Основные философские решения проблемы жизни после смерти
Основная идея философской позиции | Направления (течения) философии | Представители |
После смерти тела жизнь человека прекращается | Материализм: эпикуреизм, локаята, стоицизм, механистический и диалектический материализм, позитивизм, дарвинизм и др. | Эпикур, Ламетри, Фейербах, Маркс, Энгельс, Конт, Дарвин, Ленин и др. |
Душа, приобщенная к духу, после смерти биологического тела может существовать вечно в духовном мире | Религиозная и идеалистическая философия | Аристотель, Августин, Аквинский, Декарт, Кант, Соловьев, Бердяев и др. |
Духовное ядро человека существует вечно и может перевоплощаться из одного тела в другое | Эзотерическая философия и идейно близкие к ней религиозные и философские учения: йога, санкхья, веданта, гностицизм, теософия и др. | Кришна, Капила, Патанджали, Пифагор, Платон, Ориген, Блаватская, Рерих и др. |
Право на смерть, его этические и юридические аспекты.Человеческая жизнь – высшая ценность. Право на жизнь – неотъемлемое право каждого человека, закрепленное во «Всемирной декларации прав человека». Но поскольку двумя ипостасями бытия человека выступают жизнь и смерть, постольку постоянно возникает философско-этический вопрос: имеет ли человек и право на смерть? Вопрос далеко не праздный и ответ далеко не очевидный. Пока ученые, представители разных конфессий ломают копья, оспаривая или признавая право человека на собственную смерть, оно утверждает себя как факт в социальных феноменах: суицид, эвтаназия, паллиативная медицина (хосписы).
Феномен суицида становится предметом научного исследования уже с XIX века. И ныне, в конце XX века, его острота не снижается. По данным ВОЗ, в мире совершается ежегодно около 7 млн попыток самоубийства, из них свыше 500 тысяч завершаются самоубийством. Реализация права на смерть обладает тенденцией к росту. Абстрактное право на смерть в своем драматическом процессе мотивируется вполне земными причинами: семейные проблемы, потеря близких, производственные конфликты, безработица, банкротство. С философско-этической точки зрения вышеперечисленные причины объединяет одно: утрата смысла жизни.
В медицинской практике право безнадежного пациента на собственную смерть порождает биоэтическую проблему – эвтаназию («убийство из милосердия»). Термин «эвтаназия» был введен английским философом Фр. Бэконом в XVI веке, но лишь с XIX века эвтаназия как специфическая медицинская процедура становится предметом дискуссий. В середине XX века уровень развития медицинской теории и практики (аппараты искусственного дыхания, кровообращения, питания, диализа и др.) уже позволяет весьма длительно поддерживать жизнь человека даже при серьезных повреждениях тех или иных органов. Тем самым новейшие медицинские технологии не только спасают здоровье и жизнь пациентов, но и ставят острые вопросы, например, о медицинской целесообразности длительного поддержания жизни особых категорий больных.
Зарубежная медицинская практика выявила категории больных, смысл жизни для которых становится проблематичным: неизлечимо больные, постоянно испытывающие страдания; больные, находящиеся в длительной коме; больные с безнадежно поврежденным мозгом; новорожденные с серьезными аномалиями; хронические больные с необратимыми возрастными изменениями; больные, по каким-либо причинам отказывающиеся от лечения
Реализация пациентом своего права на смерть в больничных условиях имеет свою особенность. Если в обычных условиях человек совершает суицид самостоятельно, используя подручные средства (медпрепараты, химические вещества и др.), то в больничных условиях безнадежный страдающий пациент обращается с подобной просьбой к медицинскому персоналу, чаще всего к лечащему врачу. Если врач помогает пациенту в его праве на смерть, то можно ли его считать убийцей, или это определенного рода услуга? В зарубежной медицине отношение к эвтаназии неоднозначно: в одних странах она запрещена (Германия, Испания), в других – допускается пассивная эвтаназия (Голландия, США). Например, в США одиннадцать штатов приняли «Закон о естественной смерти», суть которого состоит в уважении права пациента на смерть через пассивную эвтаназию (Уолкер А.Э. Смерть мозга. М., 1988. С.208,209). Право на смерть в форме эвтаназии имеет всегда ценностную мотивацию: религия (казус с Карен Куинлан), родительские чувства (казус с Бэби Доу), чувства сострадания (казус с доктором Краай).
Право на смерть в форме эвтаназии даже в странах, где эвтаназия допускается, остается дискуссионным (например, суд над доктором Кеворкяном Д. в США). В странах же, запрещающих эвтаназию, право пациента на смерть реализуется «теневым» или причудливым образом (казус с испанским моряком Рамоном Сампедро).
Сталкиваясь с правом пациента на смерть, врач попадает в заколдованный круг: следуя законодательству и этическим нормам, он обрекает пациента на длительное страдание и игнорирует его просьбу; если же врач откликается на просьбу пациента, то он превращается в убийцу и клятвопреступника.
Смысл жизни –это самостоятельный, осознанный выбор человеком тех ценностей и идеалов, которые ориентируют его на самореализацию, связанную с удовлетворением потребностей творить, отдавать, делиться с другими, а иногда жертвовать собой ради других.
Свобода личности – это специфический способ существования человека, связанный с осознанным выбором поведения в соответствии с необходимостью и его реализацией в практической деятельности.
Тестовые задания для самопроверки по теме № 2 «Человек и его бытие как центральная проблема философской и юридической антропологии»
1. Раздел философии, изучающий человека, его сущность, детерминацию его поведения, называется:
A. антропология
B. гносеология
C. онтология
D. эстетика
E. этика
2. Разработка проблем философской антропологии в 20 веке связана с именем:
A. М. Шелера
B. Т. Куна
C. О. Конта
D. Б. Рассела
E. Л. Витгенштейна
3. Процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для этого общества способом:
A. социализация личности
B. деградация личности
C. образование личности
D. онтологизация личности
E. биологизация личности
4. Философское учение о ценностях называется:
A. аксиология
B. социология
C. антропология
D. гносеология
E. онтология
5. Какая из перечисленных ниже проблем относится к смысложизненным (экзистенциальным) проблемам?
A. проблема структуры мозга
B. проблема бессознательного
C. проблема жизни и смерти
D. экологическая проблема
E. проблема полета человека в космос
6. Понятие личности выражает:
A. биологические особенности человека
B. социальное качество человеческого индивида, меру его цельности, самостоятельности
C. самосознание человека
D. психический настрой человека
E. внешний облик человека
7. Наука о человеке как социальном существе в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках – это:
A. философская антропология
B. юридическая антропология
C. культурная антропология
D. этнология
E. онтология
8. Одна из концепций смысла жизни, трактующая, что жизнь есть стремление к счастью как подлинному назначению человека:
A. гедонизм
B. утилитаризм
C. гедонизм
D. этика долга
E. эвдемонизм
9. Одна из концепций смысла жизни, утверждающая, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения:
A. прагматизм
B. утилитаризм
C. гедонизм
D. этика долга
E. эвдемонизм
10. Религиозное учение о конце мира и человека:
A. эвтаназия
B. эсхатология
C. гедонизм
D. эвдемонизм
E. футурология