Структура, свойства и функции сознания.
Общественное сознаниевозникло одновременно свозникновением общ-го бытия. И если природе в целом «безразлично» существование человеческого разума, то об-во не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, то есть ого, что составляет содержание общ-го сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общ-го бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида. Но, подчеркивая единство общ-го бытия и общ-го сознания, нельзя забывать и их различие, относительную самостоятельность. Если на ранних этапах развития общества общ-ое сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредствованный характер — через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общ-го сознание на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общ-го сознания на общ-ое бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие. Общ-ое сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общ-го сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общ-го устройства Вполитическом сознанииобщества отражается понимание того соотношения, которое устанавливается между, с одной стороны, непосредственной практической деятельностью людей, а с другой — социально-регламентированными условиями, в которых эта деятельность протекает. Политическое сознание является отражением производственно-экономических и общественных отношений классов в их совокупном отнашении к государственной власти. Правосознаниеесть та форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права — индивида, предприятия, трудовых коллективов, организации, должнастных лиц и т.п. Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Нравственное сознание — это основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Нормы собственно нравственного сознания складываются таким образом, что образуют систему таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов. Эстетическое сознание в составе второго цикла форм общественного сознания занимает особое место, специфика которого в сжатой форме может быть выражена так: являясь, с одной стороны, прародительницей других форм общ-го сознания, синтезируя их в еще пока нерасчлененном целом, эстетическое мышление, с другой стороны, сформировало свою особую науку — эстетику. Эстетическое сознание—это то дух. фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений дух. жизни человека и общества в целом. Религиозное сознание. Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и, следовательно, возникновение и развитие религиозных представлений как таковых, вне зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими-то социально-психологическими свойствами или потребностями человека, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм общ-го сознания. Сущностью рел-го сознания является иллюзорное удвоение мира, то есть признание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором находят свое идеальное разрешение все противоречия бытия, которые тревожат человека.
Сознание и самосознание.
САМОСОЗНАНИЕ — выделение ч себя из объект мира, осознание своего отношк миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Животное тождественно своей жизнедеятельности, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т. е. относится к ней непосредств. Ч же опосредствует свое отношение к природе общ практикой, и прежде всего употребл орудий труда. Важную роль в форм-нии «С» играет язык. с. возникает одноврем с сознанием как производное от него, но проявл на значит более высокой ступени развития чел-ва. Вначале ч отличает себя от объекта, сознает объект своей деят-ти и самого себя как субъект лишь в процессе практ действования с вещами С гибелью род строя, появл цивилизации и обособлением индивида возн собственно С. личности. С. в истории ф-ии выступало как деиственный принцип, и этим часто исчерпывалось понимание практической. Деят-ти человека (Фихте, Гегель, младогегельянцы). При этом ,С. рассм нередко как начало, творящее и сам объект мир. В действ С., будучи действенным принципом, может быть понято в решающей мере лишь как рез-тат практ общ-произво деятельности человека. Прогрессируя на основе и в итоге социального прогресса, С. человека достигает своего высшего развития в условиях об-ва, свободного от всякого социального гнета и создающего все возможности для полного проявления жизнедеятельности индивида
Сознаниепредставляет собой высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку и связанную с речью; человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения, которое означает способность одних материальных систем оставлять "след" в других в процессе их взаимодействия. Вследствие взаимодействия систем отношения между ними носят характер взаимоотражения. Отражение в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем, каждая из которых находится в состоянии динамического равновесия. Рассмотрение форм отражения на различных уровнях организации живой материи позволяет раскрыть биологические основы сознания, выявить соотнесенность физиологического и психического. Психическое — это свойство мозга, функция особым образом организованной материи. Поэтому и сознание функционирует только в процессе деятельности мозга. Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием