нарушения социального поведения, интеллектуальных функций, моторики. аффекта, вегетатики. В ряде случаев наблюдается повышенная разговорчивость и общитель­ность, в иных - стремление к уединению и дисфорически-подавленный фон настроения. Аффективная лабильность может достигать уровня перемежающихся эпизодов смеха и плача.

Симптомы нарастают по мере повышения уровня ал­коголя в крови, но могут и снижаться при достаточно высо­кой толерантности, несмотря на продолжение приема. В за­висимости от дозировки, клиническая картина меняет­ся, начиная от состояния легкой эйфории (0,3 мг% в крови при нормальной толерантности) до нарушений координации, атаксии (1 мг%), спутанности, сужения сознания (2 мг%), комы, подавления дыхания и, изредка летального исхода (при уровне свыше 4 мг%).

Дифференциальный диагноз проводится с сопорозно-коматозными состояниями иной этиологии: травмы черепа и позвоночника, диабетическая и печеночная кома, сердеч­ная аритмия, миастения,передозировка при сочетанном употреблении с другими психоактивными веществами.

Патологическое опьянение. Этиология неизвестна. Предрасполагающими факто­рами являются органические повреждения мозга (в особен­ности, в связи с энцефалитом и травмами), пожилой возраст, общее утомление, алкоголизация на фоне приема седативных и снотворных средств. Поскольку это редкое наруше­ние чаще наблюдается у людей с повышенным уровнем тревоги, для которых агрессивное поведение в целом не ха­рактерно, предполагается, что алкоголь, вызывая дезорга­низацию психических процессов и потерю самоконтроля, может способствовать высвобождению агрессивных им­пульсов.

Клиника. Состояние характеризуется поведенческими нарушениями, внезапно появляющимися вскоре после упот­ребления небольших количеств алкоголя (уровень в крови обычно ниже 1,5 мг %). Поведение характеризуется импуль­сивной агрессивностью с опасными для других или, реже, себя тенденциями на фоне спутанности, нарушений ориен­тировки и восприятия (иллюзии, транзиторные зрительные галлюцинации и бредовые идеи). Состояние длиться до не­скольких часов, завершаясь длительным сном с последую­щей амнезией эпизода.

Дифференциальный диагноз проводится с эпизодами внезапного изменения поведения при височной эпилеп­сии.

Лечение. Основное внимание уделяется предотвраще­нию последствий алло- и аутоагрессивного поведения. Дви­гательное ограничение может оказаться необходимым, одна­ко затруднительным в силу внезапности развития состояния. Плегирующий эффект (в случае возможности проведения) достигается инъекцией нейролептика (галоперидол).

Употребление алкоголя с вредными последстви­ями.

Клиника. Массивное употребление алкоголя вызывает обратимую жировую инфильтрацию печени — центра ката­болизма алкоголя. Пока недостаточно известно, как именно эта инфильтрация способствует возникновении цирроза пе­чени. Воспаление и, затем, разрушение печеночных клеток при циррозе завершается летальным исходом у 10 — 30% носителей этой болезни.

Алкоголь растворяет слизистую желудочно-кишечного тракта, вызывая ее раздражение и кровотечение и способ­ствуя возникновению ахлоргидрии, гастрита и язвы желуд­ка. С алкоголизмом связаны также болезни тонкого кишечника, недостаточность функции поджелудочной железы и панкре­атит (75% больных панкреатитом являются алкоголиками). Алкоголь вмешивается в нормальные процессы переварива­ния и абсорбции пищи, снижая способность кишечника к всасыванию ряда важных питательных веществ, включая витамины и аминокислоты.

Хроническое употребление алкоголя нарушает производительность и ритм работы сердца, оксигенацию ми­окарда, вызывая кардиомиопатию после 10 и более лет ал­коголизации. Хроническая алкоголизация вследствие сниже­ния числа лейкоцитов снижает сопротивляемость организма инфекционным и онкологическим заболеваниям, отрицатель­но влияя на иммунитет организма.

В результате прямого воздействия на уровень тестос­терона и тестикулярной атрофии, алкоголь снижает сексу­альную и воспроизводительную функции у мужчин. Повы­шение уровня женских гормонов ведет к женскому типу оволосения и увеличению грудных желез у 50% алкого­ликов. В нарушении сексуальной функции играет роль и непрямой токсический эффект алкоголя в зоне лимбических структур и гипоталамуса, а также невропатия пери­ферических парасимпатических нервов, участвующих в эрекции. У женщин-алкоголичек наблюдаются нарушения функций половых желез, сопровождающиеся недостаточ­ной продукцией женских гормонов, изменениями вторич­ных половых признаков, угасанием менструального цикла, бесплодием.

Употребление алкоголя при беременности чревато возникновением у плода т.н. фетального алкогольного син­дрома (замедление роста до или после родов, анормальная конфигурация лица и черепа с уменьшением окружности головы и уплощением черт лица, признаки задержки умственного развития и поведенческие нарушения).

Наши рекомендации