Диспозициональная концепция личности.
Диспозициональный подход к субъекту в своей основе имеет две основные идеи:
1. Человек обладает широким набором возможностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть им присущ набор определенных черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. Суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.
2. Нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления - Гордон Олпорт - полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом проявляется в имеющемся у субъекта наборе черт личности. Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности. Отличительной чертой его теоретической ориентации является убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации черт.
В своей первой книге "Личность: психологическая интерпретация" Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. "Личность - это динамичная организация тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальную приспособленность к среде". Во-первых, "динамичная организация" предполагает, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность - не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности. Ссылка на "психофизические системы" напоминает нам, что при рассмотрении и описании личности следует учитывать как элементы "разума", так и элементы "тела". По сути дела, смысл этого выражения заключается в том, что личность включает "определяющие тенденции", при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума. В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг на друга.
Черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Черты - это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций могут иметь одинаковое функциональное значение.
Черты личности формируются и проявляются на основе осознания сходства, то есть многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, и является главной составляющей теории личности Олпорта.
В своих ранних работах Олпорт проводил различие между общими чертами и индивидуальными. Первые (называемые также измеряемыми или узаконенными) включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Индивидуальные черты (называемые также морфологическими) обозначают такие характеристики индивидуума, "подлинные нейропсихические элементы, которые "направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения". Эта категория черт, проявляющихся уникально у конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру.
Использование термина "черта личности" для описания как общих, так и индивидуальных характеристик, вызывает затруднения. Поэтому пересмотрел свою терминологию и назвал индивидуальные черты индивидуальными диспозиции. Общие же черты изменили название, став просто чертами личности.
Олпорт предложил выделять три типа диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные.
Кардинальная диспозиция настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Это в высшей степени генерализованная диспозиция не может оставаться скрытой. Олпорт утверждал, что очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией.
Центральная диспозиция не столь всеобъемлющая, но все же довольно яркие характеристики человека. Это, так сказать, строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие.
Вторичные диспозиции - это такие черты, которые менее заметные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности. Сюда включаются предпочтения, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека.
Личность не есть набор несвязанных друг с другом диспозиций. Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие.
Олпорт вводит новый термин - проприум. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Речь идет о такой части субъективного опыта, как "мое". Олпорт рассматривает проприум в значении постоянства человека относительно его диспозиций, намерений и перспективных целей. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой - формирование уникальности человеческой жизни.
По мнению Олпорта, необходимый фундамент для теории личности обеспечивает концепция функциональной автономии. Эта концепция исходит из того, что поведение и мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами. Личность свободна от прошлого - связи с прошлым исторические, а не функциональные.
Олпорт полагал, что созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Он видел качественную разницу между зрелым субъектом и незрелым, или невротической личностью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из прошлых переживаний. Психологически зрелый человек характеризуется следующими чертами:
1. Зрелый субъект имеет широкие границы "Я".
2. Зрелый субъект способен к теплым социальным отношениям.
3. Зрелый субъект демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самовосприятие.
4. Зрелый субъект демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Он видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими бы он хотел бы их видеть.
5. Зрелый субъект демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Они самообъективны.
6. Зрелый субъект обладает цельной жизненной философией.
Следующий представитель диспозиционального направления - Рэймонд Кеттел. Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Согласно Кеттелу, личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта - наиболее важное у Кеттела понятие. Центральным является различение между поверхностными и исходными чертами. Кеттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.
Теория типов личности Ганса Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты): интроверсия - экстраверсия и стабильность - нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являющимися результатом комбинаций этих двух типов. Также рассматривается третья суперчерта: психотизм - сила суперэго. При этом Айзенк придаёт большое значение генетическому фактору. Им было разработано несколько вопросников для оценки трёх основных суперчерт.