Античный атомизм в учениях Демокрита, Эпикура, Тита Лукреция Кара.
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего, будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты, в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы (бытие/небытие).
Согласно этой гипотезе, каждая вещь, будучи суммой весьма большого количества малых частиц, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой Зеноном.
Основатель атомизма - Левкипп (рожден в Милете). Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты.
Демокрит (около 46О - 370 г.г. до н.э.) - полностью разделял учение Левкиппа об атомах и пустоте. Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей (принцип причинности), которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. К характеристикам атомов Левкиппа он добавляет еще величину и тяжесть. Концепция атомизма Демокрита содержит представление о неустранимости и несотворимости материи (так как атомы сами по себе неизменны). Демокритово материалистическое понимание возникновения и развития мира выливается в атеизм. Материя, по Демокриту, бесконечна. Его понимание бесконечности, неуничтожимости и несотворимости вселенной, убежденность в существовании конечного множества миров, которые возникают и гибнут. Об отношении материи и движения у Демокрита: движение присуще атомам в естественных состояниях и передается через столкновения. Движение в его понимании - основной источник развития. Атомы подчиняются только случайности, не испытывают никакого давления, принуждения, находятся в абсолютной свободе. Произвольно возникает точка вихря – начало появления космоса. Атомы соединяются друг с другом, образуют предмет (тело). Предмет уловим чувствами человека (в отличие от атома). Так как атомы невозможно увидеть, нужно составить о них умозрительное положение. Как только атомы начинают слипаться, господствовать начинает необходимость (не случайность). Появляется космос. Существует такая необходимость, которая управляет всем развитием точки вихря., космоса, и после его развития, распада, происходит гибель космоса. Ни один атом во Вселенной не теряется, сколько было до катастрофы, столько и останется. Люди, возникающие из атомов, не имеют свободы, их развитие и гибель запрограммированы. Гносеология – вульгарный сенсуализм (грубые чувства).
Ощущения, хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувствах наблюдениях размышлением.
Понимание мира Демокритом: развитие вселенной, порядок мира, все, в сущности, определено механическим движением атомов. Поэтому в его системе нет существования «случайности» - все возникает по необходимости, то есть свое понимание причинности он обосновывал необходимостью.
Познание, по Демокриту: 1) знание - низкое, темное (при помощи чувственного восприятия) 2) знание - подлинное знание (при помощи рассуждений).
Душа, по Демокриту: совокупность наимельчайших атомов, имеющих идеальную (то есть шаровидную) форму, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – единой субстанцией. Частью души является разум. Душа смертна - погибает вместе с телом.
Признавал существование Бога, который состоит из атомов, он есть космический разум. В сочетании атомов находится некая живая и духовная сила, а начала разума находятся в мирах, которые он наделяет божественностью: мир создан божественным разумом и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.
Эпикур (341-27О гг. до н.э.) - греческий философ, материалист. Вместе с Демокритом он признает, что атомы движутся в пустоте. В отличие от Демокрита, который допускал лишь прямолинейное движение атомов, Эпикур допускал определенное отклонение от прямолинейного движения. Эпикур снимает абсолютную необходимость причинности Демокрита, хотя понимание случайности не исключает причинного объяснения (проблема свободы и необходимости).
Учение о душе, по Эпикуру: это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму, отрицание бессмертия души.
Теория познания Эпикура: сенсуалист; основной предпосылкой для всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств.
Критерий счастья - удовольствие. Благо - то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порождает страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загробным миром. Боги не способны вмешиваться в наш мир, а душа смертна.
Эпикур вносит в систему Демокрита изменение, которое в корне меняет картину мира. У него атом способен самопроизвольно отклоняться в своем движении, имеет автономию, некоторую свободу. Это объясняет свободу человека: человек состоит из атомов, некоторые виды атомов имеют свободу.
Тит Лукреций Кар (95-55 гг. до н.э.) - полностью отождествлял свои взгляды с Демокритом и Эпикуром. В своей поэме «О природе вещей» он изображает легкую и тонкую, всегда подвижную картину воздействия, которое на наше сознание оказывают атомы путем истечения особых «эйдолов», в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания. При этом он во многих случаях разрабатывает мысли Демокрита и Эпикура. Тит Лукреций Кар единственным сущим считает атомы и пустоту. Он также подчеркивает несотворимость материи как таковой. Атомам, по нему, присуще движение; в решении вопросов движения он стоит на принципах Эпикура. Он считает душу особым материальным соединением воздуха и тепла; она протекает по всему телу и образована тончайшими и наилегчайшими атомами. Атомы у Лукреция – не совсем то, что у Эпикура: они – не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы – это материал для природы, предполагающей какой-то творческий принцип, находящийся вне атомов.
В его понимании атомической теории уже можно встретить зачатки эволюционизма. Он считал: все органическое возникло из неорганического, сложные органические виды из простейших.
Атомистов привыкли трактовать как материалистов, однако они не знали материализма в европейском смысле слова (они признавали существование богов). Представления об атоме как неделимой частице господствовали до конца 19 века.