Учение о человеке в структуре философского знания.
В ф. выделяются следующие стратегии (концепции) в осмыслении проблемы человека:
1. Натурализаторская, где чел.понимается как элемент природы, подчиненный ее законам, и, поэтому не имеющий в своих хар-ках ничего того, что было бы не возможно и в других природных образованиях. Поэтому человек здесь рассматривается па аналогии с животным.
2. Экзистенциализм, где утверждают, что чел. – это особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое, исходя из индивидуального опыта и судьбы.
3. Рационалистическая, где утверждается, что сущностной особенностью чел. является наличие у него разума и сознания, т.к. в отличие от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планирование в соответствии с получ. знаниями свои действия. Поэтому, разум – это то начало, посредством кот. наиболее радикально преодолевается естественное природное в человеке.
4. Социологизаторская, которую наиболее четко сформулировал Маркс,сказав о том,что сущность чел, есть совокупность всех обществ. отношений. Поэтому человеч.прир. формируется обществом и меняется с изменением истор. ситуации.
32.Проблема антропогенеза(происхождения человека) в философии и науке
В основе научных представлений об антропогенезе лежит гипотеза происхождения чел. от высокоразв.обезьян, впервые подробно разработанная и аргументированная англ. естествоиспытателем Чарльзом Дарвином. Она получила название симиальной гипотезы. После её обнародования в 1871 году было получено множество новых данных, свидетельствующих как в её пользу, так и против неё.
1) Эволюционная теория
Эволюц.я теория предполагает, что чел.произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естственного отбора.
Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археолог., биолог., генетических, культ., психологич. и других.
2) Теория творения (креационизм).
Дан. теория утв., что чел. сотворен Богом, богами или божеств. силой из ничего или из какого-либо небиологич. материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет бьолее др. египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.
Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.
Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей док-в. Тем не менее, выдвигаются различн. док-ва этой теории, важнейшее из кот. - сходство мифов и легенд разн. народов, повествующих о сотворении чел.
Совр. теология привлекает для док-ва теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюц. теории.
Нек. течения современной теологии сближают креационизм с эволюц. теории, полагая, что чел.произошел от обезьяны путем постепен. видоизменения, но не в результате естеств. отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной пограммой.
3) Теория внешнего вмешательства.
Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деят-тью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Более сложные варианты ТВВ предполагают:
а) скрещивание иномирян с предками людей;
б) порождение чел. разумн. метод. генной инжен.;
в) созд. первых людей гомункулярным способом;
г) управл. эволюц.развит. земн. жизни силами внеземного сверхразума;
д) эволюц. развит.земной жизни и разума по программе, изнач. заложенной внеземным сверхразумом.
Сущ. и иные в разной мере фантастич. гипотезы антропогенеза, связан. с теорией внешнего вмешательства.
4) Теория пространственных аномалий
Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерн. для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.
При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникнов. гуманоидного разума земного типа.
В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значит. расхождений с эволюц. теорией. Однако ТПА признает существов. определ. программы разв. жизни и разума, кот. наряду со случ. факторами управляет эволюц.
Итак, вернемся к первой теории, по кот. антропогенез - процесс выделения чел. из мира животных - прошел, по мнению большинства исслед., 4 осн. стадии.