Теория бессознательного З.Фрейда.
Самая глубокая и значит. область чел. разума – это бессознат.Бессознат. представляет собой хранилище примитивных инстинктивн. побуждений плюс эмоц и воспоминания, кот. настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в обл. бессознат.Известно, что главн. регулятором чел. поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могуществен. стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Чел. психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. Эти три области или системы психич.находятся в состоянии непрерывного взаимод-я, а две первых – и в состоянии напряженной борьбы между собой. К этому взаимодействию и к этой борьбе сводится психич. жизнь чел. Каждый душевный акт и каждый чел.поступок должно рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознат., как показатель достигнутого в дан. момент жизни соотношения сил этих непрерывно борющихся сторон.Проблема бессознат., облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознан. представлений, находит свое отражение и в фил.Канта (1724-1804). Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах. Текстологический анализ показ., что основатель психоанализа был знаком не только с кантовской «Антропологией с прагматической точки зрения», но и с другими произвед.нем. философа. Во многих случаях Фрейд не только разделяет фил. идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речь заходит об обосновании своих психоаналитич. концепций. Особенно это касается проблемы бессознат..Размышления о проблеме бессознат. заняли важное место во многих фил. работок XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвящения и немецкой класс.фил. к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире.На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние фил. Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих фил.в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознат.. Разумеется, между психоаналитич. учением Фрейда и фил. Шопенгауэра и Ницше нет абсолютн. тождества. У Шопенгауэра бессознат. изначально онтологично: - «мировая воля» – первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяет эту точку зрения, но большее внимание акцентир. на рассмотрении бессознат., как оно функционирует в глубинах чел. существа. Для Фрейда же бессознат. – этопрежде всего и главным образом нечто психич., подлежащее осмыслению лишь в связи с чел.. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознат. психич. научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознанияФрейд сделал 3общих вывода, определивших основы его ранней концепции бессознательного:1. Мотивация сознания при всей ее субъективн. искрен. не всегда соответств. действит. прич.поступка;2. Поступок иногда может определяться силами, действ. в психике, но не доходящими до сознания;3. Эти психич. силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.Во втором, класс. периоде психоанализа понятие бессознат. обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов.Во втором периоде бессознат. становится необходимою и крайне важною составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психич. жизни. Бессознат. становится продуктивным источником психич. сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то же время, при неудачн. ходе борьбы с сознанием, бессознат. может стать источником всех нервных заболеваний.В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения «я» появилось новое деление: 1) сексуальное влечение, или эрос; 2) влечение к смерти. Вторая группа – инстинкты Смерти – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.