Монистический характер философской онтологии Т.Гоббса и Б.Спинозы. Господство идеи механистического детерминизма в решении социальных и этических проблем.
Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ. В области познания близко подходит к сенсуализму Бэкона; в своих философских воззрениях он опирается европейскую континентальную мысль, прежде всего на рационализм Декарта. Рациональное познание у него опирается на чувственный опыт (ощущение - основной источник познания). Он придерживался жесткого фатализма, волю отождествлял с природной силой, отрицая свободу воли. Он критикует различные суеверия, но верит в Бога как в источник начальной «энергии мироздания», как первопричину всего сущего, который не вмешивается в течение земных событий. Геометрия у него – основной научный метод изучения природы.
Его общефилософские взгляды базируются на чисто механистическом принципе, сложившемся под влиянием Евклида и Галилея, согласно которому реальны только тела, а их атрибуты – величина, движение и свойства – субъективны. Предмет его философии – учение о теле, человеке, гражданине.
Гоббс однозначно подчеркивает что философия должна опираться на разум, как на твердую основу (рациональный метод). Научной истины, по Гоббсу, не могут достичь ни теология (основанная на откровении), ни те науки, которые основаны на констатации фактов. В рассуждении «о первооснове» Гоббс подчеркивает первичность существования «телес» (материи). В отличии от Декарта он отстаивает взгляд, что распространенность - не само тело (как считает Декарт), а свойство материи. Такими свойствами является движение, покой, цвет и т.д. Но в отличии от них, тела тесно связаны с распространенностью, тело (материя) без нее не мыслимо.
Материалистическая ориентация Гоббса проявляется в критическом анализе онтологического доказательства бытия Божия. Из последовательного отрицания врожденных идей логически вытекает факт, что человек не может иметь врожденной идеи бога - божественной субстанции (Декарт).
Существенной частью общества является человек, гражданин. Государство – механическое чудовище с огромной силой, «земной Бог». Государство возникло в результате общественного договора, должно заботиться о народе.
Бенедикт Спиноза (1632-1671) развил учение Декарта, противопоставив дуализму Декарта принцип монизма (monos - единственный). Спиноза рассматривает 2 субстанции Декарта – протяженность и мышление на порядок ниже, как атрибуты субстанции. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Бог творит мир, все предметы в нем, в затем растворяется в этом мире, расщепляется на предметы. Т.е. бог и природа тождественны. Нарушив главный принцип христианства (трансцендентность Бога), он был подвергнут гонениям.
Критерием истины является логическая непротиворечивость, выраженная в математических символах (в основном в геометрии).
Основные идеи философии Спинозы приведены в его главном и основном труде - «Этика», он излагает ее геометрическим способом: определение => аксиомы => утверждения => доказательство.
В основе философской системы Спинозы - положение о единой субстанции (Боге или природе). Бог является причиной самого себя, это бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов. Из них 2 – протяжение и мышление познаваемы.
Для описания единичных вещей, которые являются «конечными», Спиноза использует понятие «модус» (изменяются и движутся в пространстве и времени). Из понятия субстанции как бесконечной, единой и неделимой вытекает понятие детерминизма. В мире господствует детерминизм, ничего не происходит случайно. Рассуждение Спинозы о субстанции - рационализм. Его воззрениям свойственно диалектическое понимание мира: единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы.
В области теории познания Спиноза признает 3 ступени познания. Наивысшая ступень познания - истина, которая постигается непосредственно разумом (например, содержание определений и аксиом в «Этике»). Вторая ступень познания - рассуждения разума. Эта ступень познания также является адекватным средством постижения истины, но не таким совершенным, так как нуждается в опосредствовании (эти истины требуют доказательств). Самая низкая ступень познания - знание, опирающиеся на представления, то есть чувственное восприятие мира. Оно дает лишь неполные и поверхностные знания о единичных вещах. Так Спиноза с позиций своего четкого рационализма отвергает значение чувственного познания и опыта для формирования истинного знания.