Происхождение религии, сущность, корни и роль в жизни общества. Религиозное и атеистическое сознание.
Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более, чем двух тысячелетий. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религии значительно уступает свои позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды.
Религия выражала не только страх человека перед грозными и непонятными силами, в ней отразились попытки воздействовать на эти силы. В религиозных обрядах, заклинаниях, жертвоприношениях люди пытались служить сверхъестественным силам и в некоторой степени управлять ими. Кроме того, с помощью религии закреплялись нормы поведения человека. Религия служила средством достижения социальной стабильности.
Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни.
Формы религии многообразны. Но различные мировые религии: христианство, ислам, буддизм при всем их внешнем различии имеют много общих черт. Это сходство объясняется прежде всего единством человечества, сходством процессов социального развития, общими для людей законами психологии.
Религиозное сознание, наряду с религиозной деятельностью, религиозными отношениями и организациями, является элементом в структуре религии.
В современной философии различают три ступени в истории религии: 1) религия, опирающаяся на свое божество в природных силах (бог Солнца, бог Земли и т. п.); 2) религия, признающая всемогущего "Бога-господина", требующая повиновения ему (монотеизм). Это ислам и иудейская религия, а в широком смысле и христианство (троица). Сюда же относится и религия как простая мораль без Бога; 3) религия искупления, возникающая из чувства греховности. Эта религия связана с верой в милосердие Бога, освобождающего от греха
Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир. Доказать логично существование этого мира невозможно, поэтому религиозное сознание основано на вере. Вера - это интегративная часть религиозного сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Религиозная вера означает необходимость соответствующего поведения и деятельности и надежду на сверхъестественную добродетель благодаря милости Бога.
Философский подход к религии требует выделения в религиозном сознании двух уровней: обыденного и теоретического (концептуального).
Обыденное религиозное сознание выступает в виде представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек, традиций. Здесь преимущественно выступают традиционные способы передачи чувств, иллюзий, представлений.
Концептуальный уровень религиозного сознания - это систематизируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргументов, в которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Это вероучение, теология, богословие, подготовленное и обоснованное специалистами.
72.Понятия "человек", "индивид", "личность". Биосоциальная сущность человека. Личность как продукт общественно-исторического развития.
Человек – это индивид в единстве природных и социальных, физических и психических, материальных и духовных признаков. С понятием человек тесно связано понятие индивид - отдельного представителя человеческого рода. Понятия человек и индивид соотносятся как общее и единичное. Индивид соединяет в себе общее, которое в то же время характеризуется специфическими чертами. Всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, является проявлением и утверждением общественной жизни".
Понятие личность отражает социальную, сущностную характеристику человека, это результат исторического и индивидуального развития в конкретных социальных условиях. Личность не простая сумма общественных отношений, а уникальная, органическая самореализующаяся система с ансамблем всех общественных отношений, который неповторим в каждом человеке, поэтому и уникальна человеческая личность. Именно труд, является важнейшим средством формирования личности.
Отмечая роль социальной среды в формировании личности, необходимо отметить то, что человек не пассивно воспринимает воздействие этой среды. Индивид не только изменяется сам, но изменяет и само общество. Поскольку личность есть совокупность общественных отношений, есть результативный итог целенаправленного и иного воздействия общества на индивида, постольку тип личности определяется типом общества. Каждой общественно-экономической формации присущи определенные типы личностей.
Современное общество, имея мощные производительные силы, развитые всемирные связи, демократические свободы, создает предпосылки использования всей созданной материальной и духовной культуры для развития человека. Но это может быть реализовано при условии социальных преобразований, утверждения правового государства.
Из современных философских учений христианства наиболее распространенным является неотомизм - обновленная философия Фомы Аквинского. В центре неотомизма стоит идея взаимодополняемости и религиозного и научно–философского знания. Рациональное и религиозное познание, согласно неотомистам, занимаются одним и тем же делом - объяснением мира. Но поскольку сущностью мира является бог, то всякое научное познание приближает нас к пониманию природы бога. Пренебрегать человеческим разумом не нужно, а нужно сочетать его с верой. Руководствуясь верой, человек способен достигнуть полного понимания мира (бога) с помощью откровения. Противоречие между разумом и верой представляется неотомистам вполне преодолимым при условии, если разум признает высшую разумность веры и будет подходить к исследованию истин, учитывая свою собственную ограниченность. Научное познание, согласно неотомистам, есть движение от вещей к богу, а познание через веру, откровения, есть нисходящее движение от бога к вещам. Философия служит мостом между ними. Система знаний представляется следующим образом: уровни пирамиды: на вершине - теология, ниже - философия, внизу наука.
Таким образом неотомисты выступают за союз веры и научного знания, признавая при этом приоритет религии во всей духовной жизни.
Сциентизм(от лат. scientia - наука) - тип мировоззренческой оценки. Это ненаучная по своему характеру вера в силу науки, ее истолкование в качестве определенного фактора развития. Следствием этого оказывается нигилистически–высокомерное отношение к духовно–практическим, нравственным, эстетическим ценностям. Социальный идеал сциентизма - общество, во главе которого стоят люди науки, интеллектуальная элита, чья деятельность бесконфликтным путем может привести общество к гармонии. Сциентизм видит в науке первую причину прогресса. Успешные научные познания привели к распространению в общественном сознании завышенных оценок возможностей науки, культу научного познания. Вера в науку заменила для многих веру в бога. Наука стала играть роль религии. Способность дать ответ на все коренные вопросы устройства мира и бытия. Вместе с тем последствия научно–технической цивилизации порождает оппозицию культа науки, наука объявляется ответственной за все пороки и грехи современной цивилизации.
Структурализм – методологическое направление, развиваемое в ряде гуманитарных наук и выдвигающее на первый план анализ структуры исследуемого объекта. Как и системный подход, структурализм выражает характерные для науки 20 века поиски средств изучения сложных объектов.
Феноменология – учение идеалистической философии о феноменах сознания. Основоположник – Гуссерль. Феноменологический метод – исключает из предмета познания все эмпирическое, т.е. все физическое, конкретное, реально существующее. Задачей познания объявляется исследование структуры «чистого сознания», анализ феноменов (явлений сознания как такового). Феноменологический метод крайне формалистичен. Он оставляет за пределами рассмотрения все понятия об объективной действительности, превращаясь тем самым в бессодержательное схоластическое мудрствование.
Герменевтика – (истолкование, понимание текстов) – связана с идеями интерпретации и понимания. Ее представители видят в Г. не только метод гуманитарных наук, но и способ истолкования определенной культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. Усматривая основную проблему философии в проблеме языка, они отвергают объективное научное познание, безгранично доверяя косвенным свидетельствам сознания, воплощенным в речи, прежде всего в письменной. Понимание собственного внутреннего мира достигается путем интроспекции, т.е. самонаблюдения, рефлексии. По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный Дильтеем герменевтикой..
СЕНСУАЛИЗМ(от латинского sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли и Д. Юм
Плюрализм – понятие идеалистической философии, означающее, что в основу действительности составляет множество автономных, деятельных субстанций (монадология Лейбница).
Персонализм – в центре философии находится понятие личности, но это не реальная человеческая личность, а некая духовная сущность, наделенная активностью, обладающая волей, самосознанием. В основе и природно, и социальной действительности лежит совокупность личностей. Эту совокупность венчает «верховная личность» - бог (ил «высшее бытие»). Все материальное рассматривается как результат творческой деятельности личности или как то, что получает смысл, находит свое объяснение, лишь будучи включенным в опыт личности (разновидность объект ид-зма). Смыкается с экзистенциализмом. В качестве средств непосредственного приобщения к опыту бога, к «вечным» христианским принципам все большего числа людей персоналисты выдвигают веру, интуицию.
Прагматизм – практическая полезность знания – источник истинности. Существовать – значит быть полезным исходный принцип прагматизма – отрицание объективной реальности. Отрицает возможность объективно – истинного познания и всяку теорию объявляет субъективной конструкцией, которая может считаться истинной только в том случае, если она кому-либо полезна.