Особенность философской онтологии и гносеологии в воззрениях Г.Лейбница.
Лейбниц развивал идеи, заложенные в платоновском наследии, создал свою философскую систему – монадология (моно - один). Его не удовлетворяет факт, что Декарт, называя протяженность субстанцией, не наделяет ее активностью. Он показывает, что такое понимание ставит проблему соотношения души и тела в тупик.
Мир, по мнению Лейбница, состоит из мельчайших элементов, или монад, - духовных элементов бытия, обладающих активность и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Бог возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Материальное тело не делится до бесконечности, а только до неизменной частицы, которая и есть подлинная субстанция – монада. Этих частиц может быть бесчисленное количество. Однако при описании монад Лейбниц закладывает несколько своих исходных принципов: идентичность неразличимого – один из них. Это означает, что если имеется две индивидуальности, и они неотличимы друг от друга, то перед нами одна и та же индивидуальность (не существует двух индивидуальностей, у которых признаки неотличимы). 1+1=1. Смысл принципа: монад по определению может быть бесчисленное количество. Если эти монады будут неотличимы друг от друга, то монад будет всего одна. Их существует бесконечное количество, и в то же время она всего одна.
Монада не является материальной частицей так же, как и математическая точка. Т.о., система Лейбница идеалистична. Он предвосхитил положение физики E=m*c2 . Если масса в правой стороне уравнения, а в левой энергия, монада находится слева. Лейбниц: все тела состоят из монад, но это не есть материальное тело. Каждая монада есть потенциально вся Вселенная. Одна монада может содержать в себе Вселенную. Лейбниц обосновывает факт существования бесчисленного количества миров. Монада есть также душа.
«Низшим» монадам присущи лишь смутные представления (неорганический мир и растения), у животных понимания достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, осмысления.
Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии.
Движущая сила развития заложена внутри самих монад (принцип предустановленной гармонии). Но она таится в монаде не материально, а лишь идеально, т.е. как представление.
Т.о. сила, лежащая в основе развития всех монад, есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному способностью самосознания - апперцепции - человеку.
Т.к. способность представления присуща всем монадам, Лейбниц делает вывод о том, что природа одушевлена. Монада Лейбница не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это “сжатая вселенная”.
По степени развития он различал монады 3-х видов: 1) Низшие монады - характеризуются «перцепцией» (пассивной способностью воспринимать). Они способны образовывать неясное представление. 2) Монады высшей степени - имеют ощущения и опирающиеся на них более ясные представления; это монады - души. 3) Монады наибольшей степени - наделены сознанием; монады - духи. Они не являются чувственно постижимыми. Мы можем постичь их лишь разумом.
Центр понятие теории Лейбница - понятие о “малых перцепциях”, т.е. о бесконечно малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состояние монады всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Будущее монады заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании ее начального состояния.
Метафизика Лейбница:
Монада есть субстанция. Существует бог, который творит мир (Лейбниц верующий). Монада нематериальна. Субстанция по своему определению есть нечто, что находится в основании вещи, но не изменяется даже тогда, когда вещь переходит из одной формы в другую (бревно – дом, бревно – дым и зола). Но субстанция бревна остается одинаковой – это монада. Признак – тождественность, идентичность.
Лейбниц закладывает характеристики монад:
1) субстанция есть причина самой себя. Она является причиной появления предмета, но сама не предмет.
2) Если субстанция неделима, она является предметом самой себя, не может разделиться на части таким образом, чтобы одна из них была бы отличима от остальных. Делима только на тождественные части.
3) Следует из 1) и 2), что субстанция нематериальна.
4) Монада является абсолютно изолированной от всех остальных монад. Между монадами не могут существовать отношения. Каждая монада есть вся Вселенная в потенциальной возможности. У нее нет границ, монады самодостаточны.
Каким образом предметы, состоящие из монад, взаимодействуют друг с другом? Человек идет по улице, ему дорогу перебегает собака, он пинает ее, она взвизгивает и убегает. Взаимодействие монад.
Монады одновременно тождественны и индивидуальны (индивидуальны в пространстве, например, клетки в организме человека – на правом и левом плече).