Тема: «ВИКТИМОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

1. Общая виктимологическая характеристика.

2. Особенности виктимологической детерминации.

3. Меры виктимологической профилактики.

1.

По статистике кол-во потерпевших несовершеннолетних последние десятилетия неуклонно возрастало несмотря на сокращение населения в возрасте до 18 лет и численности населения в целом в стране.

Наиболее виктимными являются возрастные группы от 12 до 14 лет, на втором месте от 15-17 лет.

Чащ всего в отношении не совершеннолетних имеет место жестокое обращение либо сексуальное насилие. В Германии жестокое обращение с детьми регистрируется до 60 000 случаев в год. В России кол-во таких деяний возросло в последнее 10-летие почти в два раза, достигает уровня 5 тысяч в год. Жертвами таких преступлений являются дети дошкольного возраста. США – дети в возрасте младше 7 лет были жертвами 50% случаев, от 8-12 – в 27% случаев, от 13-18 – в 23% случаев.

Жертвами развратных действий преимущественно становятся дети в возрасте от 11 до 14 лет. Внутрисемейное физическое насилие по статистике в 1\3 случаев совершается в отношении несовершеннолетних. Насилие в отношении детей характеризуется повышенной латентностью, во-первых, у детей присутствует страх перед родителями, во-вторых, убеждённость в отсутствии возможности получить помощь от кого-либо, в-третьих, боязнь осуждения, высмеивания со стороны сверстников, чувство стыда перед ними.

По данным американских виктимологов, дети в возрасте до 4 лет имеют больше шансов быть убитыми в семье, чем более старшие дети. Младенцы и маленькие дети с большей вероятностью будут убиты их матерями, чем отцами. Вероятность сексуального насилия над девочками в три раза выше, чем над мальчиками. Чернокожие дети погибают от физического насилия в пять раз чаще, чем белые дети. Насилие над детьми в семьях с доходом менее 15 000 долларов в год в 6 раз чаще, чем в семьях с большим доходом. Вероятность жестокости в отношениях к брачным, внебрачным, приёмным детям примерно одинаково.

Последние 2 десятилетия отмечается повышенная виктимность детей, выходцев из стран 3-его мира. Наибольшее кол-во фактов регистрируется в Великобритании и дргуих странах Западной Европы.

2.

К основополагающим криминологическим детерминантам следует отнести:

1. Отсутствие государственной системы защиты прав и интересов детей.

2. Отсутствие механизмов контроля над реализацией принципа нормального социального обслуживания несовершеннолетнего.

3. Отсутствие активного контроля за безопасностью личности в семье и за условиями семейного воспитания несовершеннолетнего.

4. Отсутствие нормативной базы и концепции работы с потенциальными жертвами преступлений, подготовленности к этому правоохранительных органов и социальных служб.

5. Существование, так называемых, проблемных семей. Это широкое понятие, семьи, которые угрожают насилием (бухающие, безработные, с большим кол-вом детей).

6. Превращение криминального насилия в обычный способ разрешения межличностных конфликтов для целых слоёв и групп населения.

7. Вторичная виктимизация в уголовном судопроизводстве (бестактность, грубость и т.д.).

Теоретические модели объяснения механизма детской виктимизации:

· Циклическая модель (насилие по отношению к детям осуществляют преимущественно лица, сами бывшие в детстве жертвами насилия).

· Психопатологическая модель (в ней подчёркивается роль характеристик самой молодой жертвы в совершении насилия). Три подхода:

- психодинамический (основывается на психологической несовместимости родителей и ребёнка как фактора жестокого обращения с детьми).

- модель психического заболевания, она основана на предположении о том, что первичной причиной жестокого обращения с детьми является психическое заболевание кого-либо из родителей.

- модель черт характера, она акцентирует внимание на определённых чертах личности насильника и жертвы без отношения к тому, как они приобретали эти черты.

· социолого-культурологическая модель (Полянский), её суть сводится к определению причины жестокого обращения с детьми, как результата напряжения в обществе. Подвиды:

- модель социального напряжения, в соответствии с ней жестокое обращение обусловливает такие факторы, как недостатки образования, бедность, безработица, стрессы обусловленные профессиональной деятельностью.

- модель социального научения, она подчёркивает неадекватность навыков воспитания родителей в структуре социализирующих факторов.

- социально-психологическая модель, психологическое напряжение в семье проистекает из множества социальных психологических факторов , включая семейные ссоры, слишком большое число детей, наличие нежелательных детей и т.д.

- психосоциологическая системная модель, описывают структуру взаимодействия в семье с позиции системного подхода, если семья представляет собой расбалансированную систему, то факты негативного отношения к ребёнку становятся неизбежными.

Наши рекомендации