Специфические черты культурного сознания в XX веке. Периодизация литературы XX века
БИЛЕТ 1
Мифологические и библейские параллели в романе Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества»
«Сто лет одиночества» - апогей творческого мастерства Маркеса. К тому времени, когда роман был выдан впервые, его автор прожил без малого сорок лет, и накопил огромный багаж жизненного опыта, который он и воплотил в романе
Как и для большинства произведений Маркеса для романа «Сто лет одиночества» характерны размытость граней пространства, времени, реальности и фантазии. Роман пропитан магией и волшебством, алхимией и фантастикой, пророчествами и гаданиями, предсказаньями и загадками… казалась бы добрая сказка… но есть проблема, которую не могут решить герои романа, – одиночество.
Одиночество – наследственная черта, семейный знак и «проклятье» рода Буэндиа, но мы видим, что члены семьи запираются в своем одиночестве не сразу, а в результате разнообразных жизненных ситуаций. Боязнь мести, безумие, любовь, война…- вот далеко не все причины их одиночества.
На протяжении романа перед нашими глазами проходит жизнь шести поколений семейства Буэндиа. Жизнь которых показана не полностью, а фрагментами (автор старается избежать обыденности, показывая кусочки «фантастическую обыденность»), которые напоминают катрены Нострадамуса. Маркес пытается, как заразу, вычленить гнилую действительность, показанную в романе. Он акцентирует внимание на каждой ступени деградации общества, на каждом мгновенье обесцененного, бездуховного и в принципе бессмысленного существования человека.
Маркес выводит наружу все пороки рода человеческого, но не показывает пути их решения… Писатель сознательно оставляет много белых пятен в истории Макондо – дает читателю пространство для размышления и рассуждения, заставляет его думать.
Несмотря на важность и глубину поднимаемых автором вопросов, в романе преобладает ирония и сказка. «Сто лет одиночества» - это в первую очередь философская сказка о том, как нам надо жить на нашей планете повергнутой в одиночество Вселенной. Это притча о абсолютно реальной жизни наполненной чудесами, которые человек разучился видеть из-за своих «очков обыденности».
Гениальное соединение сказки и романа, мифа и притчи, пророчества и глубокой философии – это одна из составляющих которые принесли Маркесу всемирную славу титана мировой литературы и Нобелевскую премию.
Его роман – это новая Библия. В которой показаны все людские грехи и проступки. И, как и в Библии, за грехи следует наказания. И автор выносит суровый приговор серости, однообразию, обыденности. Это приговор творца за совершенные безумства, за годы греховности и безнравственности, за все сотворенное ради наживы. И этот приговор звучит так: «…тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды».
БИЛЕТ 2
Конструктивистский эпос» Дж. Дос Пассоса («Манхэттен», «США»)
Дос Пассос (1896-1970) - американский прозаик, романист, драматург, публицист, историк, культуролог. Один из классиков литературы XX в.
Его отличает особая чуткость к социально-экономической жизни общества, к тем общественным факторам, которые «детерминируют» героев, нередко выступающих как жертвы обстоятельств, тяготение к широким панорамам, к многофигурной композиции. Писателю вообще был свойствен социологический уклон. Вместе с тем Дос Пассос был чуток к новым художественным веяниям, обогащал саму романную форму, оригинально усваивая и используя авангардистские приемы в искусстве. Это показало его крупное произведение «Манхэттен» (1924), задуманный как «коллективный роман». В центре его было изображение многообразной, «калейдоскопической» жизни огромного города Нью-Йорка и его делового центра - Манхэттена, построенное как серия эпизодов и сцен. Как чередование авторского повествования с голосами героев действовало несколько десятков его обитателей, данных фрагментарно, почти пунктирно. Стремясь показать жизнь героев в движении, Дос Пассос постоянно переключает внимание с одного персонажа на другой. Рецензируя роман, С. Льюис увидел в нем «бунт шаблонов в литературе», произведение не менее важное, чем новаторские книги М. Пруста и Дж. Джойса.
БИЛЕТ 3
БИЛЕТ 4
БИЛЕТ 5
БИЛЕТ 6
Тема действенного гуманизма в литературе XX века. Роман А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»
А. Де Сент — Экзюпери умел быть моралистичным без морализаторства и и чувствительным без сентиментальности, он стремился в литературу тип героической личности и верил в духовный прогресс человечества. Вероятно, именно в этом кроется причина его непреходящей популярности. С 1926 года, со времени публикации новеллы "Летчик", начинается биография Экзюпери писателя. Романы-репортажи "Южный почтовый", "Ночной полет", "Планета людей", очерки и зарисовки войны в Испании 1936 — 1937 г.г. В 1939 году книга «Планета людей» отмечена премией Французской академии.
“Планета людей” - это прекрасный сборник эссе. Рассказ о первом полете над Пиренеями, о том, как старые, опытные летчики приобщают к ремеслу новичков. О том, как во время полета происходит борьба с “тремя изначальными божествами - с горами, морем и бурей”. Портреты товарищей автора - Мермоза, исчезнувшего в океане, Гийоме, который спасся в Андах, благодаря своему мужеству и упорству. Эссе о “самолете и планете”, небесные пейзажи, оазисы, посадки в пустыне, в самом стане мавров (первобытное племя, жившее в пустыне), и рассказ о том, как затерявшись в ливийских песках, сам автор чуть не умер от изнурительной жажды. Но сюжеты сами по себе мало что значат, главное то, что человек, который обозревает с такой высоты планету людей, знает: “Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека”. За последние двадцать лет слишком много писателей прожужжали нам уши о недостатках и слабостях человека. Наконец-то нашелся хоть один автор, который говорит нам о его величии: “Ей-богу, я такое сумел, - восклицает Гийоме, - что ни одной скотине не под силу!”
БИЛЕТ 7
БИЛЕТ 8
БИЛЕТ 9
БИЛЕТ 10
БИЛЕТ 11
Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Р. Олдингтон, Э. М. Ремарк)
«ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ» (англ. lost generation), определение, применяемое к группе зарубежных писателей, выступивших в 1920-е гг. с произведениями, в которых отразились разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов, обостренные трагическим опытом 1-й мировой войны. Выражение приписывается Г. Стайн; использовано Э. Хемингуэем в эпиграфе к роману «И восходит солнце» (1926). Тема «потерянного поколения» проникнута пафосом стоического пессимизма у Хемингуэя, Дж. Дос Пассоса, У. Фолкнера, Э. М. Ремарка, Р. Олдингтона.
БИЛЕТ 12
БИЛЕТ 13
БИЛЕТ 14
БИЛЕТ 15
ВУЛФ Томас
– американский журналист, публицист, карикатурист. Стоял у истоков и был теоретиком “нового журнализма” – направления в американской литературе 60 – начала 70-х годов, представители которого создавали произведения по горячим следам событий, по преимуществу “политические романы” и остро критическую публицистику на злобу дня. Начинал литературную деятельность как журналист-очеркист в ведущих литературно-политических журналах Америки. Книга его очерков с броско-вызывающим заглавием “Конфетнораскрашенная, апельсиннолепестковая, обтекаемая малютка” (1965) вызвала широкий интерес. В этой книге, как и в других – “Наркотический тест электризованным прохладительным напитком” (1968), “Радикальный шик и Умельцы резать подметки на ходу” (1970), “Лиловые лайковые перчатки и Безумцы, шум и гам” (1976) – представлены язвительные очерки американских нравов, написанные в необычной художественной манере, определяющейся склонностью Вулфа к карикатуре: критика нравов художественной элиты, молодежных выступлений, расовых беспорядков сочетаются с фарсом, часто переходя в развлекательную экстраваганцу, в которой, однако, заметны вполне серьезные и печальные интонации, вызванные горечью несбывшейся “мечты”. Лишь в 1987 г. Т. Вулф выпустил свой первый роман “Костер честолюбивых устремлений”, сатирическое произведение, исполненное остро-публицистического накала. Объект сатиры – тщеславная, ни перед чем не останавливающаяся жажда власти, губительная страсть, в жертву которой приносятся подлинные чувства и общечеловеческие ценности. (Р. 1931 г.)
ФАУЛЗ Джон
– английский писатель. Один из наиболее известных и своеобразных современных прозаиков Великобритании. Родился в маленьком городке графства Эссекс в семье коммерсанта. Закончил привилегированную частную школу Бедфорд и Оксфордский университет, где занимался главным образом французской литературой. В 1951–1964 гг. работал преподавателем английского языка и литературы. Первый роман Фаулза “Коллекционер” вышел в 1963 году, сделав его имя знаменитым. Роман переведен на многие языки мира, инсценирован и экранизирован. Все последующие книги Фаулза: роман “Маг” (1966, рус. пер. “Волхв”), “Женщина французского лейтенанта” (1969), “Дэниэл Мартин” (1977), “Мантисса”(1982), сборник новелл “Башня из черного дерева” (1974), философская книга “Аристос” (1964) – в разные годы повторили этот успех, создав вкупе удивительный, многоликий и многообразный мир Фаулза, в котором занимательность сюжета дополняют сложные, подчас достаточно путаные философские рассуждения; мир, в котором стиль викторианского романа неотделим от латиноамериканского “магического реализма”; мир, сотканный из несметного сочетания самых неожиданных литературных ассоциаций: от средневековых французских баллад – до современных писателей-“абсурдистов”. Герои Фаулза всегда несут в себе тайну сложной, подчас весьма странной, подчас не очень обаятельной – но неизменно завораживающей личности. Многое в его романах остается до конца “нерасшифрованным”, Фаулз никогда не предстает в облике некоего всеведущего мудрого автора, предлагая читателю вместе с ним разгадывать тайны человеческого подсознания. (Р. 1926 г.)
БИЛЕТ 16
БИЛЕТ 17
БИЛЕТ 18
БИЛЕТ 19
Литература Франции в первой половине XX века
Жан Кокто, Луи Аргон.
В нач века развиваются различные процессы. Париж в нач века – «Мекка искусств». Свободное развитие различных школ, одни продолжают поиски натурализма, другие – развивают декадентские тенденции. В это время о себе громко заявили дадаисты и сюрреалисты.
Первое 10-ие формирование течения Унанимизм. Возникло в 1906 г среди молодых поэтов, гл идея- провозгласить гармонию между группами и коллективными общ-ми. Можно достичь с помощью разума, нравст. усовершенствования, отрицания насилия. «Унанимические чувства и поэзия» - манифест объединения всего человечества, объявив себя противниками символизма, следовали принципу простоты стиля.
Фр. писатели реагировали на окончание 1МВ. Русск. рев-я приветствовали многие писатели, складывается револ-настр. лит-ра. В гг кризиса усиливается критич. пафос и усиление социологич. анализа. 1934 – во Фр. попытка фашист переворота, ограниз. «народный фронт», активность аванград школ падает, сильное давление политиков.
Кокто Жан. Дебютировал как поэт-символист. Поэтическое творчество К. периода 1-й мировой войны 1914—18 и послевоенных лет обнаруживает тенденции, свойственные кубо-футуризму и дадаизму,— сборник «Стихи» (1920); в дальнейшем поэзия К. развивается от «неоклассики» поэмы «Церковное пение» (1923) к сюрреализму сборник «Опера» (1927). Среди романов К. наиболее известны «Самозванец Тома» (1923, русский перевод 1925) и «Трудные дети» (1929). К.-драматург пытался осовременить античную и шекспировскую трагедии. Автор психологической монодрамы (вид драмы, исполняемой одним актёром) «Человеческий голос» (1930, русский перевод 1971) и пьесы «Трудные родители» (1938). С 30-х гг. К. работал как киносценарист и кинорежиссёр (фильмы «Орфей», 1950, «Кровь поэта», «Завещание Орфея», 1960).
Поэт, романист, драматург. худ-график, сценарист, режиссер и др. 1906 – 1 поэт вечер. 1962 – посл. поэма «Реквием». Начал как поэт авангардист. В конце жизни – член фр Академии. 1922 – «Словарь», 23 – «Церковные песни», 46 – «распятие». 1923 – роман «Том – самозванец», посвящ 1МВ – противополож. роману Барбюса «Огонь», светский вариант Кокто. Кокто близок к русской культуре, переводил Пушкина. 1938 – десять в реалист театре, пьеса «Трудные родители», адаптация антич. сюжетов. Центр тема его тв-ва разлад поэта с миром. Гл пьеса – «орфей» - мечта может победить, но лишь ценой жизни мечтателя. Жанр монодрамы – пьеса «Человеческий голос» – пьеса монолог.
Арагон (Aragon) Луи (р. 3.10.1897, Париж), французский писатель и политический деятель. Член Французской компартии с 1927; член ЦК ФКП с 1954. Учился с 1915 на медицинском факультете в Париже. Участвовал с 1917 в 1-й мировой войне санитаром. Первые стихи написал в 1917. В начале 20-х гг. примкнул к дадаизму (сб. стихов «Фейерверк», 1920), позднее — к сюрреализму. Но уже в ранних стихах резко выражена критика буржуазного мира. В дальнейшем творчество А. развивалось в направлении к реализму. Советский Союз стал для него символом нового мира: поэма «Красный фронт» (1931, рус. пер. 1931), сб. стихов «Ура, Урал!» (1934). В цикле романов «Реальный мир» (1934—51) рабочий класс показан как восходящая сила нации. В годы немецко-фашистской оккупации А., один из организаторов и певец французского Сопротивления (1940—44), сотрудничает в подпольной газете «Летр франсез». В сборниках стихов «Нож в сердце» (1941), «Глаза Эльзы» (1942), «Паноптикум» (1943), «Французская заря» (1945), в сборнике рассказов «Падение и величие французов» (1945) и др. горечь поражения Франции неотделима от призыва к борьбе. В 1946—53 вышли 2 книги документальной прозы «Человек-коммунист». В сборнике стихов «Снова нож в сердце» (1948) А. резко критикует проникновение империализма США в Европу. Цикл «Реальный мир» в 1949—51 завершен романом «Коммунисты» (рус. пер. 1953, новое доработанное французское изд. 1967). Поэма «Глаза и память» (1954) — опыт поэтического осмысления путей развития человечества. А. много сделал для популяризации во Франции советской литературы, опубликовал книгу «Советские литературы» (1955), в которой писал о расцвете многонациональной культуры СССР. Поэма «Неоконченный роман» (1956) посвящена политическим событиям 20 в., в которые вплетается биография поэта. В романе «Страстная неделя» (1958, рус. пер. 1960) на широком общественно-историческом фоне изображен путь художника к народу. А. — автор поэмы «Поэты» (1960), экспериментально-лирических романов «Гибель всерьёз» (1965) и «Бланш, или Забвение» (1967). Опубликован ряд книг и статей по проблемам современной литературы, в которых выступал против догматических толкований социалистического реализма; в то же время он высказывал и некоторые спорные мысли.
Арагон — член Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957). Удостоен почётной степени доктора наук Московского и Пражского университетов.
Начинал как авангардист, под влиянием дадаизма, сюрреализма стал приверженцем соцреализма. Выпускал поэтические сборники. Сборник статей «За соцреализм» формировал задачи ис-ва, отражал процесс движения человечества к соц-му. Цикл романов «реальный мир» - вопросы соцборьбы. В его тв-ве много политики. В гг 2МВ выходят сборник: 41 – «Нож в сердце», 42 – «Глаза Эльзы», 45 – «Фр заря» – везде создает поэтический образ родины – любимой женщины или сорванной розы. Также выпустил книгу «Советские литературы».
БИЛЕТ 21
БИЛЕТ 22
БИЛЕТ 23
Литература Германии в первой половине XX века
Литература ГерманииНемецкая литература первой половины 20 века художественно осмыслила трагическую историю Германии: поражения в двух войнах, инициатива и развязывание которых принадлежала ей самой, победу на выборах 1933 года национал - социалистической партии Гитлера и 12 лет существования фашистской диктатуры. В ноябре 1918 года император Германии отрекся от престола, через два дня это же сделал император Австро-Венгрии, в результате чего многие закабаленные народы Европы получили независимость. Усиление революционного движения в Германии закончилось провозглашением в 1919 году республики. После объединения левых социал-демократических сил на основе «Союза Спартака» при участии Карла Либкнехта и Розы Люксембург, теоретиков рабочего движения, создается Коммунистическая партия Германии (1918). Это были годы монополизации крупного капитала, проникновения его в сферу культуры и сознания по американскому образцу индустрии массовых развлечений. Однако эйфория «золотых» двадцатых сменяется в Германии «черными» тридцатыми.
В гитлеровском рейхе торжествует власть, вознесшая себя на культе силы. Литература стала объектом преследования. 10 мая 1933 года на площади Оперы в Берлине победа фашистов была ознаменована сожжением книг. Число неугодных писателей со временем достигнет почти шести тысяч, в него вошли не только коммунисты, демократы и евреи, но и все свободолюбивые классики, экспрессионисты, гуманисты и пацифисты. Нацистское сито оставляло лишь самое «здоровое», отвечавшее арийским нормативам чистоты расы и верности победившей идеологии. Страну стали покидать известные всему миру писатели и художники. Центры немецкой эмиграции складываются в Праге, Париже, Лондоне, Палестине, Бразилии, активно работают объединения немецких писателей в США, Мексике, СССР. Для многих немецких писателей эмиграция затянется до конца жизни, они предпочтут после разгрома фашизма не возвращаться ни в одну, ни в другую Германию: Томас Манн похоронен в Цюрихе, в Щвейцарии могила Э.М. Ремарка, щвейцарское подданство принял Герман Гессе. Сформировалась т.н. немецкая литература сопротивления.
И.Р.Бехер:, экспрессионист, прошел русскую революцию, друг СССР, в Москве написал «Я-немец», разделяет историю Германии и фашизма, настроение поиска, готовность сражаться против фашизма, поэт, агитатор, философ, лирик. В иммиграции были написаны:Томас Манн «Доктор Фаустус»Анна Зегерс «Седьмой крест»Бертольд Брехт «Мамаша Кураж и ее дети» Фейхтвангер «Лженейрон» При этом фашистская литература писала о: крови и почве, мистике, иррационализме, воспевала мощь страны.
Немецкий народный фронт: возглавлял Генрих Манн, антифашистское движение, симпатия СССР, И. Бехер, А. Цвейг. Также осуждали войну и фашизм Ремарк, Томас Манн.
Сразу же после гитлеровского переворота - отчасти и до него - в прогрессивной немецкой литературе стала интенсивно развиваться антифашистская, антигитлеровская тематика. Подтвердились тревожниые предостережения, которые высказывали в своих книгах, написанных задолго до 1933 года, крупнейшие мастера немецкого критического реализма - Генрих и Томас Манны, Арнольд Цвейг, Лион Фейхтвангер: германская империалистическая реакция приняла уродливые, зловещие очертания, возродила в стране Шиллера и Гете средневековое варварство и зверство. Писатели, покинувшие страну, постарались рассказать миру правду о злодеяниях фашизма. В середине 30-х годов появился ряд книг, авторы которых в форме публицистического эссе ("Ненависть" Г. Манна), в форме художественного повествования ("Семья Опперман" Л. Фейхтвангера) или документальной прозы ("Болотные солдаты" В. Лангхоффа) воссоздавали по свежим следам картины гитлеровских преступлений.
БИЛЕТ 24
Литература Германии во второй половине XX века
В 1933 году в Германии пришли к власти фашисты. Начало своего правления они ознаменовали зверской расправой с рабочим классом, уничтожением рабочих организаций, уничтожением буржуазно-демократических свобод. В 1933 году Анна Зегерс вынуждена была покинуть Германию, и для нее началась тяжелая пора скитаний. Сначала в Париже, а потом в Мексике она нашла временное пристанище. Ни на секунду не теряла она связи с родиной, помогала переправлять в Германию литературу для подпольных организаций. В изгнании Анна Зегерс вместе с другими передовыми деятелями немецкой культуры основала "Новую немецкую газету", издававшуюся в Праге. На страницах газеты она разоблачала гитлеровцев и призывала к непримиримой борьбе с фашизмом. Так в годы эмиграции Анна Зегерс активно участвовала во всеобщей мобилизации сил Народного фронта для решительной борьбы с фашистскими поджигателями войны. Подлинный интернационализм Анна Зегерс сочетала с горячей любовью к своей родине. Она неустанно призывала немецкий нород к сопротивлению гитлеризму. Вести о подвигах немецких подпольщиков-антифашистов проникали за границу и укрепляли веру Анны Зегерс в лучшее будущее Германии, достойнейшие представители которой не переставали бороться за мир и свободу.
Весной 1934 года Анна Зегерс побывала в Австрии, опрашивала участников и свидетелей недавних событий, обошла рабочие районы Вены, где немало домов было изуродовано пулями и снарядами. В романе "Путь через февраль" - как и в написанном позднее "Седьмом кресте" - большое число персонажей из разных общественных слоев; будучи взяты вместе, они дают обобщенный образ страны, народа в момент исторического перелома. В отличие от "Седьмого креста", там нет главого героя, картина событий до некоторой степени мозаична, разбросана. Однакои здесь писательнице удалось через глубинные психологические "просвечивания" передать отражение общественных конфликтов в душе и сознании ядовых труженников.
После окончания второй мировой войны Анна Зегерс вернулась к действующим лицам романа "Седьмой крест" и написала два больших рассказа, которые являются как бы эпилогом к роману. В характерах и судьбах частных лиц прослеживаются перипетии и закономерности национальной истории.
Еще раньше, в 1945 году, был написан рассказ "Конец". здесь досказана история фашиста Циллиха - того, кто был одним из самых яростных истязателей в концлагере Вестгофен. Циллих впервые появился ще в поести "Оцененная голова", написанной вскоре после гитлеровского переворота. В этой повести Циллих - один из тех неимущих крестьян, которые поддались на удочку нацистской демагогии. Этот деревенский бедолага и неудачник, прошедший первоначальную школу жестокости еще на фронтах превой мировой войны, легко дает себя убедить, что во всех несчастьях Германии - а главное, в его собственных несчастьях - виноваты "евреи и красные". Такие типв при гитлеровской диктатуре легко делали карьеру в эсэсовских отрядах.
С любовью изобразила Зегерс порывистый и смелый характер Ганса, сына Марии. Дружба с коммунистом Мартином, закаленным в многолетних боях с фашизмом, помогает юноше Гансу найти верный путь. Он становится подпольщиком. Зегерс в своем романе показала, что преемственность борьбы за мир и свободу нерушима. Мертвые борцы остаются молодыми потому, что бессмертно дело, за которое они борются.
"Путь через февраль", "Седьмой крест", "Мертвые остаются молодыми" - все это звенья в той серии книг о судьбах Германии, которую Зегерс открыла повестью "Оцененная голова" и завершила романом "Доверие". Взятые вместе, эти книги образуют своего рода летопись, без изучения которой не обойдется ни один серьезный историк Германии XX века. Анна Зегерс, мастер человековедения, рисуя множество разнообразнейших характеров и судеб, помогает понять суть сложных социальных процессов, дает увидеть, что творилось в сокровенных глубинах души народа в трудные, драматические периоды его истории.
Это литература «нулевого года»: рухнула идеология нацизма, у многих возникло ощущение, что рухнули и Гетте, и Бетховен, и Ницше. Прошла кампания по искоренению идеологического наследия нацизма: образовали комисси, которые могли запрещать деятелям культуры, связанным с нацизмом, публично выступать. Навязывалмсь американские стандарты либерального оптимизма.
В Германии стали издавать авторов, которые были раньше запрещены: Фолкнер, Кафка, Джойс, Хемингуэй и т.д. И при Гитлере выходили не только нацистские книги, была литература внутренней эмиграции: авторы или писали для себя или вообще не писали. В первые годы после войн в эти книги были опубликованы, но к ним существовало настороженное отношение: их духовный опыт не совпадал с опытом более молодых жителей. Также относились и к авторам внешней эмиграции.
БИЛЕТ 25
Литература Великобритании во второй половине XX века
После войны распалась колониальная империя - в 1947 г. освобождена Индия. Мощные антиколониальные движения, даже войны, драматичные переживания самих англичан. Они осознали новый статус маленькой страны, поиск себя в себе. Усиление консервативных тенденций. Правление Маргарет Тетчер. Преобладают либеральные тенденции в послевоенное время.
Джордж Оруэли «1984» (опубликован в 1949), писал еще до войны, служил офицером полиции, ушел со службы в знак протеста против колониализма. Сражался в Испании, познакомился с коммунистами и разочаровался в любых радикальных проектах. Позиция просвещенного либералиста. В литературном отношении – наследник Свифта. Герой книги, усомнившись в справедливости тоталитаризма, хочет любить свободно, но его пытают, он предает любимую и обожает своих мучителей. Принадлежал к числу достаточно старых писателей.
В 50-60е гг. появилдись новые авторы Дарелл, Джон Уэйн и т.д. Общий пафос выражен в литературной статье: «поменьше литературы, побольше жизни». М. Бредбери пишет о необходимости социальной колонизации. Англия должна обратиться к тем сферам жизни, которые раньше литература обходила. «Сердитые молодые люди» писали о неприглядной реальности (Осборн, УЭЙН). Общих заявлений не делали, но основания есть: главный герой – трагикомический молодой человек, обличающий общество, желает защитится, в этом самом обществе и получше в нем устроиться. Герой и смешон и симпатичен автору. Идея социальной колонизации выступает как социальный фон: бедные комнаты, плохая обстановка. Литература антивикторианская (у героя ни шарма, ни элегантности), часто нарочитый отказ от внешних признаков литературности, от сложности, от интриги, пародируют банальные сюжеты. О сердитых в СССР говорили много, но печатали мало.
Уэллс (Wells) Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли, – 13.8.1946, Лондон), английский писатель. Происходил из мелкобуржуазной среды. Окончил Лондонский университет (1888). К 1891 получил два учёных звания по биологии, с 1942 доктор биологии. В 1893 опубликовал учебники биологии и физиографии, в 1930 – популярную книгу «Наука жизни» (т. 1–3, совместно с Дж. Хаксли). Романом «Машина времени» открыл историю научной фантастики20 в., опираясь на естественно-научные концепции. Литературными источниками для У. послужили произведения Дж. Свифта, Вольтера, амер. и нем. романтиков. Полемизируя с позитивистами, У. доказывает, что развитие общества в рамках буржуазного строя закончится вырождением и гибелью человечества. В «Острове доктора Моро» (1896) аллегорически представлена история цивилизации – процесса необходимого, но чудовищно жестокого. Роман «Человек-невидимка» (1897) направлен как против косности мещан, так и против ницшеанского «сверхчеловека». «Война миров» (1898) рассказывает о нашествии с Марса, заставившем людей усомниться в совершенстве своей общественной организации. Сцены народной революции, потрясшей капиталистическое общество в 21 в. нарисованы в романе«Когда спящий проснется» (1899). Ранний цикл завершается романами «Первые люди на луне» (1901) и «Пища богов» (1904). «Колёса фортуны» (1896) открывают список бытовых романов У.: «Любовь и мистер Люишем « (1900), «Киппс» (1905), «История мистера Полчи» (1910), «Билби» (1915). Сенсацию вызвал роман «Анна-Вероника» (1909), посвящены вопросу эмансипации женщины. Самый значительных из нефантастических романов У. «Тоно-Бенге» (1909) был попыткой в традициях О. Бальзака дать «поперечный разрез» англ. общества. Претерпевает изменения и манера У.-фантаста: «В дни кометы» (1906) – бытовой роман с вкраплением фантастического элемента; роман «Война в воздухе» (1908) написан в духе «технической» фантастики Жюля Верна, фантастического элемента лишён роман «Освобожденный мир» (1914), посвящена военному и мирному использованию атомной энергии.
С 1900 У. выступает с прогностическими и утопическими произведениями: трактат «Предвиденья» (1901), ряд статей. В романе-трактате «Современная утопия» (1905) выдвинут проект переустройства мира на основах государственного социализма с широким допущением частного предпринимательства. Основу идеологии У. составляет просветительство, истолкованное применительно к 20 в. и приобретшее характер буржуазного реформизма порою весьма радикального толка (трактат «Новые миры вместо старых», 1908). Однако в романе-трактате «Мир Вильяма Клиссольда» (1926) и трактате «Легальный заговор» (1928) У. резко противопоставляет свои теории марксизму. В 1903–09 У. состоял член «Фабианского общества» и, хотя острокритически воспринимал политический оппортунизм фабианцев, его собственное мировоззрение было лишь одной из форм фабианства.
Моэм (Maugham) Уильям Сомерсет (25.1.1874, Париж, — 16.12.1965, Сен-Жан-Кап-Ферра, Франция), английский писатель. Родился в семье юриста британского посольства во Франции. Получил медицинское образование; практика в бедном квартале Лондона дала материал для первого романа М. «Лиза из Ламбета» (1897). Участник 1-й мировой войны 1914—18; агент британской разведки, в том числе в России (сборник новелл «Эшенден, или Британский агент», 1928). Первый успех принесли М. пьесы: «Леди Фредерик» (пост. 1907), позднее — «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). В романах «Луна и грош»(1919, рус. пер. 1927, 1960), «Пряники и эль» (1930) выразилось неприятие М. религиозного лицемерия, уродливых мещанских нравов. Попытки освободиться от низменности буржуазных норм жизни показаны в романе «Остриё бритвы» (1944). Наиболее известен во многом автобиографический роман воспитания «Бремя страстей человеческих» (1915; рус. пер. 1959); тонкий психологизм в изображении нравственных исканий героя сочетается с широтой изображаемой картины мира. Творчество М. развивалось в русле критического реализма, иногда с элементами натурализма. Произведения М. всегда остросюжетны. Записные книжки М., предисловия к своим и чужим книгам и особенно книга «Подводя итоги» (1938, рус. пер. 1957) полны интересных наблюдений над творческим процессом, содержат ряд проницательных литературных оценок и самооценок.
Во (Waugh) Алек и Ивлин, английские писатели, братья. Алек В. (р. 8.7.1898, Лондон), автор романа «Неясные перспективы юности» (1917), книг о путешествиях и колониальных романов. Ивлин В. (28.10.1903, Лондон, — 9.4.1966, там же) в первом своём романе «Упадок и крах» (1928) критически изображает верхушку английского буржуазного общества. Лучший его роман «Снова в Брайдсхеде» (1945) рисует деградацию английской аристократии. Символическая характеристика бездушия американской буржуазной цивилизации дана в повести «Незабвенная» (1948). В сатирическом и гротескном виде предста