Рационалистическая направленность научной и философской деятельности Р.Декарта.
Рене Декарт (1596-1651) - французский мыслитель, ученый и философ, поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Также, как и Бэкон, Декарт критиковал схоластику. Стремился к получению таких знаний, которые усиливают власть человека над природой и не являются доказательством религиозных истин.
Стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определят результаты познания. Декарт подчеркивал значение опыта в научном познании, но считал, что научные открытия совершаются вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты.
Воззрения Декарта на природу носили в основном механистический характер: Вселенная – это огромный механизм, первоначальный импульс ему дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Одним из первых разработал идеи эволюции от образования светил и планет до возникновения растений, животных и человека. Рационализм Декарта - в применении ко всем наукам особенностей математического метода познания. «Я мыслю, следовательно, я существую».
Декарт стремится найти такие основания в построении своей системы, которые не приводили бы к ложному конечному результату. Т.к. он рационалист, его главная задача – построить умозрительную систему из абстрактных понятий, которые не привязаны к конкретному объекту, идеальную систему. Следовательно, исходные посылки д\быть абстрактными, идеальными. Метод индукции – нисхождение от общего к частному. Дедукция исходит из одного абстрактного, и, не нарушая системы логики, переходит к системе абстрактных понятий. Эту систему можно проверить, верифицировать.
Согласно эмпиризму, знание получает научный статус, если коррелируется с чувственно конкретным предметом. Практика является критерием истины (материализм). Рационализм пытается наследовать традиции средневековой схоластики и Аристотеля. Но многие теории не м\быть проверены практикой. Если их отбросить, наука перестанет развиваться. Тогда мы можем проверить их на соответствие теориям, которые мы уже подтвердили на истинность (косвенная проверка). Исходная установка Декарта (рационализма) – знание.
Теоретическое получает статус знания истинного, научного без эмпирической проверки, если оно лишено внутренних противоречий (принцип достаточности разума). Диамат на этом основании считал всех рационалистов идеалистами. Но с позиции сегодняшнего дня эти положения работают.
Принцип достаточности разума вытекает из религиозности людей того времени. Декарт наделяет бога разумом, это существо не может допустить обмана в отношении человека, это идеальный образец теорий без противоречий.
Важная особенность рационализма – он имеет дело главным образом с человеческим разумом, и все те объективные концепции, которые будут создаваться, возникнут в голове человека. Рац-зм берет в качестве предмета внутренний мир человека, тяготеет к тому, что, рассматривая человека, использует категории, которые создает его собственный разум. Следовательно, все то, что мы видим во внешнем мире, ставится под вопрос (субъективный идеализм).
Для нахождения основы для своей теории Декарт рассматривает предметно-чувственный мир и считает, что он весь разрушаем и не может быть основой. Затем обращается к человеку, но не к телесной, а духовной части. Его размышления: несомненно, я мыслю (процесс мышления). Мышление невозможно оторвать от процесса существования. Вывод: я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт разрабатывает метод исследования – метод унификации (метод творческого упрощения). Выделяет несколько этапов: любой предмет с точки зрения явления обладает множеством свойств и характеристик. Декарт рассматривает его как предмет, уже представленный в человеческом разуме (не реальный). Вся совокупность свойств д\б подвергнута анализу. Конечным этапом анализа д\б максимально простая частица. Здесь критерий Декарта к частицам: ясные и отчетливые. Максимальный эффект дает такая отчетливость, которая поддается количественной интерпретации, м\быть измерена и выражена математическим аппаратом (у Локка качества первичные и вторичные). Те качества, которые не поддаются измерению (цвет, запах), по Декарту, не имеют существенных свойств и должны быть отброшены. Часть знания о предмете утрачивается (например, душа).
Оставшиеся качества д\быть объединены в одну систему. Это и есть математическая модель данного предмета. Она состоит только из ясных и отчетливых частей, поэтому можно работать в системе математического знания.
Метод унификации – индивидуальные качества объекта теряются, объекты одного и того же класса имеют одну и ту же модель. Декарт в дальнейшем пытается создать онтологию, которая соответствует его учению.
В ходе этого он вынужден был обозначить существование двух субстанций, независимых друг от друга: «протяженная вещь» - протяженность, «мыслящая вещь» - мышление.
Душа и мышление – близкие вещи, в человеке Декарт находит обе субстанции и пытается объединить их (т.к. человек создается богом – единой субстанцией).
Любое математическое тело может делиться до бесконечности (по Декарту). Душа является субстанцией неделимой, вывод Декарта – в человеке имеется особый орган, в котором происходит взаимодействие души и тела. В качестве такого органа он рассматривает мозжечок.
Субстанция – такая основа, которая является причиной самой себя (все то, что из этой субстанции возникает, причина этого находится не вне, а внутри, в природе самой субстанции, не требует внешнего источника). Существует 2 субстанции мира, самодостаточные (Декарт - дуалист).
Бэкон и Декарт заложили основы построения философских систем Нового Времени. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытие (онтология), то со времен Бэкона и Декарта на передний план выходит учение о познании (гносеология).
Рационализм в учении Декарта переплетается с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом. Источником заблуждений не может быть разум сам по себе (согласно Декарту). Заблуждения возникают тогда, когда бесконечно свободная воля переступает границы конечного человеческого разума, высокие суждения лишенные разумного основания. Декарт не делает агностических выводов. Он верит в неограниченные возможности человеческого разума в познании окружающей действительности.