Научные основы акмеологической службы.
Необходимость создания психолого-акмеологических служб в управленческих системах, ведомствах, на предприятиях и в организациях. Основные цели и функции. Структурная организация, принципы и особенности деятельности. Требования к специалистам – акмеологам в службе. Психолого-акмеологические службы в системах федерального и регионального управления, организациях.
Рекомендуемая основная литература
Абульханова-Славская К.А. Стратегия человеческой жизни. - М.. 1991.
Акмеологические основы профессионального самосознания личности: Учебное пособие/ А.А. Деркач, О.В. Москаленко, В.А. Пятин, Е.В. Селезнева. Астрахань, 2000.
Акмеология /Под ред. Н.В. Кузьминой, А.М. Зимичева. – СПб.,1996-2000 гг.
Акмеология: Учебник./ Под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 2002.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - Л., 1977; М., 1995.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969,' СПб., 2001.
Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Монография. - Нижний Новгород, 1996.
Анисимов О. С, Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники, – М., 1998.
Асмолов А.Г. Психология личности: Приницпы общепсихологического анаализа личности,-М., 2001
Бердяев Н.Л. О назначении человека. - М., 1993.
Бернс F. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1976.
Бехтерев В М. Мозг: структура, функции, патология, потника. Избранные труды в 2-х томах./ Под ред. Чучалина А.Г – М, 1994.
Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения.- М.. 1998.
Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. 3-е изд., перераб. и допол. – М.. Воронеж, 2002,
Божович JI. И. Проблемы формирования личности. - М. 1995
Боулби Джон. Привязанность. - М., 2003.
Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций (основы этнологической акмеологии). – СПб., 2000:
Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология.- СПб., 2002.
Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М,, 1978.
Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. – Минск, 1998.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В.Бурменская, Е.И. Захарова, О.А.Карабанова и др. - М., 2002.
Волков И.П. Спортивная психология и акмеология спорта. – СПб. 2001.
Воспитание как социокультурный феномен / Под ред. Г.Н. Филонов – М,, 2003.
Выготский Л. С. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 4
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966, № 6.
Выготский Л. С. История развития высших психически функций.// Собр, соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 3. С. 6-58, 302 - 313.
Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.2.
Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т,6 С. 5-90
Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4. С. 244 – 268.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. - М., 1992.
Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека. // Вопросы психологии. 1976. № 1.
Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4.
Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д. Флейвелла «Генетическая психология Ж. Пиаже». - М., 1967..
Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М., 2002.
Годдфруа Ж. Что такое психология.// В 2 т. М., 1991. Т. 2 стр. 19 - 23, 34 - 38, 43 - 46, 50-53, 61
Гусева А.С., Деркач А.А. Гуманитарно-технологическое развитие государственных служащих: теория, методология, практика. – М., 1998.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1998.
Коваль Н.А. Психология духовности личности. Монография. – Тамбов, 1996
Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989
Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 1988. Гл. 1.
Конюхов Н.И.. Шаккум М.Л. Акмеология и тестология. – М.. 1996.
Корсунцев И.Г. Рассказы по философии развития. - М.. 1996.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.. 1991.
Крайг Г Психология развития. 7-е межд. издание. - СПб, 2000
Краснова О.В. Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002.
Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е междунар, изд-е. – СП6.,2002.
Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности в трудах отечественных психологов./ Сост. Л.В Куликов. - СП6., 2000.
Кузьмина – Гаршина Н.В, Предмет акмеологии. – СП6., 2002.
Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М., 2001.
Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. – Шуя, 2002.
Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – Рыбинск. 1993.
Кузьмина-Гаршина Н.В., Лунева Л.Ф. Акмеологическое исследование медико-биологического и поэтического творчества двух ученых – английского и российского.– Шуя, 2001.
Лабиринты одиночества. / Под ред. Н.Е.Покровского. - М., 1999.
Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте -Прага, 1935.
Ландрам Дж Тридцать женщин, которые изменивши мир. – Ростов-на-Дону, 1997.
Лаптев Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. Монография. – М., 1994.
Леонтьев А. Н Проблемы развития психики.- М., 1931,
Леонтьев А.Н. Системный анализ в психологии ХХ века. // Психологический журнал, № 4 1991
Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М., 1999.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М – Воронеж, 1997,
Лосев А..Ф Философия. Мифология. Культура. - М,, 1991
Гусева Н.Д. Акмеология профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. – М., 2003.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.. 1986.
Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.. 2004.
Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. - М.. 2000.
Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. – М., 2000.
Деркач А.А.. Зазыкин В.Г. Акмеология. Учебное пособие. – СПб.. 2003.
Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего. – М., 1999.
Деркач А.А.. Москаленко О, В., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура будущего магистра: методология и технология развития: Моногр. – М. 2004.
Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. / Под ред. В. С, Мухиной.- М., 1991.
Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.
Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997.
Жан Пиаже: теория, эксперимент, дискуссии. / Под ред. Л,Ф.Обуховой и Г.В.Бурменской.- М., 2001.
Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды. В 2 т. - М., 1986. Т.1
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.. 2002.
Зинченко В.П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М 1994.
Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. – СПб., 2003.
Интеллект планеты как космический феномен./Сб. науч. тр. - Новосибирск, 1997.
К теории развития ребенка. С. 509 - 537.
Казначеев В. П. Введение в человековедение, - Новосибирск. 1997.
Капица С.П., Курдюмов С.П. Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М., 1997.
Карпова С, Н., Колобова, И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. -М., 1978. С 3-25, 42 - 62
Кириченко А.В Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / Науч. ред. А.А. Деркач. – М., 2003
Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991
Лотова И.П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы. Монография. – М., 2003.
Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. – М.. 2001.
Марищук В.Л. Акмеология: общая, спортивная, военная. – СПб., 2001.
Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. – М., 2001
Маркова А.К Психология профессионализма. - М.. 1996.
Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1998.
Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997.
Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. - М„1994.
Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988,
Минюшев Ф. И. Социальная антропология. - М.. 2000.
Митин А.И. Акмеолого-педагогические особенности информатизации профессионального обучения управленческих кадров (автоматизированные рабочие места). Монография. – М., 2003.
Михайлов Г.С.Принятие и реализация управленческих решений: акмеологическая концепция продуктивности. Монография. – М., 2003.
Моисеев Н. Н. Восхождение к разуму. - М., 1993.
Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: Что осмыслили мы приближаясь к XXI веку. – М., 1994.
Николас Дж. Динамика иерархических систем. Эволюционное представление. – М., 1989.
Обухова Л. Ф. Детская психология. - М., 1995.
Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже; за и против. - М.. 1981.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.. 1998.
Общая и прикладная акмеология /Под ред. А.А. Деркача. – М. 2001.
Основы военной акмеологии: Учеб. Пособие: В 2 ч./ Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского – М., 1996.
Перелыгина Е.Б. Оптимизация процесса формирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия / Под ред. А.А. Деркача. Монография. – М., 2003.
Петров А.Н., Арепьев И.В. Четвертое измерение – духовный аспект. - М., 2001.
Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. Монография. – М., 1987.
Пиаже Ж. Пстюология интеллекта. // Избранные психологические труды. - М. 1994,
Пиаже Э. Речь и мышление ребенка. - М., 1932.
Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. - М,, 1987
Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов. - М., 1999.
Полозова Т.А. Духовно-личностное восприятие произведений искусства – вечный источник и предпосылка движения к вершине человеческого развития//Акмеология. – 2002. - №3
Полозова Т.А. Современный взгляд на акмеологию и новая концепция курса «Психология развития, акмеология». // Акмеология.. №2. 2003.
Понятие судьбы в контексте разных культур./Сб. науч. тр. - М.,1994.
Пригожин А.И. Организации: системы и люди. - М.. 1983
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.– М., 1986. 2001.
Принцип развития в психологии. / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М., 1978
Проблемы профессиональной социализации личности. – М,, 1999.
Психическое развитие младших школьников./ Под ред, В, В. Давыдова. - М.. 1990.
Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы: Учебное пособие./Под ред, А.А. Деркача. - М., 2001.
Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М., 1990.
Психология Я-концепции. Хрестоматия: в 3-х частях. Часть 1: Методология, теория, структура. Часть 2: Возрастные особенности развития. Часть 3: Профессиональные особенности развития./ Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова. – М., 2002,
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред Л. А. Венгера. - М., 1986.
Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. – М., 2000.
Разумный В.А. Драматизм бытия, или обретение смысла. - М., 2000.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.. 2000.
Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - Киев, 1997.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб, 2000.
Роджерс Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
Романова И. Е. Досуг как общечеловеческий феномен. - Екатеринбург, 1995.
Росс Л., Нисбетг Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. / Пер с англ., под ред. Е, H. Емельянова, В.С. Магуна. - М., 1999,
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М., 1997 (Серия «Памятники психологической мысли»),
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988.
Секач М.Ф. Саморегуляция психической устойчивости руководителя Монография. – М., 1998.
Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. – М., 2004.
Синягин Ю.В. Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды. Монография. – М., 2000.
Ситников А.П. Акмеологический тренинг программно-целевой направленности. Монография. – М., 1995.
Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / Сластенин В.А., Подымова Л.С. – М., 1997.
Современные проблемы смысла жизни и акме./ Материалы VI-VII симпозиумов ПИ РАО. Под ред. А, А, Бодалева, В.Э. Чудновского и др. - Самара, 2002.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М., 1996.
Сорокин П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм./ Американская социологическая мысль. - М. 1994.
Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика. /Общество и сферы смысля. - М., 1991.
Степанов С.Ю, Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. Монография. – М., 1998.
Степанова Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии. - СПб., 1995.
Степнова Л.А. Акмеологические методы диагностики и развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. Монография. – М., 2000.
Судаков К. В. Теория функциональных систем. – М., 1995.
Толстов С.Н. Развитие творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности. Монография. – М., 2003.
Уилсон Р.А. Психология эмоций. - Киев, 1998.
Управление персоналом государственных служащих. – М.. 2000.
Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1 - М., 1991.; Вып. 2. - М.. 1992.
Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.
Фельдщтейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
Хакен Г. Синергетика мозга. Синергетика и психология. Тексты. Вып.1. Методологические вопросы. – М., 1997.
Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997.
Хрестоматия по возрастной и педагогической псхологии./ Под ред. И. И. Ильясова и В.Я. Ляудис. - М., 1980.
Хрестоматия по возрастной психологии. Ч.1./Под ред. О.А.Карабановой, А.И. Подольского, Г.В.Бурменской. - М., 1999.
Хрестоматия по детской психологии/ Под ред. Г. В. Бурменской. - М., 1996.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997 Гл. 3. Гл. 4. С. 162 – 190. Гл. 5, 7, 8.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995.
Человек как субъект культуры. / Отв. ред. Э.В. Сайко. – М., 2002.
Чиалдини Р. Психология влияния. - М., 1998,
Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. - М.. 1982.
Эльконин Д Б. Избранные психологические труды. - М., 1989,
Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.. 1978.
Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
Юдин Э.Гэ Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978.
Ядов В.А., Здравомыслов А.Г. Человек и его работа: социологическое исследование. - М., 1967.
Яшин Г.А. Труд как формообразующий фактор человеческой деятельности. - М., 1996.