Новаторские литературные течения в США 1960—1970 гг. («новый журнализм» и школа «черного юмора»)

В западной литературе 1960–1990-х собственно сатирическая линия находится во многом под влиянием американской школы «черного юмора» (Дж.Бартелми, Д.Донливи, Дж.Хоукс и др.). На передний план выдвигается трагифарсовое повествование с широким использованием приемов травестии и гротеска. Пародийно переосмысливаются основные постулаты традиционной гуманистической системы ценностей и идеология экзистенциализма, которые оказываются несостоятельными при соприкосновении с хищными усредняющими стандартами «массового общества» и «цивилизации потребления» (Уловка Дж.Хеллера, 1972). Мироустройство представлено как абсурдный круговорот и царство энтропии, способные спровоцировать лишь мизантропический смех – единственную подлинно человеческую реакцию на всеобщий абсурд бытия (Радуга земного притяжения Т.Пинчона, 1973). Литературе такого рода присущ притчевый характер в сочетании со стихией злого осмеяния ходульности идеалов, шаблонности жизненных интересов, предсказуемости социально поведения (Мертвый отец Д.Бартелми, 1975). В конце концов «черная сатира» исходит из сюрреалистической философской категории злобного хохота в ожидании конца света, поскольку иных «надежд на избавление» нет. Зарубежная сатирическая литература 1980-х – нач. 1990-х в целом распадается на множество национальных вариантов высмеивания местных общественных пороков. Пародирование культурных клише, пребывающих в центре внимания западных писателей-постмодернистов, типологически восходит к бунтарскому скепсису «черного юмора», но лишено его философской глубины и остается в сфере игры с «тоталитарными» знаками массовой цивилизации. Во второй половине 1990-х определилась новая наднациональная тенденция в западной, прежде всего европейской и латиноамериканской, литературе – антиглобалистская сатира, отразившая идеологическое восстание «новых левых» интеллектуалов против диктатуры и социальных институтов «нового мирового порядка» (Этот мир без меня Ф.Клеви, 1998, Бесконечный туннель П.Каррера, 2000, Улитка Х.Блюмена, 2001 и др.). Однако эта линия словесности пока не выработала оригинального художественного языка и продолжает обыгрывать на новом тематическом материале традиционные приемы сатирического развенчания.

ВУЛФ Томас

– американский журналист, публицист, карикатурист. Стоял у истоков и был теоретиком “нового журнализма” – направления в американской литературе 60 – начала 70-х годов, представители которого создавали произведения по горячим следам событий, по преимуществу “политические романы” и остро критическую публицистику на злобу дня. Начинал литературную деятельность как журналист-очеркист в ведущих литературно-политических журналах Америки. Книга его очерков с броско-вызывающим заглавием “Конфетнораскрашенная, апельсиннолепестковая, обтекаемая малютка” (1965) вызвала широкий интерес. В этой книге, как и в других – “Наркотический тест электризованным прохладительным напитком” (1968), “Радикальный шик и Умельцы резать подметки на ходу” (1970), “Лиловые лайковые перчатки и Безумцы, шум и гам” (1976) – представлены язвительные очерки американских нравов, написанные в необычной художественной манере, определяющейся склонностью Вулфа к карикатуре: критика нравов художественной элиты, молодежных выступлений, расовых беспорядков сочетаются с фарсом, часто переходя в развлекательную экстраваганцу, в которой, однако, заметны вполне серьезные и печальные интонации, вызванные горечью несбывшейся “мечты”. Лишь в 1987 г. Т. Вулф выпустил свой первый роман “Костер честолюбивых устремлений”, сатирическое произведение, исполненное остро-публицистического накала. Объект сатиры – тщеславная, ни перед чем не останавливающаяся жажда власти, губительная страсть, в жертву которой приносятся подлинные чувства и общечеловеческие ценности. (Р. 1931 г.)

ФАУЛЗ Джон

– английский писатель. Один из наиболее известных и своеобразных современных прозаиков Великобритании. Родился в маленьком городке графства Эссекс в семье коммерсанта. Закончил привилегированную частную школу Бедфорд и Оксфордский университет, где занимался главным образом французской литературой. В 1951–1964 гг. работал преподавателем английского языка и литературы. Первый роман Фаулза “Коллекционер” вышел в 1963 году, сделав его имя знаменитым. Роман переведен на многие языки мира, инсценирован и экранизирован. Все последующие книги Фаулза: роман “Маг” (1966, рус. пер. “Волхв”), “Женщина французского лейтенанта” (1969), “Дэниэл Мартин” (1977), “Мантисса”(1982), сборник новелл “Башня из черного дерева” (1974), философская книга “Аристос” (1964) – в разные годы повторили этот успех, создав вкупе удивительный, многоликий и многообразный мир Фаулза, в котором занимательность сюжета дополняют сложные, подчас достаточно путаные философские рассуждения; мир, в котором стиль викторианского романа неотделим от латиноамериканского “магического реализма”; мир, сотканный из несметного сочетания самых неожиданных литературных ассоциаций: от средневековых французских баллад – до современных писателей-“абсурдистов”. Герои Фаулза всегда несут в себе тайну сложной, подчас весьма странной, подчас не очень обаятельной – но неизменно завораживающей личности. Многое в его романах остается до конца “нерасшифрованным”, Фаулз никогда не предстает в облике некоего всеведущего мудрого автора, предлагая читателю вместе с ним разгадывать тайны человеческого подсознания. (Р. 1926 г.)



Наши рекомендации