Традиция эмпиризма в учении о познании Д.Локка. Социально-политические взгляды Д.Локка.
Джон Локк (1632-1704) внес вклад в гносеологию, политику и религию. Основатель западного либерализма, участвовал в написании Конституции Англии. Основная работа - «Опыт о человеческом разуме» (1690), где он пытается обосновать положение об опытном происхождении человеческого знания.
Первый вопрос - его отношение к широко распространенной теории «врожденных идей». Локк отвергает возможность существования таких идей: «Нет принципов, которые пользовались бы признанием всего человечества». Идеи одобряются людьми вследствие полезности, влияния воспитания, образования, здравомыслия.
Принцип эмпиризма Локка – наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями (сенсуализм). Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении. Локк различает 2 вида опыта: 1) Внешний, воздействие внешних вещей на органы чувств, 2) Внутренний - деятельность ума. Однако Локк признает существование в разуме определенных задатков, некоей спонтанной силы.
Сущность эмпиризма Локка заключается в деятельности ума, которая протекает на основе чувственных данных. Душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями. Локк отмечает, что базой всего знания является внешний опыт; ум не может выйти за пределы первичных идей, которые формируются на основе ощущений.
Он разделил качества объектов на первичные и вторичные. Первичные – такое свойство данного предмета, мнение о котором не изменяется у разных исследователей (объективная информация –протяженность, форма). Вторичное качество может быть интерпретировано по-разному (субъективная – цвет, вкус).
Таким образом теория абстрагирования показывает, что Локк придавал большое значение рациональной форме познания наряду с эмпиризмом. Эмпиризм Локка следовательно не носил упрощенного характера. Он выделил 3 вида знания по степени его очевидности: 1) интуитивное - самый достоверный род познания - ясное восприятие соответствия и несоответствия 2-х с помощью сравнения; 2) демонстративное - восприятие соответствия (несоответствия) 2-х идей совершается через систему выводов; 3) чувственное - восприятие единичных предметов внешнего мира; стоит на самой низкой ступени познания.
На этой основе Локк создает теорию идей (ощущений). Выделяет простые (содержат однообразные представления и восприятия (идеи пространства, формы, покоя, движения, света) и сложные - образуются из простых идей в результате деятельности разума.
В отличие от своих античных и средневековых коллег правоведы Нового времени стремились защитить права каждой личности. Совершенно непонятная для юристов старых школ новая идея состояла в признании всех людей в юридическом отношении равноправными: "Перед законом все равны". Тем не менее положение о юридическом равноправии было принято и имело в деле становления демократического и справедливого общества важнейшее значение.
Положение о равенстве людей является ценностью, которую невозможно получить непосредственно из опыта, за счет чувственных представлений. Первоначально она возникла в качестве гипотезы. Использование ее оказалось благотворным, поэтому гипотеза стала восприниматься как закон общественной жизни (т.е. не просто как пустая выдумка), каковым она и является. Выходит, что юридическое равноправие выражает важнейшую сторону общественной жизни людей, демократического общества, забвение этого закона разрушает саму целостность общества.
Социально-политическая концепция Локка содержится в "Двух трактатах о государственном правлении" (1690). Первый трактат посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй - содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688-89. Неизбежность института государственной власти Локк рисует с позиций теории естественного права и общественного договора. В отличие от абсолютистской теории государства Т. Гоббса, по Локку, правительству передаётся только некоторая часть "естественных прав" (отправление правосудия, внешних сношений и т. п.) ради эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры и прежде всего собственности. Чтобы предотвратить злоупотребления, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и "федеративной" (внешних сношений), причём само правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство.