Мировоззрение, его место и роль в жизни. Исторические типы мировоззрения.
Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание.
В центре внимания философов постоянно оставались: природа, общественная жизнь и человек (главное).
Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение: во-первых, его системность, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.
К этому следует добавить, что в центре философии стоит человек, что, с одной стороны, обусловливает формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а с другой рассмотрение человека в его отношении к миру, определение его места, его предназначения в мире и обществе. Отношение человека и мира пронизывает всю философию.
Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть "стержневой", основной вопрос философии. Ни одно философское учение не может обойти этот вопрос, и все иные проблемы рассматриваются через призму соотношения материи и сознания. Сам основной вопрос имеет две стороны. Первая - что первично, материя или сознание; вторая - познаваем ли мир.
Различные решения первой стороны основного вопроса определяют деление философов на материалистов, опирающихся на науку и практику, и идеалистов, чьи взгляды перекликаются с религиозными. В свою очередь, решая вторую сторону основного вопроса, философы делятся на стоящих на точке зрения познаваемости мира, и агностиков, отрицающих возможность познания действительности.
Наряду с этим философия, как уже отмечалось выше, призвана решать вопросы, связанные с познаваемостью мира: не только познаваем ли мир, но и каковы средства проверки истинности наших знаний и т.д.
Но философствовать значит решать и проблемы ценности, практического разума, как сказал бы Кант, прежде всего проблемы нравственности и среди них тот самый важнейший вопрос, который впервые поставил Сократ: "Что есть добро?"
Суть философствования, таким образом, не просто и не только в обретении знаний о мире в целом, но и в том, чтобы воспитывать человека, указывать ему высшие цели в соответствии с иерархией нравственных ценностей, учить умению подчинять свои поступки этим высшим нравственным целям. Без этого сама жизнь человеческая лишается смысла, а человек перестает быть человеком. Это тем вернее, если учесть, что человек есть высшая ценность, что он и его счастье есть высшая цель. Определение путей достижения этой цели есть одна из центральных задач философии.
Развивая дальше понимание философии, распространив принципы материализма на понимание истории, К.Маркс вскрыл тот факт, что философия есть и форма исторического знания, раскрыл связь философии с практикой, установил, что отношение человека к природе опосредуется общественным бытием, трудом, практикой.
В итоге философия выступила не только в виде обобщенного взгляда на природу, но и в качестве обобщенного взгляда на общество и его подсистемы.
Сложность и многогранность философского знания показал уже Гегель. Задача целостного осмысления с философских позиций как природной, так и социальной реальности через оппозицию человека и мира остается важнейшей и сегодня, особенно в связи с коренными переменами во всех сферах нашей жизни и потребностями осмысления этих перемен.
Предпосылки возникновения.
Диалектико-материалистическая философия возникла в середине 4О-х годов 19 в. , когда в ряде стран Западной Европы уже утвердился капитализм. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу его ускоренному развитию. Следствием этого явилось, с одной стороны, бурное развитие крупной машинной индустрии, а с другой - формирование промышленного пролетариата. Однако громадный рост ПВ-ти труда и общественного богатства отнюдь не сопровождался улучшением положения трудящихся масс. Усиление эксплуатации, обнищание, ухудшение экономического положения вызывали недовольство рабочих. Выступления рабочих против своего угнетенного положения все чаще принимали форму забастовок, стихийно вспыхивающих вооруженных выступлений. На фоне этих событий и возникает диалектико-материалистическая философия, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Большое влияние на формирование новой философии оказали важные научные открытия в области естествознания, сделанные в 19 в. (открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточной структуры живых организмов, создание Ч. Дарвиным эволюционного учения и т. д. ), которые позволили обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы.
В начале своей научной и общественно-политической деятельности Маркс и Энгельс стояли на позициях гегелевской диалектики (младогегельянцы). Но уже в этот период (до 1842 г. ), они отрицательно относятся к метафизической системе идеализма Гегеля. Эволюция взглядов Маркса и Энгельса в новом направлении ярко обнаруживается после их встречи в Париже в 1844 г. С этого времени начинается их совместный труд по созданию нового мировоззрения . Что же собственно нового было в этом учении?
В ней впервые в истории философской мысли органически сочетается диалектика с научным материализмом. В предшествующей философии материализм и диалектика были оторваны друг от друга и даже использовались для борьбы друг с другом. Так, например, Гегель использовал диалектический метод для борьбы с материализмом, а Фейербах вместе с идеализмом Гегеля отвергал и диалектику.
Диамат рассматривает мир, все существующее в нем как материю в ее многообразных проявлениях. Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познать мир, дать объективную истину.
В новой философии материалистическая диалектика применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Познание - это процесс, который носит сложный, диалектический характер, процесс, в ходе которого происходит переход от незнания к знанию, от знания частичного, неполного к знанию более полному и глубокому. Впервые в истории философии в основу теории познания была положена практика.
Предшествующая философия стремилась дать всеобъемлющую систему знаний, подчинить себе и заменить собою другие науки. Новая концепция доказывала, что философия не является "наукой наук" или "наукой над науками". Диалектический материализм - это наука, которая изучает коренные вопросы соотношения материи и сознания и самые общие законы развития природы, общества и мышления. Исследуя наиболее общие законы развития мира, диамат выступает научной методологией частных наук. Маркс и Энгельс с материалистических позиций подошли к объяснению не только природы, но и истории общества. Предшествующий материализм не был последовательным, завершенным. Его представители исходили из материалистических принципов в объяснении явлений природы и идеалистических - общественной жизни.
В новой философской теории доказывается, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. По-новому в диалектико-материалистической философии решен вопрос о роли общественно-исторической практики. Главная, фундаментальная идея заключается в том, что практика исходна (первична) по отношению ко всему духовному миру, культуре. Практика носит общественный и исторический характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Именно в исторической практике в конечном счете решаются все те теоретические проблемы, которые мыслителям кажутся исключительно делом философского разума.
Если раньше философы считали главной своей задачей объяснение мира, его познание, то диамат своей главной задачей считает не только объяснение и познание мира, но и его изменение, преобразование.
Многие философы прошлого считали, что их системы выражают абсолютную истину (Гегель). Создатели новой концепции считали, что их философское учение не является истиной в последней инстанции, что она неизбежно будет изменяться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики.
В «Предисловии к «Критике политической экономии» Маркс указывает, правовые отношения и формы государства не могут быть поняты ни сами по себе, ни из общего развития человеческого духа, а обусловлены жизненными материальными отношениями, и корни гражданского общества следует искать в политэкономии. В процессе жизни люди встречаются, между ними возникают производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производственных сил. Совокупность этих отношений и составляет экономическую структуру общества - базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Иногда производственные силы приходят в противоречие с производственными отношениями => социальная революция => новые отношения. Ни одна общественно–политическая формация не погибает до тех пор, пока дает простор производственным силам.
Ф. Энгельс «Анти-Дюринг». Здесь изложены философские, политико–экономические и социальные идеи марксизма; объясняет как проявляются законы и категории диалектики в живой и неживой природе, общественном развитии и показывает их огромное значение для марксистского миропонимания. Энгельс указывает на огромное значение диалектического понимания мира как антидогматизма.
По Дюрингу, мир един потому, что мы мыслим его единым; имеется попытка мыслить пространство и время как имеющими начало или конец. Однако с этим нельзя согласиться: основу единства мира надо искать не в мышлении, а в самом объективном мире. По этому поводу Энгельс писал: "Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания". Также, согласно теории Дюринга, классы возникли в результате насилия одних людей над другими.
Категория бытие в экзистенциализме не эмпирическая реальность, ни «постигаемая сущность» идеалистической философии, оно должно быть постигнуто интуитивно. Главное определение нашего собственного бытия, именуемого экзистенцией, это, таким образом, его открытость трансценденции, незамкнутость. Трансцендирование означает выход за свои пределы. С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное – это бог. Согласно атеистическому, трансценденция есть ничто, выступающее как глубочайшая тайна экзистенции.
Философия различает в человеке 4 слоя: природный, изучаемый естественными науками; социальный, изучаемый социологией; духовный, являющийся предметом изучения истории и философии; и, наконец, экзистенциальный, который не поддается научному познанию и может быть лишь "освещен" философией.
Переживание субъектом своего бытия в мире и есть существование (оно субъективно), причем существование человека предшествует сущности, ибо сущность человеческого бытия и его экзистенции в том, что он из себя делает. Следовательно, экзистенциальное бытие – это мое сознание. Значит, субъект и объект исследования едины.
Свободу они мыслят как свободу вне общества. Это внутреннее состояние, переживание индивида. Человек становится тем, кем он себя сделает. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Кроме того, свобода еще и свобода выбора отношения к окружающей действительности. Например, раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. “Человек осужден быть свободным” свобода есть мучительная необходимость и даже тяжелое бремя.
О смерти. Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого существования имеется потусторонняя реальность, которая понимается как способ существования человека. Этот способ существования состоит в озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир представляет среду, мир заботы человека и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы человеческого существования. Время - это переживание существованием своей ограниченности, временности. По мнению экзистенциалиста, говорить о том, что будет после моей смерти, бессмысленно, это будет произвольная экстраполяция.
Личность и общество. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разрушающая личность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая личности трафаретные вкусы, взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку.
С. Кьеркегор выдвинул идею “экзистенциального мышления”. В отличие от научного мышления, экзистенциальное связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее личными, интимными переживаниями: только такое мышление и может быть подлинным, имеющим настоящий человеческий смысл.
Особое место в экзистенциализме занимает проблема поиска смысла жизни, достижения ее сущности, которая раскрывается лишь через столкновение со смертью, в ситуациях, которые названы пограничными, причем само существование характеризуется в экзистенциализме как трагичное прежде всего потому, что оно конечно. Ясперс полагает, что человеческая сущностьраскрывается лишь в “пограничных ситуациях” – таких, как страдание, борьба, смерть. Внимание к человеку в условиях пограничных ситуаций заслуживает и положительную оценку уже потому, что подобные ситуации в жизни совсем не редкость, а главный смысл внимания к ним в том, чтобы привлечь внимание человека к высшей ценности, которая ему дана, к самой жизни.
Сартр особое внимание уделил проблеме свободы воли, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире (независимо от причастности к событиям). Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Человек осужден быть свободным.
Не стоит в экзистенциализме искать рациональное выражение соответствующих проблем, например, для чего живет человек? Или в чем смысл его жизни? Экзистенциалисты просто условно оформляют непосредственные ощущения, порождаемые реальным общественным процессом в людях, и сообщают их публике.
Акон единства и борьбы противоположностей. Категориальный аппарат и механизм действия этого закона. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Механизм действия этого закона. Закон отрицания отрицания. Диалектика отрицания.
Закон ЕБП - играет особую роль в структуре диалектики, так как раскрывает источник развития и движения. Поэтому Ленин называл его сутью, ядром диалектики. Важнейшие категории, которыми мы оперируем, рассматривая данный закон: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество – отношение равенства, сходства, одинаковости каких-то предметов или предмета самому себе. Различие – отношение несходства, неравенства, неодинаковости и т.д. Абсолютного, абстрактного тождества не существует. Каждое мгновение времени объект тождественен самому себе или другому объекту (пока его существенные свойства не изменились), но и в тоже время не тождественен, поскольку у него не совпадают несущественные (второстепенные) свойства, которые непрерывно изменяются. Тождество и различие – это такие стороны объектов, которые находятся в единстве и в то же время отличаются друг от друга. Противоположностями наз-ся такие стороны одних и тех же предметов, которые одновременно обуславливают друг друга и в то же время отрицают, исключают. Каждый предмет – это единство противоположностей (электричество характеризуют положительные и отрицательные частицы, притяжение и отталкивание). При нарушении их единства предмет разрушается или превращается в новую вещь. Взаимоотношение между противоположностями наз-ся противоречием. Борьба противоположностей – источник самодвижения материи, источник ее развития.
Сущность закона ЕБП: Развитие всех процессов начинается с того, что несущественные различия постепенно переходят в существенные, происходит разделение единого на противоположности, противоречие усугубляется, развивается, достигает высшей точки – конфликта, который разрешается или уничтожением старого предмета или перехода одной противоположности в другую, что в конечном счете ведет к появлению нового предмета, процесса, явления, которое тоже представляет единство, тождество каких-то сторон, присущих ему, и процесс повторяется до бесконечности. Т. о. причиной самодвижения материи, причиной развития конкретных материальных образований явл-ся развитие противоречий в самих предметах. Закон ЕБП определяет причину самодвижения и развития всех матер. объектов, действует в природе, обществе и познании.
Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений. Понятие исторической эпохи и цивилизации.
Имеется 2 подхода к периодизации истории человечества: формационный и цивилизационный.
Цивилизационный подход к истории: вся история человечества разбивается на различные цивилизации. Считается, что существует 3 цивилизации: 1) аграрная; 2) индустриальная; 3) информационно-компьютерная. Но был и доцивилизационный период – «период дикости и варварства». Цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В качестве основы для выделения формы цивилизации берутся географические, религиозные и др.признаки. Под цивилизациями понимают автономные, уникальные культуры, проходящие известные циклы развития. Эпоха (от греч. epoche, буквально - остановка), продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной жизни, науке, искусстве и т. д.; качественно новый период развития.
Деление на цивилизации определяется главной формой человеческой деятельности.
1-я цив-ция– надо было обеспечить себя; 2-я цив-ция – промышленное производство; 3-я цив-ция – компьютерные технологии.
Формационный подход (разработан Марксом), основным понятием явл-ся ОЭФ. Согласно ему, человечество проходит 5 этапов (формаций), которые нельзя перескочить (первобытно – общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический). ОЭФ - исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; "... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером"(Маркс, Энгельс).
ОЭФ - общество, основывающееся на определенной ступени своего развития с присущим ему способом производства, ПО, а также возвышающимися над ними другими общественными отношениями, общественным сознанием, хозяйственным, бытовым и семейным укладом. Для классовой ОЭФ хар-на и своя социальная структура, ядром которой являются классы.
ОЭФ впервые выработана марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет: 1) отличить один период истории от др. 2) вскрыть общие и существенные черты развития разных стран 3) позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый социальный организм 4) позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации.
В обществе действуют исторические закономерности – необходимость перехода одних ОЭФ в др, связь и преемственность м\у ними. Отличной от других ОЭФ ее делают качественные ПО – это эк.скелет (структура), а все др. отношения (общественное сознание и его формы) - плоть и кровь.
Главными элементами в структуре ОЭФ являются базис и надстройка. Ленин: базис - экономический скелет общественной формации, надстройка - взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим базисом и активно влияющих на него. Надстройка состоит из 1) идеологические отношения, 2) идеи, теории, взгляды, чувства, эмоции, их отражающие, 3) соответствующие им общ.учрежденя и организации. Революционный переход от одной формации к другой связан прежде всего с заменой одного базиса другим, в соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во всей надстройки.
Материалистическая философия: ПО - главные и определяющие, объективный критерий для различения определенных ступеней развития в общественной жизни. Это базис, от характера которого зависит и образ жизни людей, и все другие общественные явления. Однако при этом нельзя упускать из виду, что сами ПО определяются уровнем развития ПС, что существует закон соответствия, согласно которому данному уровню развития ПС соответствуют не любые, а определенные, необходимые и от воли людей не зависящие ПО. Надстройка формируется с четко определенной целью укреплять и развивать породивший ее базис. В условиях современного развития ПС и многообразия собственности усиливается роль политической надстройки (особенно государства) в консолидации сил нации для решения задач прогрессивного развития страны.
Надстройка оказывает сильное обратное воздействие на базис. Она может способствовать развитию базиса, а может тормозить его развитие. Активность надстройки вытекает из того, что это сфера практической деятельности людей, которые реализуют свои интересы, стремятся либо изменить, а иногда и самым радикальным образом преобразовать (вплоть до военных способов решения проблем) сложившуюся систему производственных отношений. На это их толкают прежде всего материальные интересы.
Сущность и структура общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и идеология. Массовое сознание. Общественное мнение. Формы общественного сознания.
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. ОС формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений (хотя материализм и утверждает первичность ОБ и вторичность ОС). Сущность общественного сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его (его функция).
И вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания.
Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью (опыт поколений). Будучи относительно самостоятельным, ОС может опережать ОБ или отставать от него. Общественное сознание имеет сложнуюструктуру - сознание политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, атеистическое, естественнонаучное, экономическое, экологическое и др. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру.
По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании.
Индивидуальное сознание это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость.
Диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания это диалектика взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию.
Индивидуальное сознание человека многообразнее и ярче общественного сознания. Однако оно не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Вместе с тем индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями. С другой стороны, говоря о взаимосвязи индивидуального и общественного сознания, следует подчеркнуть, что индивидуальное сознание несет на себе печать общественного, так как оно всегда есть и будет продуктом общества.
По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу, несет в себе научные знания о природе и обществе. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.
Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.
Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии.. Обыденное знание это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом. Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия. Над общественной психологией возвышается идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе.
Общественная психология отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитии исторических процессов.
Сложилось неверное представление о массовом сознании, как низкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной части трудящихся и прежде всего молодежи. Но это более сложный феномен. Каждый человек является членом нескольких формальных и неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью, объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение. Массовое сознание это сознание массы, сознание различных типов и видов масс.
С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай. Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Общественное мнение может отражать истину или быть ложным. Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями, средствами информации. Например, в 30-е годы средствами пропаганды в нашей стране было сформировано массовое сознание нетерпимости к инакомыслящим.
Посредством специфических форм общественного сознания реально осуществляется отражение общественного бытия и обратное воздействие общественного сознания на жизнь общества.
Мировоззрение, его место и роль в жизни. Исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нём, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок, определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, социально-политических, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.
Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.
В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. Т.е. мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.
Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждение - это та призма, через которую видится действительность. Убеждение - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, уверенность в правоте своих идеалов, принципов.
В структуру мировоззрения входят и идеалы. Они могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило, они обращены в будущее. Наличие идеала в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу, не только отражающую действительность, но и ориентирующую на ее изменение.
В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием. Соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей.
Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.
Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от др. форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним.
Если подходить исторически, то можно выделить три типа мировоззрения: мифологический, религиозный, философский.
Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства; мысль чаще всего облекается в художественно-поэтические формы (“Мифы Древней Греции”, “Илиада”, ”Одиссея”, национальный фольклор и т.д.). В то же время в мифах уже рисовалась картина мира в целом в виде теософии, шел поиск путей утверждения единства природы и общества, мира и человека, прошлого и настоящего, решались в своеобразной форме мировоззренческие проблемы.
Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Причина религии - зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.
В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.
Также с точки зрения историчности можно выделить мировоззрения: 1) Антропоморфный тип мировоззрения.При таком типе мировоззрения человек осваивает мир путем переноса своих человеческих качеств на природные явления и процессы. Он очеловечивает природу, он наделяет природные явления своими свойствами, 2)Антиантропоморфный тип мировоззрения.Перенос качеств, природных явлений на человека. Познавая природу, познаем и себя, т.к. человек есть часть природы.
Можно выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой. Теоретический уровень - это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.