Предпосылки возникновения марксистской философии и ее основные черты.
Марксизм возникает в середине 40-х г. 19 в. Основоположник – К. Маркс, Ф. Энгельс. Идеологически они защищ. интересы пролетариата и беднейших слоев трудящихся, поэтому пытались указать пути их реал. освобождения от любых форм эксплуатации.
Предпосылки возникновения марксизма:
1. классовая борьба пролетариата и буржуазии
2. труды немецких классических фил.
3. теории социалистов – утопистов (Т.Мор,Т.Кампанелла
4. большие успехи в естествознании того времени (теория Дарвина)
Исходным принципом марксизма является материалистическое решение основных вопросов ф. применительно к обществу, котор. закл. в след.: условия человеческой жизнедеят., общественного бытия, определенные взгляды людей, их целевые установки и ценностные ориентиры.
Общественное бытие – реальный процесс жизни людей, социальная материя которого отражается в общественном сознании.
Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Т.о. марксисты сделали вывод о том, что обществ. бытие определ. обществ. сознания. Исходя из их взглядов общество состоит из:
1. базис – совокупность производственных отношений и экономический строй общества.
2. надстройка, которая включает общественно.е сознание и идеологическое отнош., кот. сущ. в обществе.
История чел. состоит из общественно-эконом. формаций – конкретно-истор. тип общества, взятого в его целостности. Выделяют 5 эконом. формаций: первобытно-общин., рабовладельч., феодал., капиталист., коммунист.
Марксистско-ленинская философия и современность.
Маркси́зм-ленини́зм — учение, представл. собой марксизм (учение К. Маркса и Ф. Энгельса) в его развитии В. И. Лениным.
Как научная система фил., эконом. и социально-полит. взглядов, марксизм-ленинизм интегрирует концептуальные воззрения относит. познания и революционного преобраз. мира, о законах развития общества, природы и чел. мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму, включая революционное свержение капитализма, о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалист.и коммунист. общества.
Марксизм-ленинизм-л. состоит из 3 органически взаимосвяз. и взаимообусловл. частей: фил. — диалектического и историч. материализма, полит. экономии и научного коммунизма.
Диалект. и истор. материализм представл. собой фил. рабочего класса и его авангарда — коммунист.партии; он является наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, составляет теоретический фундамент коммунизма. Марксистско-ленинская фил. исходит из того, что мир материален: всё существующее — различные формы движущейся материи, высшей из которых является общество. Мир един и развив. по объективным, не зависящим от сознания людей законам, которые познаются людьми в ходе развития обществ, практики и науки. Люди сами делают свою историю, однако ход общественного развития не определяется свободной волей людей, а обусловлен материальными условиями их жизни, подчиняется закономерностям, проявляющимся в деят. народных масс. Люди, познав эти закономерности и действуя в соответствии с ними, могут сознательно влиять на ход общественного развития.
Марксизм-ленинизм-л. на соврем. этапе даёт теоретич. обобщение опыта социалист. и коммунист. строит-ва в СССР и других социалистически. странах; раскрывает закономерности развития мир. системы социализма, пути и средства построения материально-технической базы коммунизма; показывает хар-р соврем. ступени развития капитализма; определяет перспективы роста и развития междун. революц. движения рабочего класса и нац.-освободит. борьбы колониальных и зависимых народов, формы перехода различных стран к социализму; намечает пути и средства претворения в жизнь ленинской политики мирного сосуществования двух противоположных социальных систем и обеспечения всеобщего мира.
Философия XX столетия.
XX век - это век революций, это две мировые войны, распад колониальной системы, возникновение и рост социалист. системы, научно-техническую революция, разрушение и деградация природной среды, разрушение, вытаптыванием тысячелетиями складывавшегося, яркого и веселого ландшафта мировой культуры.ХХ век поставил мировую культуру на грань духовного коллапса
Образ философской мысли XX века можно описать следующими основными чертами: Плюрализм, множественность философских направлений, течений и школ как выражение чрезвычайного усложнения, расширения и углубления обществ.практики и научно-теоретического освоения реальности, форм взаимод. человека с природой и обществом, саморефлексии, самосознания общества и человека.
Более отчетливое выражение принимает разработка фил. проблематики по 2 основопол. направлениям --материализма и идеализма. Фил. идет по пути проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы обществ. развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики. Характерно, что, несмотря на успехи науки, фил. не может устраниться от религиозной тематики: в одном случае религия выступает объектом фил. анализа, в другом – составляет основу, фундамент самого философствования. Попытки выработать “чистую фил.”, свободную от воздействия науки и обществ. практики, в очередной раз заканчиваются крахом.
философски исследования от вопросы бытия, мироздания, путей развития общества как целого, все более перемещается в сторону человека, к обоснованию его уникальности, становления личности на путях творческой свободы.
XX век проходит под знаком противостояния подавляющей части фил. школ и течений марксизму. Во многом это определялось тем, что на долгие годы марксизм (а в последующем – марксизм-ленинизм) становится краеугольным камнем идеологии и политики общества, пытавшегося на практике реализовать коммунист.идеалы. В стремлении доказать несостоятельность фил. принципов марксизма многие фил. течения отдали дань их неаргументир.критике.
Неопозитивизм
Одним из распространенных фил. течений в XIX веке был позитивизм. Позитивизм в своем становлении прошел два этапа. Первый охватывает 30–40-е годы XIX века и связан с фил. школой его основопол. О. Конта. Вторая истор.форма позитивизма представлена махизмом и эмпириокритицизмом (Э. Мах (1838–1916), Р. Авенариус (1843-1896).
Неопозитивизм, таким образом, представляет 3 этап и являет себя в различн. вариантах: логич.позитивизм, фил. Лингвист. анализа или лингвист. фил. и т. д. По большому счету, история неопозитивизма – это история смены разл.способов анализа языка, идущая от логики к семантике, а от нее – к лингвист. анализу.
Осн. задача фил. состоит в логич. анализе языка науки. В качестве средств такого анализа предлагается использовать математ.логику и аксиоматич.метод. В отношении науки фил.призвана осуществить не разбор тех или иных конкретн.научн. теорий, а выполнить логич. анализ языка теории (совокупности готового знания).
Философия науки
Стремительные темпы развития науки, эволюция ее методов выдвинули немало проблем, решение которых не могло быть получено без привлечения фил.. Это проблемы уточнения предмета наук, истинности знания, детерминизма и причинности, взаимосвязи прибора и наблюдателя, возможности предсказания результатов эксперимента и другие методологич. аспекты познания структуры материальн.мира.
Представилели: Карл Поппер, Т. Кун. Широкую известность получила его книга “Стр-ра научн. революций”, в кот. рассмотрены важные проблемы науки.
Философская антропология
Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной фил. к человеку. Множество фил. концепций, так или иначе затрагивающих проблему человека, образуют сферу философии, именуемую фил. антропологией. Осн. смысл этого термина отражает нацеленность фил. мысли на углубленное познание чел. природы, выявление жизнен. проблем и возможн. чел..
В 70-х годах происходит переосмысление проблематики фил. антропологии, продиктованное стремлением расширить конкретно-научную базу фил.-антропологич. объяснения чел.. Предпринимается попытка на новом уровне преодолеть рамки естественнонаучного анализа чел. природы и привлечь для ее рассмотрения науки о духе и культуре, то есть речь идет о “новой антропологии”. Фил.-религиозная антропол.рассматривает чел.как верующее существо, строящее свою жизнь в прямой завис. от хар-ра отнош. с Богом, с трансцендентным Божеств. началом (Г. Э. Хенгстенберг, Ф. Хаммер).