Ii. учебно-методический блок
Содержание учебно-методического блока
учебной дисциплины «История мировой литературы»
1. Теоретическая часть.
Первый семестр:
1.1. Литература как вид искусства. Основные понятия и категории литературоведения (2 ч.).
1.2. Античная литература: эпос (2 ч.).
1.3. Театр античности: трагедия, комедия. Античная лирика (греческая литература) (2 ч.).
1.4. Римская литература (2 ч.).
Литература Средневековья (2 ч.).
1.6. Литература Ренессанса: Возрождение в Италии.Северное Возрождение.(2 ч.).
Золотой век испанской литературы: на границе Возрождения и Нового времени. (2 ч.).
Возрождение в Англии (Шекспир) (2 ч.).
1.9.Новое время: барокко и классицизм в литературе (2 ч.).
Второй семестр:
1.10. Просвещение (4 ч.).
1.11. XIX век. Романтизм. Реализм (2 ч.).
1.12. История русской литературы от начал до Золотого века (2 ч.).
1.13. Реализм и поэзия «Серебряного века». Литература советского периода (2 ч.).
1.14. Литература ХХ в (6 ч.).
2. Практикум.
2.1. Основные категории художественного текста (на примере пьес Чехова «Чайка» и «Вишневый сад»).
2.2. Античность. Эпос.
2.3. Античная трагедия.
2.4. Роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский».
2.5. Шекспир.
2.6. Барокко и классицизм.
2.7. Век Просвещения.
2.8. Н.В. Гоголь.
2.9. Л.Н. Толстой.
2.10. Ф.М. Достоевский.
2.11. Русская литература «Серебряного века». Литература советского периода (роман-антиутопия).
2.12. Жанр «интеллектуального романа».
2.13. Экзистенциализм. Философский роман.
2.14. Американская литература. Латиноамериканский роман.
3. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины
3.1. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины
3.2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
4. Глоссарий
Теоретическая часть
Первый семестр
Литература как вид искусства. Основные понятия и категории литературоведения (2 ч.).
Художественная литература как один из видов искусства, основанный на многоуровневой и многофункциональной специфике языка. Отличие литературы от других видов искусства: чудо художественного слова. Образ как средство художественной изобразительности: «сгущение» жизни в образе.
Специфика художественного вымысла. Вопрос о жизнеподобии. Теории художественного вымысла (Аристотель, Жан-Поль, Гегель, Фрейд, Р. Якобсон).
Мир произведения как художественно освоенная и преображенная реальность с системой персонажей, временем и пространством. Тема как фундамент художественного мира. Вопрос о вечных темах: онтологические и антропологические универсалии. Темы-архетипы. Надиндивидуальные (национально-исторические и т.п.) и индивидуальные темы (духовно-биографические, экзистенциальные и т.п.).
Идея: а) проблема объективности идеи как умопостигаемой сущности; б) идея как основа субъективного опыта. Специфика художественной идеи в сравнении с научными, философскими и религиозными: глубина и профетизм. Идея и автор: вопрос об авторской преднамеренности и непреднамеренности. Вдохновение.
Автор как субъект художественной реальности. Проблема художественной целостности: художественная объективность и субъективность. Творческая свобода автора как основа подлинности художественного опыта и его воплощения. Концепция «смерти автора».
Типы авторской эмоциональности в художественных произведениях: эпика, героика, трагизм, смех, ирония, сентиментализм, «умиление» (Достоевский), идиллия, романтика, «скорбное бесчувствие» (А. Сокуров).
Теория хронотопа. Виды хронотопов. «Борьба хронотопов». Сюжет и композиция как отражение хронотопа.
Литература и семиотика. Литературно-художественный процесс как особый вид семиозиса. Образ как особый знак в типологии знаков.
Литература и герменевтика. Герменевтика как искусство и теория понимания и истолкования текстов. Герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания в целом и литературоведения в частности.
Теория жанра. Тайна жанра как тайна онтологии.
1.2. Античная литература: эпос (2 ч.).
Античная литература как особый вид словесного творчества, основанного на тайне мифа как особого типа реальности. Жанры античной литературы как типы художественного семиозиса внешнего и внутреннего планов мифической реальности: 1) эпос как жанр, отражающий мифо-художественный опыт онтологии космоса; 2) лирика как мелический жанр, отражающий различные психосоциальные типы переживания мифической реальности в опыте субъектных сообществ (эпиникии как лирический поджанр маскулинных хвалебных песен в честь победителей спортивных состязаний; парфении как лирический подвид опыта ожидания жениха в социальной страте незамужних девушек и т.п.); 3) драма как жанр-род, отражающий кинетику дестабилизированного космоса (трагедия – катастрофическую перспективу гибнущего космоса, комедия – диалектико-оптимистическую перспективу в модусе смехового преодоления исчерпанных парадигм жизни).
Гомер как вершина героического эпоса. Тайна Гомера: индивид или коллективный творец. Тайна «Илиады» как тайна космического Эроса. Тема и идея «Илиады» как конфликт индивидуального и общего. Ахилл как первый литературно-художественный архетип в истории европейской литературы. Архетипика героического действия по спасению космоса. Общий хронотоп поэмы как фрактал пространственно-временной организации космоса. Гектор и Андромаха как героические жертвы хронотопа Трои как «хронотопа болезни». Диалектика бессмертных богов и смертных героев в эпическом действии «Илиады». Мифологема щита в образной структуре «Илиады». Проблема современной интерпретации «Илиады» как отражение парадигмального кризиса литературоведческой герменевтики.
«Одиссея» как героическая поэма Пути. Образ Одиссея как идея куроса - нуса. Образ Пенелопы как идея коры – пранои. Образ Телемаха как идея «умного делания будущего». Хронотоп дома и хронотопы ошибок (остров Калипсо, остров Киклопов, страны лестригонов и лотофагов и т.п.), в сюжете поэмы. Тайна хронотопа Аида как «кода возвращения». Миф об Одиссее как философия-образ бифуркации зрячести и слепоты человека и космоса: «телемахия» vs. «телегония», т.е. «умное делание» vs. «ананке».
Эпосы Гомера как художественные «философии спасения».
Рекомендуемая литература:
Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 1, 4).
Художественные тексты:
Гомер. Илиада. Одиссея (фрагменты).
1.3. Театр античности: трагедия, комедия. Античная лирика (греческая литература) (2 ч.).
Генеалогия театра как «топоса богов». Культ Диониса как мифологемы «несчастной любви» между Небом и Землей. Афинские Дионисии в 6 в.до н.э. как начало театра. Основные этимоны театра и трагедии: театр, сцена, оркестр, амфитеатр, пролог, парод, хор, строфа, антистрофа, коммос, эписодий, стасим, эксод и т.д. Теория трагедии Аристотеля: катарсис как экзистенциальная цель трагического действия. Мета-идея трагедии как «гибель богов» и крушение космоса. Великая триада трагического театра – Эсхил, Софокл, Еврипид.
Эсхил как начало великой триады. Философия Дике: проблема судьбы и знания. Загадка Прометея в трагедии «Прометей прикованный». Конфликт Зевса и Прометея в «проекте будущего». Тайна Власти и Силы. Образ Ио. «Орестея» как идеография конфликта гендерных законов. Причинная «археология» трагедии в «Орестее»: от зримого к незримому. Проклятие «долженствования» сына в сокрытой необходимости Аполлона. Эвмениды и «закон Аполлона». Интеграл Афины в конфликте между «материнским» и «патриархальным» в финале «Орестеи».
Софокл – трагик-автор дискурса «онтологической слепоты»: образ Эдипа как архетип трагического конфликта между объективной виной и субъективной невиновностью в трагедии «Эдип-царь». Фивы как хронотоп-метафора «гибнущего космоса». Ананке и Афина в мифе об Эдипе и его детях.
Ананке как кинетика слепящего hybris в трагедии «Антигона». Принцип Креонта - ошибка, возведенная в закон. Архетипика имен как выражение архетипического конфликта в «Антигоне».
Специфика трагического конфликта у Еврипида. Интериоризация причины трагедии: переход сверхъестественности Рока в деструктивную стихию человеческих страстей. Афродита vs. Артемида в трагедии «Ипполит».
«Философия смеха» и жанр комедии. Аристотель о комедии: комическое как мимесис безобразного. Основные темы комедий Аристофана: милитаризм («Лисистрата»), плутократия («Богатство»), софизм («Облака»), антимифологизм («Лягушки», «Птицы»), развращение нравов («Всадники»). Современность идей комедий Аристофана.
Лирика как родовой жанр. Поджанры, или виды, лирики. Хоровая и сольная лирика. Эолийский мелос Сапфо и Алкея. Развитие элегии и ямба. Феномен Архилоха: кризис полиса в его лирике (кердос» vs. «эйдос»). Влияние на потомков (Гораций, Овидий и т.д.).
Рекомендуемая литература:
Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 1, 4).
Художественные тексты:
Эсхил. Орестея. Прометей прикованный.
Софокл. Царь Эдип. Антигона.
Еврипид. Ипполит.
1.4. Римская литература (2 ч.).
Золотой век римской литературы: Август Октавиан, Меценат. Вергилий как мастер поэтической философии гармонии «техне» и «натура» в «Буколиках» и «Георгиках». «Тайна» 4-й эклоги: влияние на христианскую традицию. «Энеида» - эпос по заказу: конфликт поэзии и идеологии. Миф об Энее как мифическом родоначальнике римлян. Использование Юлием Цезарем и Августом мифа об Энее и его сыне Юле: мифологическая генеалогия от Энея и Венеры. «Тайна» Рима в поэме как тайна «беззаконной любви». «Энеида» как подражание «подражанию»: идейно-образные параллелизмы между «Илиадой» и «Энеидой». История любви Дидоны и Энея в Карфагене. Влияние Вергилия на литературно-художественный процесс последующих времен.
Гораций как поэт «кризисных напряжений»: в поисках «золотой середины» в хаосе истории, в бренности бытия, в прихотливом мире изменчивых чувств, в жесточайшем напряжении между Жизнью и Смертью. «Философия меры» в оде к Лицинию Мурене. Пророчество о гибели Рима (16-й эпод). «Искусство поэзии» в «Послании к Пизонам». Принцип «соответствия» как условие внутренней гармонии художественного творения. Главные условия для достижения «соответствия» - знание философии, знание жизни, работа над художественным словом. «Искусство поэзии» Горация и «Поэтика» Аристотеля как основа поэтик Возрождения и классицизма. «Памятник» Горация как поэтический образец преодоления смерти в поэтическом творчестве.
Овидий как поэт «новой эстетики» вдохновенного порыва и стихийной силы. Основные периоды жизни и творчества, отраженные в произведениях: 1. молодость, участие в кружке Мессалы: любовные элегии, «Героини», дидактические поэмы «Наука любви», «Лекарство от любви»; 2. зрелость: поэмы «Метаморфозы», «Фаст»; 3. изгнание и ссылка: «Скорбные элегии», «Послания с Понта». Тайна изгнания.
Дидактика любви как искусства в поэмах первого периода: мир «искусственного Эроса», эстетизация Эроса, попытка «науки о любви» для мужчин и женщин. Открытие «новой субъектности» в «дидактических» поэмах о любви.
Рекомендуемая литература:
Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 1, 4).
Художественные тексты:
Вергилий. Энеида (фрагменты).
Гораций. Послание к Пизонам.
Овидий. Искусство любви. Скорбные элегии.
Литература Средневековья (2 ч.).
Три основных фактора зарождения и развития литературы Средних веков: 1. воздействие античной литературы; 2. развитие христианской культуры; 3. народно-фольклорная традиция германских народов. Соответственно, их воздействие на три основных литературных потока, развивающихся параллельно: 1. народная литература; 2. религиозно-клерикальная; 3. феодально-рыцарская. Развитие городской литературы с XIII в.
Идейная основа средневековой литературы – событие Христа и сложные процессы взаимодействия между античным опытом истины и германским витализмом. Германский эпос и его специфика: фольклорная мистика, германо-скандинавский мифологизм, элементы богатырской сказки, маскулинизм, мотивика событий Великого переселения народов.
«Беовульф» как эпическая поэма героического действия и героической ошибки. Тема конфликта «вертикали» и «горизонтали» в имени и сюжете «Беовульфа». Фольклорная символика образов: Беовульф и Грендель, меч Хрунтинг, Олений зал, женочудовище в море, клад дракона. Борьба эпических хронотопов – тьма vs. свет.
«Старшая Эдда» и ее генезис. Структура германо-скандинавского мифа в песнях о богах. События Великого переселения народов в песнях о героях. Пантеон богов. «Осевые боги» - Хеймдаль (страж богов и мирового древа), Хёд (слепой), Бальдр (юный), Один. Тайна Одина и Иггдрасиля. От Гинунгагапа до Рагнарёка.
«Песнь о Нибелунгах» как эпический знак перехода от пафоса высокой героики и борьбы с Судьбой до пафоса «воли к смерти». Зигфрид как герой «границы» двух принципов – принципа Брюнхильды и принципа Кримхильды. «Эдда» - эпос «гибели богов», «Песнь о Нибелунгах» - эпос «гибели героев».
Новый тип героя в народно-героическом эпосе Высокого Средневековья: «дух вертикали» как основа героического действия. Реально-исторический фон «Песни о Роланде» и «Песни о моем Сиде»: проблема взаимоотношения между историей и литературой.
Жанр рыцарского романа: новая «философия подвига». Творчество Кретьена де Труа и его пять романов на основе легенд об Артуре («Ланселот, или Рыцарь телеги», «Ивэйн, или Рыцарь со львом» и др.). Тайна Грааля в романе «Персеваль».
Выражение кризиса средневекового мировоззрения в поэзии Франсуа Вийона: «Большое завещание» как поэтический документ о порочности мира; «Баллада о повешенных» как манифест «нового гедонизма». Теория «смеховой культуры» М.М.Бахтина.
Рекомендуемая литература:
Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА).
Художественные тексты:
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах (фрагменты).
Роман о Тристане и Изольде.
Литература Ренессанса: Возрождение в Италии.Северное Возрождение(2 ч.).