Диалектика как учение о развитии. Основные принципы, законы, категории диалектики, их взаимосвязь.
Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Это наука и метод, имеющие дело с законами, категориями, сформированными людьми на основе законов природы и общества. Отсюда следует, что все законы, категории философии и любых наук объективны по своему содержанию и субъективны по форме. Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.
В истории диалектики выделяются следующие основные этапы: наивная диалектика древних (все течет, все изменяется); диалектика философов эпохи Возрождения; идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Гегель открыл все законы диалектики, этапы развития мирового духа, дал формы движения); диалектика русских революционных демократов 19 в. (выявили характер ОО); Маркс и Энгельс создали обобщенную теорию.
Материалистическая диалектика выражается в системе категорий и законов. Характеризуя ее, Энгельс писал: "Главные законы: превращение количества и качества - взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, - развитие путем противоречия, или отрицание отрицания, - спиральная форма развития". Среди всех законов диалектики особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, который Ленин назвал ядром диалектики.
Диалектическая концепция развития, в противоположность метафизической, понимает его не как увеличение и повторение, а как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Диалектика видит в противоречии источник самодвижения материального мира. Подчёркивая единство субъективной и объективной диалектики, диамат отмечает, что она существует в объективной действительности, а субъективная диалектика - отражение объективной диалектики в человеческом сознании: диалектика вещей создаёт диалектику идей, а не наоборот. Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям.
С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику
Под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Диалектика основана на двух принципах.
1) Принцип всеобщей связи и развития является основным в диалектическом взгляде на мир. Это значит, что явления определяют друг друга, изменения одного явления влекут за собой изменения другого, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Например, общественное бытие определяет общественное сознание, изменение материальных условий жизни людей вызывает в конечном счете изменения и в общественном сознании. Выделяются разнообразные виды связей. Классификация их строится либо по формам движения материи, либо по форме и характеру проявления: прямые - опосредованные, внутренние - внешние, функциональные и генетические, существенные и несущественные, детерминированные (определяющие).
Развитие вытекает из всеобщей связи явлений. Развитие характеризуется: а) неотделимостью от движения, изменения; б) качественное изменение; в) изменения не разовые, а комплексные, для которых характерна необратимость процессов; г) развитие - особого рода связь состояний, имеющая направленность. Главными направлениями развития: прогресс, регресс и одноуровневое развитие. Прогресс - развитие системы от низшего к высшему, повышение уровня организации.
2) принцип детерминизма означает признание объективной и закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Базовая взаимосвязь фиксируется на уровне причины и следствия. Причинность – ядро детерминизма.
3) системности, предполагает выделение совокупности доминирующих взаимосвязей, которые образуют внутреннюю структуру объекта.
Диалектика является не только наукой, но всеобщим методом познания и преобразования действительности. Она вооружает частные науки методологическими принципами, вытекающими из основных принципов диалектики, которые должны стать основой диалектического стиля мышления исследователя.
Категории диалектики - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. К ним относятся также понятия, как причина и следствие, сущность и явление, необходимость и случайность и целый ряд других. Закон - это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества.
Надо сказать, что система категорий диалектики не является замкнутой, она продолжает пополняться новыми категориями, отражая не только бесконечность развития материального мира, но и непрерывное углубление его познания человеком.
Задача познания - исследовать природу и общество как закономерный процесс движения и развития, подметить нечто общее, существенное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи. Это общее, существенное, необходимое находит свое выражение в законах. Законы науки с большей или меньшей точностью отображают законы природы и общества, мышления.
Законы различают также по форме проявления в зависимости от типа детерминации и по этому признаку выделяют динамические и статистические законы. Динамические законы выражают более простую, однозначную связь, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые (например, динамические законы движения тел и планет Солнечной системы, способы предсказания затмений Солнца).
Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей. Например, закон естественного отбора Дарвина, законы истории.
Соотношение законов и категорий философии
Законы науки представляющие собой отражение объективных законов, являются идеальными и относятся к сознанию. Будучи понятиями, категории, как и законы науки, тоже относятся к сознанию. Таким образом, можно сказать, что все законы и категории субъективны по форме и объективны по своему содержанию.
Большая часть категорий отражает всеобщее в отдельных сторонах и свойствах предметов и процессов. Например, качество, противоположность, содержание, форма и т.д. Законы выражают связи между сторонами и свойствами явлений. Некоторые категории тоже выражают связи: причинность, противоречие и др. Но их взаимосвязанность носит по существу характер закона. Отдельные категории чрезвычайно объемны, они обозначают формы существования материи, ее коренные свойства. Это - "движение", "развитие", "пространство", "время". С помощью категории выражается содержание и формулировка законов. Поэтому законы и категории должны изучаться совместно. Рассматривая тот или иной закон, мы одновременно усваиваем содержание категории, которые его выражают. А изучая категории, раскрываем законы диалектики.