Стадии психосексуального развития по З.Фрейду. Возрастная периодизация по Э.Эриксону.

Стадии психосексуального развития по З. Фрейду

З. Фрейдом (Freud S., 1905) были выделены стадии психосексуального развития, названия которых связаны с зонами тела ребёнка, отвечающими на опредёлённых этапах его развития за удовлетворение полового влечения и за удовольствие, получаемое от функционирования своего тела:

• оральная (лат.: oris - рот) стадия – продолжается в течение первого года жизни;

• анальная (лат.: anus – задний проход) стадия – занимает возрастной период примерно от одного года до трёх лет;

• фаллическая (Эдипова) (греч.: phallos - половой член) стадия – начинается примерно с трёх лет и заканчивается в шесть;

• латентная (лат.: latentis – скрытый) – начинается в шесть – семь лет и заканчивается в препубертатном периоде лет в одиннадцать - двенадцать;

• генитальная (лат.: genitalia – половые органы) – продолжается с 12 до 18 лет.

Оральная стадия психосексуального развития

В течение первого года жизни ребёнок переживает оральную стадию психосексуального развития. Его существование просто невозможно без матери. Они вдвоём представляют собой сложную и слаженную систему «мать-дитя». Особенности этой стадии развития связаны с вынужденной относительной пассивностью ребёнка. Он пока ещё не отделяет своё тело от тела матери, не выделяет себя из окружающего мира, не построил своих границ. Он. Территория, исследование которой ему доступно, крайне ограничена. Наиболее доступным является собственное тело. В процессе его исследования малыш случайно обнаруживает специфичность осязательной чувствительности половых органов, получает опыт удовольствия от игры собственными гениталиями. Умеренное количество подобной аутоэротической стимуляции нормально, более того, даже необходимо для нормального развития ребёнка.

Однако самые сильные, жизненно необходимые переживания младенец получает при исследовании другого доступного ему объекта – матери. Прижимаясь к ней, ощупывая её, он получает массу ощущений, сопровождающихся положительными эмоциями. Наиболее яркие, разнообразные ощущения ему удаётся получить при помощи рта. Сосание, покусывание, жевание груди, глотание поступающего из неё молока, позволяют на короткое время максимально слиться с матерью, в какой то степени стереть наметившиеся после рождения границы, как бы вернуть себя в безопасное, блаженное внутриутробное состояние. Таким образом, сексуальные ощущения, сутью которых и является слияние с любимым объектом, взаимопроникновение с целью максимального стирания границ и снижение тем самым базальной тревоги, на этой стадии фокусируется на области рта, особенно при кормлении грудью. При этом ребёнок получает очень важный для его развития опыт взаимодействия.

Анальная стадия психосексуального развития

Стремясь познать окружающий мир, чтобы, снизив дефицит информации сделать его более понятным и предсказуемым, уменьшить тем самым базальную тревогу, ребёнок совершенствует свои движения, осваивает новые пространства. При этом он испытывает положительные эмоции, в том числе гордость за способность управлять своим телом. Особую роль при этом играет освоение навыков опрятности - способность произвольно удерживать и выталкивать мочу, кал. Эти процессы сопровождаются получением чувственного удовольствия, подкреплённого похвалой родителей. Произвольное выделение экскрементов означает для ребёнка и подтверждение совершенства владения своим телом, и освоение внешней среды, в которой он оставляет свои следы, подобно тому, как некоторые животные (например, волки) помечают свою территорию. Поэтому понятен большой интерес детей к своим выделениям.

Приучая ребёнка к горшку, родители впервые начинают требовать от него соответствия некой социальной норме. Огорчение матери, порицание, иногда наказания за мокрые или запачканные штанишки, то есть наказание за то, на что раньше не обращали внимания, вызывает недоумение, протестные реакции, иногда амбивалентные (двойственные) эмоции по отношению к матери. Если отношения в семье гармоничны, если ребёнок желанный, то к нему относятся с уважением. В этом случае освоение навыков опрятности проходит незаметно. Всё получается как-то само собой, матери впоследствии с трудом вспоминают, как они приучали ребёнка пользоваться горшком. Чем более тревожны родители, чем более они озабочены ранним приучением ребёнка к горшку, тем больше возникает проблем в связи с этим. Ребёнок нередко становится упрямым, иногда агрессивным, настроение у него неустойчиво. Жизнь заставляет ребёнка учиться справляться со своими эмоциями. Это делает маленького человека более независимым, он становится самостоятельнее.

То, каким является преобладающий стимул овладения новыми навыками (страх наказания, опасение расстроить мать, стремление к получению чувственных ощущений, положительных эмоций) может наложить отпечаток на дальнейшее развитие ребёнка. Достижение определённой степени самостоятельности к трем годам приводит к тому, что он уже начинает осознавать свои границы, выделяет себя из окружающего мира, что знаменует переход ребёнка к следующей стадии развития.

Фаллическая стадия психосексуального развития

Фаллическая стадия характеризуется формированием у ребёнка новой психической функции – самосознания. Оно проявляется способностью выделить себя из окружающего мира, различать себя и других, При этом ребёнок начинает называть себя не в третьем, как раньше, а в первом лице («Я хочу!»). Система «мать-дитя», основанная на невозможности существования друг без друга её членов при этом рушиться, хотя мать всё равно остаётся самым значимым человеком для ребёнка.

Отъединившись от матери, он обнаруживает, что все люди делятся на две части: на мужчин и женщин. К одной из групп окружающие причисляют и ребёнка, но чтобы понять суть своей половой принадлежности, активно усваивать свою половую роль, ему необходимо разобраться, в чем состоят отличия мужчин от женщин.

Интерес к устройству своего и чужого тела, к тайне рождения проявляется в соответствующих вопросах, подглядывании, в организации совместных игр мальчиков и девочек, сопровождаемых обнажением и демонстрацией гениталий. Отношения к обоим родителям часто приобретают амбивалентный (двойственный) характер. Родитель своего пола воспринимается как конкурент, к которому ребёнок ревнует родителя противоположного пола. Причём последний начинает вызывать у него больший, чем прежде, интерес, так как он самый близкий и знакомый представитель иного пола. На завершающем этапе этой стадии ребёнок создаёт определённую инфантильную концепцию о различиях и взаимоотношениях полов. Некоторые варианты таких концепций, пугают детей, другие концепции воспринимаются позитивно, способствуют принятию ребёнком своей половой роли и готовности совершенствовать её. Отделение от матери на этой стадии произошло, но отдаление от неё продолжается, растёт потребность в самостоятельности. Если мать несчастлива в супружестве, она бессознательно нередко пытается компенсировать дефицит тепла, общения, положительных эмоций за счёт ребёнка. При этом стремление его к самостоятельности, отдалению пугает её. Она будет стремиться сохранить близость, остаться необходимой ребёнку во всём, пресекая в связи с этим любые проявления самостоятельности, провоцируя тем самым негативизм и непослушание, отражающие борьбу малыша за свою независимость, своё развитие. Основным результатом успешного прохождения этой стадии является открытие ребёнком возможности получения ярких положительных эмоций от телесного и эмоционального контакта с другим человеком. При этом закладывается чувство базисного доверия к другому, что во многом определяет в дальнейшем его взаимоотношения с окружающими.

Латентная стадия психосексуального развития

Латентная стадия характеризуется всё большим расширением интересов ребёнка за пределы круга семьи. Приступив к обучению в школе, ребёнок меняет свой социальный статус - становится школьником. У него появляются новые обязанности, заботы, к нему иначе начинают относиться окружающие. Это приводит к дальнейшему отдалению от родителей. Их авторитет несколько тускнеет, так как не выдерживает конкуренции с авторитетом нового в жизни ребёнка человека – учителя (как правило, учительницы). Учительница, с точки зрения большинства учеников младших классов, знает значительно больше, чем мама или папа. Ребята школьного возраста значительно больше и качественно иначе общаются друг с другом. Общение со сверстниками становится и качественно иным в связи с тем, что в этом возрасте дети окончательно осознают необратимость своей половой принадлежности. Мальчики и девочки проявляют разные интересы, соответствующие их полу, выбирают разные игры и партнеров в них, но при этом интерес к вопросам половой жизни дети обнаруживать стесняются. Именно поэтому стадия психосексуального развития детей 7-11 лет, получила своё название. Эпитет «латентная», то есть «скрытая», З. Фрейд заимствовал у В. Флисса (1905). Они оба полагали, что дети 7-11 лет значительно меньше, чем раньше, задают взрослым «неудобные» вопросы на сексуальные темы, реже играют в игры, связанные с обнажением. Однако впоследствии многие исследователи не разделяли этого мнения. Так Д. Мани (1980) считал, что дети младшего продолжают играть в сексуальные игры, но лучше скрывают их. Фундаментальные исследования детской сексуальности Р. и Д. Гольдманов (1982), опросивших в Австралии, Северной Америке, Великобритании и Швеции более 800 детей, находящихся на «латентной» стадии развития, также не подтвердили точку зрения Фрейда. Они не обнаружили признаков снижения интереса к половым вопросам и прекращения сексуального экспериментирования у опрошенных ребят. В результате таких отношений происходит разделение (сегрегация) класса по половому признаку: мальчики играют только с мальчиками, а девочки с девочками. Постепенно, начинаясь примерно с 8 лет, сегрегация достигает максимума у десятилетних детей. Таким образом, в латентной фазе идёт дальнейшее активное принятие и становление половой роли, усвоение свойственных ей особенностей поведения. Это проявляется в виде нарочитого подчёркивания соответственно мускулинных (свойственных мужчинам) или фемининных (женских) черт. К сокрытию детьми интереса к противоположному полу приводит страх прослыть неадекватным своей половой принадлежности: «если водишься с девчонками, то и сам ты девчонка!».

Генитальная стадия психосексуального развития

Генитальная стадия совпадает с наступление пубертатного периода, характеризующегося физиологической подростковой гиперсексуальностью. Изменение внешности, связанное с появлением вторичных половых признаков, меняет отношение окружающих к подросткам. Половое созревание девочек в среднем несколько опережает созревание мальчиков. На этой стадии у детей возникает ряд проблем. И мальчиков, и девочек могут беспокоить сроки появления вторичных половых признаков, избыточный вес, появление юношеских угрей, эротические сновидения, повышенный интерес к противоположному полу, желание мастурбировать. Многие мальчики к тому же могут быть озабочены малым ростом, недостаточной физической силой, задержкой появления усов, нагрубанием молочных желёз, небольшими, с их точки зрения, размерами полового члена. Девочки переживают по поводу высокого роста, размеров и формы молочных желёз, нерегулярности менструаций.

Половая роль в этом возрасте созрела уже настолько, что дружба юноши и девушкой не только не ставит под сомнение их адекватность своей половой роли, а наоборот подтверждает её, помогает решать задачу эмоционального отделения от родителей. Если в этом возрасте отношения с родителями или друзьями своего пола оказываются для подростка более ценными, чем первая любовь, то это может свидетельствовать о некоторой задержке психосексуального развития.

Переживая генитальную стадию, подросток делает выбор между сохранением отношений детско-родительской зависимости и обретением новых партнёрских сексуально-эротических отношений. От этого выбора во многом зависит его дальнейшая жизнь.

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.

Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружаюшими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте — их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (табл. 12).

Э.Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.

Заметим, что к трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения, и здесь Э.Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.

Третья и четвертая стадии развития, по Э.Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д.Б.Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции, как в уже рассмотренных нами, подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов наших ученых от позиций, на которых стоит Э.Эриксон, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии личностного развития в теориях отечественных психологов не представлены. Но вполне можно согласиться с тем, что приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, и в этом, по-видимому, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующем за юностью.

Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э.Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э.Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

Кроме того, на каждой из- выделенных им стадий развития автор указывает лишь на отдельные моменты, объясняющие его ход, и только на некоторые личностные новообразования, характерные для соответствующего возраста. Без должного внимания, например, на ранних стадиях детского развития осталось усвоение и использование ребенком речи, причем в основном только в аномальных формах.

Тем не менее значительная доля жизненной правды в данной концепции содержится, а главное, она позволяет представить себе важное значение периода детства во всем процессе личностного развития человека.

В заключение отметим особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э.Фромм. Представляется, что он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он, — это система, которая не на словах, а на деле создает экономические, политические и культурные условия для полноценного развития индивида как личности. Развитие личности — это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, — важнейшая задача воспитания.

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.

Лекция №4

Наши рекомендации