Метод фокус-групп как метод изучения общественного мнения.
Метод включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.). Проведение в группах обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредоточивается на каком-то одном, естественно, важном аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса.Фокус-группа предпочтительнее по причине:
1. Взаимодействие респондентов в фокус-группе стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии.
2. Заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получать информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы.
3. Фокус-групповой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию временных, финансовых, трудовых затрат исследователей.
4. Этот метод позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы.
Требования к организации фокус-группы:
Необходимое количествофокус- групп:
· не менее двух, чтобы соблюсти минимум условий сопоставимости мнений их участников;
· количество фокус-групп должно быть достаточным для того, чтобы выявить мнения представителей тех групп населения, которые гипотетически по-разному относятся к изучаемой проблеме;
· увеличение количества групп, желательно продолжать пока в обсуждениях появляются новые мнения.
Состав участников:
1. социальная принадлежность респондентов. В одну группу включают 10-12 представителей, близких по социальному статусу. В разных группах должны быть представлены все основные слои населения;
2. жизненный опыт участников. В группе собираются, близкие по жизненному опыту люди;
3. Компетентность. С существенно разной компетентностью не должны присутствовать в одной группе;
4. потребительские возможности. В одной группе должны быть люди примерно одного уровня финансово-экономических возможностей;
5. возраст и семейный статус. В одну группу не следует включать людей разных возрастов, однако они должны быть в разных фокус-группах;
6. культурные различия. Желательно не включать в одну группу представителей разных культур;
7. пол. Большинство исследователей выступает за смешанные по половому признаку фокус-группы;
8. точка зрения на обсуждаемую проблему. В одну группу обязательно набирают людей с различными мнениями по обсуждаемым вопросам.
Продолжительность фокус-группы: длится 1,5-2 часа. Иногда целесообразно проводить по 30-40 мин. Когда метод играет роль основного способа интеграции новых идей, продолжительность группового обсуждения до 6-8 часов.
Количество участников: 10-12, иногда 5-6 человек. Фактор определения количества участников - цель ее проведения, характер обсуждаемой проблемы Сокращения численности фокус-групп объясняется проблемами, возникающими в больших группах:
· в большой группе меньше времени для выступлений, дискуссии дольше, порой, не приводя к результату;
· модератор в большой группе вынужден действовать директивно, ограничивая во времени ее участников;
· в большой группе многие чувствуют себя не комфортно, возможности отстоять точку зрения снижаются.
Выбор места проведения и его оснащение: ауди- и видеотехника, зеркало Гезелла, мебель, комната:
· обеспечение участников возможностью говорить без помех, чувствовать себя комфортно;
· возможность хорошо слышать всем, что говорит каждый;
· приемлемые для каждого участника фокус-группы;
· позволять наблюдателям и модератору видеть всех участников дискуссии.
Размещение участников: "круглый стол" - способствует групповому общению, максимальной вовлеченности в дискуссию:
1. Следует избегать ситуаций предписания особого статуса размещением их на особо удобных или в неудобных местах;
2. Модератору нужно иметь хороший зрительный контакт со всеми участниками фокус-группы;
3. Участники должны хорошо видеть друг друга.
Сценарий дискуссий: краткая, содержательная речь модератора - объясняется причина собрания, тема дискуссии, ее цель, задачи, контекст обсуждения:
· установить правила проведения заседания (выслушивать каждого выступающего до конца, не перебивать, задавать вопросы после завершения выступления, говорить все, что хочется, не допускать оскорблений и т.п.);
· представить членам своих помощников, попросить не обращать на них внимание;
· мотивировать участников на активное высказывание и отстаивание своего мнения, подчеркнуть необходимость решения обсуждаемой проблемы для самих участников, создать доверительную атмосферу;
· завершать вступительную речь формулировкой первого выносимого на коллективное обсуждение вопроса (3-15 готовых формулировок).
Дискуссия: выявление мнений. После обсуждения первого вопроса, модератор подводит предварительный итог. Второй вопрос следует формулировать с целью обострения столкновения мнений, обсуждение завершается тем же. По такой схеме фокус-группа работает до выявления основных разногласий группы. Путь преодоления разногласий, формулирования конструктивных рекомендаций.
Характеризуемая часть фокус-групповой дискуссии – сложная в организационном отношении, но наиболее информативная и ценная в научно-исследовательском плане. Здесь модератор должен перевести свою деятельность в режим медиатора конфликтологических переговоров. Часто на этом этапе ведущему приходится вводить дополнительные правила дальнейшего дискутирования, аналогичные правилам конфликтологических переговоров.
На завершающем этапе: а) обрабатываются стенограмма (видеомагнитофонная запись) заседания и протоколы наблюдений, составленные ассистентами ведущего; б) формулируются основные выводы о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы; в) полученные материалы и заключения сопоставляются с итогами аналогичной дискуссии в других фокус-группах, на основе чего определяются общие результаты проводимого исследования.