Движение как атрибут материального мира. Движение и развитие. Проблема самодвижения и саморазвития.
Движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого механического перемещения и кончая мышлением. И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяемых общим понятием "материя".
Само понятие "движение" есть абстракция. Нет движения как такового, а есть движение конкретных материальных предметов. С другой стороны, движение – это способ существования материи. В этом заключается неразрывность материи и движения, т. е. материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.
Движение – это способ существования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Если предположить невозможным отсутствие движения, то материя представляла бы собой лишенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью лишенную активности массу. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений.
Противоположностью движения является покой. Покой – категория, отражающая относительную устойчивость, неизменность, стабильность, равенство самому себе и т. д. каких либо предметов, явлений, процессов. Покой относителен. Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. Благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в определенном состоянии и в известном месте. Покой - состояние временного равновесия, относительной устойчивости и стабильности, сохранения чего либо в определенное количество времени, может быть большим или малым. В результате возникают какие–то материальные объекты, качественно отличные друг от друга, а благодаря состоянию покоя это качество существует неизменным. Отсюда следует, что само состояние покоя становится возможным только лишь благодаря движению. Но нет ничего вечного , поэтому любое материальное образование рано или поздно исчезнет. Вывод - движение абсолютно, покой - относителен.
Впервые четкую классификацию форм движения в соответствии с материальными носителями дал Энгельс. Он выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Более сложные формы движения включают в себя более простые. Более сложная форма движения не есть просто арифметическая сумма более простых, а качественно новая, синтетичная форма движения.
Различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности - масса.
Развитие - направленное движение, связанное с восхождением от низшего к высшему, от простого к сложному. Развитие одного предмета может быть обусловлено деградацией другого (В результате выгорания звезд гравитационные силы начинают превалировать, нарушается баланс сил, звезды сжимаются под действием гравитации, они регрессируют, и получаются черные дыры или нейтронных звезды. Нормальные звезды исчезают, происходит регресс для звезды, который есть развитие черных дыр или нейтронных звезд).
Развитие и регресс представляют собой диалектическое единство (уничтожение одного качества приводит к развитию другого). Существует 2 тенденции развития: 1) Восходящее - переход от более простого к более сложному (развитие прогресс); 2) Нисходящее - обратный переход (регресс).
Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения как только простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто количественные или только качественные изменения.
Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.
С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т. д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.
Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития.
Энергетизм считает первичной субстанцией, первоначалом всех веществ энергию. Абсолютизируют движение, энергию как меру движения, в их отрыве от материи.
Другая крайность в философии состоит в попытке абсолютизации состояния покоя. В середине 19 в. ученые Томпсон и Клаузиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть которого состоит в том, что процесс передачи тепла от одного тела к другому необратим и всегда направлен от более теплого тела к более холодному. Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод, что все виды энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую он представлял как замкнутую систему, и наступит общее энергетическое равновесие, прекратится движение и наступит абсолютный покой и "тепловая смерть" Вселенной. Против этой теории выступили многие. Энгельс считал, что во Вселенной происходит непрерывный и вечный круговорот материи и энергии. Основываясь на качественной стороне закона сохранения и превращения энергии, он верил, что излученная в пространстве теплота должна иметь возможность превращаться в другие формы движения.