Концепция коллективного поведения Г. Блумера.
Сфера коллективного поведения. Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких явлений, как толпы, сборища, панические настроения, мании, стихийные массовые движения, общественное мнение, пропаганда, мода, увлечения, социальные движения. Термин "коллективное поведение" употребляется для обозначения этой сферы интересов социологии.
Групповая активность как коллективное поведение. С определенной точки зрения практически всякая групповая активность может мыслиться как коллективное поведение. Групповая активность означает, что индивиды действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение труда и что налицо определенное взаимное приспособление различных линий индивидуального поведения.
Основа коллективного поведения. Во-первых, большинство случаев коллективного поведения людей объясняется их общими экспектациями и пониманием; во-вторых, значительная доля социологической сферы исследования посвящена изучению подобного коллективного поведения.
Элементарные коллективные группирования
Действующая толпа. Большая часть первоначальных интересов социологов в сфере коллективного поведения была сосредоточена на изучении толпы. Во-первых, что подобная группа спонтанна и живет сиюминутным настоящим. Как таковая, она не является обществом или культурной группой. У нее нет наследия или традиций, которые направляли бы ее деятельность, нет никаких условностей, установленных традицией экспектаций или правил. Поэтому вместо того, чтобы действовать на основании установленного правила, она действует на основании побужденного порыва.
Этот характер толпы может быть лучше оценен, если мы поймем состояние ее типичного члена. Поведение толпы может быть понято лучше с учетом следующих характеристик ее индивидуального члена: потеря им самоконтроля и способности к критическому суждению; наплыв порывов и эмоций, многие из которых обычно подавлены; ощущение возрастания его значимости; подверженность внушению со стороны окружения. Следует помнить о том, что это состояние членов толпы обусловлено их исключительно плотным контактом и взаимным возбуждением, а также о том, что этот контакт в действующей толпе в свою очередь был организован вокруг определенной общей цели деятельности.
Чтобы предотвратить образование сборища или рассеять его, необходимо переориентировать внимание таким образом, чтобы оно не было коллективно сосредоточено на каком-то одном объекте.
Экспрессивная толпа. Отличительной чертой действующей толпы, как мы увидели, является направленность внимания на какую-либо общую цель; действия толпы - это поведение, предпринятое для достижения этой цели. В противоположность этой характеристике доминантным признаком экспрессивной толпы является ее обращенность на самое себя, интровертность. Она не имеет никакой цели. Мы наблюдаем подобное поведение в ярко выраженной форме на примере вакханалий, карнавалов и пляшущих толп примитивных сект.
Толпа должна действовать, но она не обладает ничем, в направлении чего она может действовать, и поэтому она попросту предается возбужденным движениям. В такой ситуации внешнее выражение возбужденных чувств становится самоцелью.
Термин масса обозначает другое коллективное формирование, отличающееся от толпы коренным образом. Масса представлена людьми, участвующими в массовом поведении, таким, например, которые возбуждены каким-то событием национального масштаба.
Во-первых, ее члены могут занимать самое различное общественное положение. Во-вторых, масса является анонимной группой. В-третьих, между членами массы почти нет взаимодействия и обмена переживанием. В-четвертых, масса имеет очень рыхлую организацию и не способна действовать с теми согласованностью и единством, которые отличают толпу. Объект массового интереса может мыслиться как отвлекающий внимание людей от их локальных культур и сфер жизни и обращающий его на более широкое пространство, на такие области, на которые распространяются правила, регулятивы или экспектации. Масса лишена черт общества или общины. Она состоит из некоего конгломерата индивидов, которые обособлены, изолированы, анонимны и, таким образом, однородны в той мере, в какой имеется ввиду массовое поведение. Форма массового поведения парадоксальным образом выстраивается из индивидуальных линий деятельности, а не из согласованного действия. Когда массовое поведение организуется, например, в какое-нибудь движение, оно перестает быть массовым поведением, но становится по природе своей общественным. В современных условиях жизни массовое поведение вышло на первый план по росту своего масштаба и значения.
Термин общественность используется по отношению к группе людей, которые: а) сталкиваются с какой-то проблемой; б) разделяются во мнениях относительно подхода к решению этой проблемы; в) вступают в дискуссию, посвященную этой проблеме. Наличие проблемы, дискуссии коллективного мнения являются отличительным признаком общественности.
Социальные движения
Социальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, нацеленные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движущая сила проистекает из неудовлетворенности настоящей формой жизни. По мере того как социальное движение развивается, оно принимает характер общества. Наше исследование социальных движений коснется трех их видов общих, специфических и экспрессивных социальных движений.
Общие социальные движения. Под общими социальными движениями мы подразумеваем такие движения, как рабочее, молодежное, женское и движение за мир. Их основу составляют последовательные и всеобъемлющие изменения человеческих ценностей - изменения, которые могут быть названы культурными течениями. Общие социальные движения приобретают форму нащупывания и некоординированных попыток. У них есть только какое-то общее направление, в котором они продвигаются медленно, но настойчиво. Эти движения неорганизованны. По этим чертам легко можно понять, что общие социальные движения развиваются главным образом неформально, неприметно и в значительной степени неофициально. Их средствами взаимодействия являются прежде всего чтение, беседы, разговоры, дискуссии и следование примерам.
Специфические социальные движения. Выделяющимися примерами этого типа движений являются реформистские и революционные движения. Специфическое социальное движение - это движение, обладающее четко определенной целью, которую оно стремится достичь. В этом усилии оно развивает свою организацию и структуру, что делает его, по существу, обществом. Оно развивает признанное и принятое руководство и определенный членский состав, характеризующийся. "мы -сознанием". Оно формирует некий корпус традиций, некий преобладающий набор ценностей, какую-то философию, определенные наборы правил и совокупность общих экспектаций. Его члены преданны и верны друг другу. Механизмы, посредством которых подобное движение может вырастать и организовываться удобно сгруппировать в 5 пунктов: 1) агитация; 2) развитие esprit de corps - процесс организации эмоций в интересах движения; 3) развитие морали; 4) формирование идеологии: 5) развитие рабочей тактики.
Было отмечено, что специфические социальные движения бывают главным образом двух видов: реформистские и революционные. Оба стремятся внести изменения в социальный строй и существующие институты. Эти два движения различаются по размаху своих целей. Реформистское движение стремится изменить какую-либо специфическую фазу или ограниченную область существующего социального строя. У революционного движения более емкая цель: оно стремится перестроить весь социальный строй в целом...
Экспрессивные движения. Характерной чертой является то, что они не стремятся изменить институты социального строя или их реальный характер. Напряжение и беспокойство, из которых они вырастают, не сфокусированы на какой-либо цели социального изменения. Вместо этого они разряжаются в каком-либо виде экспрессивного поведения. Мы рассмотрим два вида экспрессивных движений: религиозные движения и моду.
Религиозные движения. Религиозные движения начинаются, по существу, как культы. Они представляют собой обращение внутрь беспокойства и напряжения в форме расстроенных чувств, которые в конечном счете выражаются в движении, предназначенном для того, чтобы разрядить это напряжение. Неспособность разрядить напряжение в направлении какого-то реального изменения социального строя оставляет единственную альтернативу - экспрессивное поведение.
Модные движения. Хотя мода обычно соотносится лишь с одеждой, важно осознать, что она охватывает гораздо более широкую область. Мода существует как некое движение и по этому основанию отличается от обычая, который по сравнению с ней статичен. Это обусловлено тем фактом, что мода основана главным образом на дифференциации и соперничестве.
Возрожденческие и националистические движения. Слияние специфических движений.
Возрожденческие движения. Люди, участвующие в возрожденческих движениях, идеализируют прошлое, почитают некую сложившуюся у них идеальную картину этого прошлого, стремятся подогнать современную жизнь под эту идеальную картину...
Националистические движения. Большинство националистических движений имеет сильный возрожденческий характер, предполагающий прославление прошлого народа. Этот аспект тесно связан с той мотивацией, которая столь характерна для этого типа движения.