Исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
К VI в. до н. э. в разнообр. культурах происх. настоящий взрыв интеллект. энергии.
Термин "фил. "впервые возник в Др. Греции (буквально от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость). По свидетельству античных авторов, слово "философ" впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обознач. особой науки термин "фил." впервые был употреблен Платоном. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги в античном мире, то уделом философа провозгл. любовь к ней. Таким образом, возникновение фил. в социокульт. пространстве Др. Греции было связано с формированием убеждения в том, что мудрость есть высший идеал знания и поведения. По своим истокам фил. восходит к стихийному мировоззр. человека, в кот. сочетались элементы мифологии, образно-ассоциативного сознания, художественно-фантастические картины реальности, действит. соц. опыт наблюдения над процессами развития природы и общества. Исследователи выделяют факторы, способствующие появлению философии в Др. Греции, - это одаренность греч.народа, благопр. геогр. положение, истор. обстоятельства, богатство и многосторонность греческих дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством красоты, демократия, уважение к закону и порядку, любовь к поэзии. В вопросе о происх. фил. сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая - из науки.
Мифогенная концепция анализирует предысторию фил., вскрывает переходные формы от мифологии к фил., анализирует мифол. мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согласиться, когда она сводит мифол. к религии, не видит отличит. особенностей фил. от мифологии не только по форме, но и по содержанию.
В рамках гносеогенной концепции показ. значение зачатков научного знания для философии. Но мифологию, рассматривают как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.
Поэтому у истоков формирования фил. стоят мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания. Фил. это знание особого рода, так как она пытается судить о единой для всех явлений мира основе и ищет в ней условия единства и целостности мира. Фил. не поддается определению через что-то другое, она есть нечто самост., предельное.
Фил. возникла в VI в. до н. э., в так называемое "осевое время", когда, по словам немецкого философа Карла Ясперса, в разл. культурах сформировалась "своего рода полоса древней цивилизации", которая привела к концу мифологической эпохи. У истоков формирования фил. стояла мифология, от кот.фил. унаследовала ее мировоззренческую схему, то есть совокупность вопросов о происх. мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Но в отличие от мифологии, строившей общую картину мира на уровне эмоционально-чувственной ступени познания, фил. рассуждает на уровне рацион. познания. Фил. судит обо всех известных людям вещах, исходя из признания их общей непреходящей основы, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления. Необход. обоснования осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека, его отношение к миру.
Такие "вечные" фил. вопросы, как что собою представляет мир, в чем сущность человека, в чем смысл его жизни и его предназначение, каковы его отношения с миром и другими людьми всегда сохраняют свое значение для человека и человечества. В истор. динамике менялись акценты в решении осн. фил. проблем, однако уже в древних фил. учениях можно зафиксировать постановку и анализ каждой из выделенных тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения
Понятие мировоззрения, его структура и
Основные функции.
Мировоззрение - это целостная система взглядов человека на мир и своё место в этом мире. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основные компонента:
1).Познавательный компонент. Базир. на обобщённых знаниях - повседневных, проф., научных. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира.
2).Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы.
В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формир-ся в определённую иерархию ценностей.
Следствием оценки чел своих отношений с другими людьми являются соц нормы: моральные, этич, религ, правовые и т.д. Нормы регулируют повседневную жизнь как отдельного чел, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определённым образом.
3).Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывать в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психол. установки на готовность действовать.
4).Практический компонент. М - это не просто обобщение знаний, ценностей, убеждений, установки, а реальная готовность человека к опред. типу поведения в конкр. обстоятельствах.
Соответственно структуре мировоззрения, оно выполняет следующие функции: 1) гносеологическая (познавательная) мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;
3) праксиологическая (практич) позволяющ стать рук-вом к действию