Второстепенные символические письмена.
Второстепенные символические письмена – это не те, которые использовались в качестве тайнописи, когда давалась передача-наказ. Это письмена, которые появляются внезапно силою благословений держателей знания, дак и дакини как опора для пробуждения и понимания учений терма, сокрытых в главном символическом тексте. Бывают двух видов: первые похожи на гадание по зеркалу239, и увидеть их может только тертон. Вторые, видимые не только для открывателя учений, но и для других, будут способствовать расшифровке главного символического текста. Оба вида будут содержать бесчисленные указания, в том числе об облике существ или не-существ, о звуках, издаваемых существами или не-существами, о звуках, которые передают смысл или не имеют смысла, о еде и питье и других повседневных потребностях.
V. Открытие и повторное сокрытие терма.
Как открывают терма.
Подготовка к открытию.
В одних случаях тертон получает пророческое руководство (Kha Byang) до того, как откроет терма, а в других случаях – нет.
Если есть пророческое руководство, то в нём объясняется: как надлежит открывать учение; необходимо ли проводить «ритуал открытия учений» и как его проводить в случае необходимости; где находится место сокрытия клада Дхармы; необходимо ли совершить его открытие в какое-то особое время; кто опора <духовная супруга> и спутники, которых связывает с тертоном общее пожелание; тайно или публично следует открывать учения; какие подношения надлежит сделать; как напомнить охранителям терма о прошлых обетах и какой приказ нужно им отдать; как тертону уберечься от вредных влияний (rDzi Dug) охранителей терма; как узнать приметы учений и врата сокрытых терма; на какой глубине от отверстия, или врат, места сокрытия будет найден ларец с терма; являются ли учения наследием самого тертона; какую замену для тер240 необходимо вложить; как снова закрыть врата клада; когда открыть ларец с терма и т.д.
Если нет пророческого руководства, тертон должен действовать осмотрительно, опираясь на чистое видение, свободное от заблуждений, как на подлинный факт и не допускать даже малейшей степени вычурности, грубости, глупости, безумия или несдержанности. Порядок действий тертонов установлен распоряжением Блаженного Гуру <Падмасамбхавы>, так что каждый аспект их действий несёт в себе великую силу и благо. Но, если они нарушат хотя бы один-единственный приказ, тяжкие последствия будут столь же велики241. Поэтому говорят: «Драгоценные терма земли способны исполнять желания».
Местоположение терма.
Некоторые ларцы терма невозможно обнаружить нигде, кроме подлинного места сокрытия. Но иногда, если тертон живёт далеко, ларец ему может принести охранитель клада. Такие отступления от правила происходят в соответствии с распоряжениями, которые Гуру Ринпоче дал охранителям, вверяя им клад. Есть учения, которые Гуру Ринпоче вверил охранителям со словами: «Не вручайте это терма никому, пока тертон не придёт к месту его сокрытия». Причина такова: если и сокрытие и открытие терма произошли в одном и том же месте, то в силу благоприятной причинно-следственной связи традиция изучения и практики тантрических учений в этом краю начнёт развиваться и будет более действенной для живущих здесь людей и других существ. Или, если место сокрытия стало очень сильной святыней и вдобавок здесь будут открыты учения, то это поможет уменьшить препятствия для последователей данного учения. Или же, поскольку это место – источник зарождения и развития пожеланий, оно будет благоприятствовать как самим последователям, так и их достижениям. Или, если путь тертона к месту сокрытия был сопряжён с трудностями, это поможет ему исполнить обязательства и порадовать дак и дакини, так что учения станут более благоприятными и будут обладать большей силой благословения (Byin rLabs), деяния будут развиваться и совершенствоваться и т.д.
Есть терма, которые будут доставлены тертону, где бы он ни жил. Или, если у тертона нет особой причины отправиться к месту сокрытия и в прошлом, прежде чем получить передачи, он ради этих учений перенёс лишения и выразил превосходное желание – в надлежащее время без промедления выполнять благие действия на пользу существам, то для него вся сила причин достигает совершенства. В таком случае нет сомнений, что он откроет учения в нынешней жизни. Тем не менее, сила благоприятных условий необходима. Для этого Гуру Ринпоче со своей стороны должен был в прошлом дать распоряжение охранителям терма: «Вручите этот клад Дхармы такому-то счастливцу, где бы он ни жил в то время». Но, пусть даже Гуру Ринпоче не отдал такого распоряжения в прошлом, если выполнены все необходимые для открытия этого учения условия, за исключением прихода тертона к месту сокрытия, тогда Гуру Ринпоче немедленно242 (Phral Nyid Du) отдаст охранителю терма приказ вручить учение тертону и это будет сделано. В общих чертах принцип таков, но объяснить подробно все аспекты невозможно.
Открытие учений без свидетелей и в присутствии людей.
Одни тертоны извлекают учения без свидетелей, а другие – в присутствии людей. Иногда при открытии учения появляются чудесные знаки, в том числе разные звуки, лучи света и дождь из цветов, а в других случаях никаких знаков не бывает. Если терма должно быть открыто в присутствии людей, соблюдают все перечисленные ниже условия или некоторые из них. Если тертоны и их спутники сделали многочисленные пиршественные подношения243 и т.д., чтобы умилостивить дакини, не возникнет никаких препятствий к тому, чтобы открыть учения в присутствии людей. Если учение извлекают на людях, оно будет более действенным для избавления от болезней, голода и войн в стране, а дурные влияния нарушителей обетов и вредоносных духов будут устранены. Оно поможет многим людям достичь большей уверенности в учениях-терма и придаст большую преданность воспоминаниям о Гуру Ринпоче. Ведь говорят:
В каждой большой долине есть великий тертон.
В каждой маленькой долине есть малый тертон.
Они для памяти об Уддияне <Гуру Ринпоче>.
Или, если открытие учений в присутствии людей имеет особую цель, например создание благоприятной линии передачи как благоприятное следствие превосходного начала, то такое терма должно быть открыто прилюдно. Если тайное открытие учений преследует какую-нибудь важную цель, например облегчение расшифровки символического текста или открытия ларца с учением, и если от этого учение станет более благоприятным и благотворным, или если открытие его при людях чревато крайней опасностью, противоположными последствиями либо неприятной ситуацией, или если не завершены приготовления, в том числе встреча с конкретной супругой и т.д., то такие учения следует открывать без свидетелей.
Различные внезапные знаки и чудеса будут проявляться, если они благоприятны для существ, но не будут проявляться в период сохранения этих учений в тайне. Так или иначе, не может быть, чтобы во время открытия терма тертон не испытал таких внутренних переживаний, как восхищение, восторг и блаженство.
Внешние знаки указывают на то, что добродетельные боги и наги244 счастливы и что учения принесут благо другим. Кроме того, причина того, что чудеса бывают разными, очевидно, объясняется разной природой охранителей терма. Но я думаю, что нет какого-то постоянного проявления, общего для всех подобных случаев.
Уничтожение жёлтых свитков.
Жёлтые свитки можно уничтожить после их открытия и до того, как их запишут. Но в действительности вверение, сделанное Гуру Ринпоче, несомненно, продлится до тех пор, пока тертон не обретёт просветление. Кроме того, в мирах дакини может существовать много других экземпляров текста, так что есть возможность снова получить учения. Даже если нет ни одного экземпляра, кроме открытого, и он в какой-то момент будет уничтожен, его обязательно откроют снова другим способом в результате неистощимой силы передачи-наказа.
Существуют разные способы открытия учений. Даки и дакини, которые обрели способность <сверхъестественной> памяти245 (gZungs), могут заново написать текст и положить на место предыдущего. Или, во исполнение предсказания, жёлтый свиток может внезапно появиться в месте сокрытия. Или же такой клад может быть открыт как терма ума. Но эта разновидность кладов ума, по-видимому, не принадлежит к разряду обычных, поскольку её открывают на основании вверения.
Обычно Гуру Ринпоче давал строгий приказ повторно сокрыть текст терма после его открытия и записи в том случае, если он существовал в единственном экземпляре, а при наличии нескольких экземпляров – в том случае, если в такой стране, как Тибет, находился только один.
Таким образом, учение, которое было сокрыто дважды, называется дважды сокрытое тер ('Dab gTer) и повторно сокрытое тер (Yang gTer).
Повторное сокрытие терма.
Обычный способ повторного сокрытия.
В случае повторного сокрытия терма, как общим способом, так и особым, клад должен быть сокрыт в земле или в воде. К земле относятся такие места, как горы, скалы, деревья, храмы и т.д.Про воду во многих текстах говорится так: «постоянно пребывающее (gTan 'Khyil) бирюзовое озеро». Так что упоминается только озеро <океан>, но я думаю, что могут быть различия между обычными и особыми случаями. В любом случае, только сам тертон должен отправиться в нужное место, чтобы повторно сокрыть клад. Одни тертоны перемещаются к местам повторного сокрытия чудесным образом, благодаря собственной способности или способности охранителей, другие идут туда обычным путём. При повторном сокрытии в скале сначала выдалбливают в камне небольшое отверстие, кладут в него жёлтый свиток и слегка прикрывают отверстие. На следующий день от входного отверстия не останется и следа, поскольку охранители забирают учение в надлежащее место сокрытия <или в свои владениях>.
Особый способ повторного сокрытия.
а) Передача жёлтого свитка лично охранителю терма.
Легко понять, что тертон возвращает учение в руки охранителей, как человек, доверяющий имущество чьим-то заботам. Но если тертон хочет оставить оригинал жёлтого свитка себе, чтобы иметь возможность дать его какому-нибудь счастливцу как вещество-свершение, тогда говорится: «Они <дакини или охранители терма> суть божества мудрости, но проявляются как предвестники деятельности <учения и учителей>». Тертон может попросить дакини или охранителей сделать копию жёлтого свитка, и такая копия будет создана в мгновение ока. Тогда, если тертон отдаст копию жёлтого свитка охранителю и попросит оригинал, то получит его обратно. Такое соглашение может заключить не любой обычный тертон, а только великий тертон, который дружит с дакини и держателями обетов, как дружат с людьми, и к тому же способен заставить их выполнить нужные действия.
б) Повторное сокрытие переносом246 (Thod rGal) через посредство любого из четырёх элементов.
Например, если тертон находится в Лхасе и повторно сокрывает учения в Цонгоне (mTsho sNgon: Кукунор, Синее озеро) на севере, в состоянии медитации сосредоточив ум (dGongs Pa gTad) на сокрытии клада, то сначала он в Лхасе выкапывает символическую ямку в земле и кладёт в неё текст. Через миг учение окажется в озере Цонгон. Это система повторного сокрытия в воде через посредство земли. Точно так же на большом расстоянии учения повторно укрывают в камне через посредство камня и в храмах через посредство камня, а также в воде, снежных горах и скалах через посредство воды и т.д.. Если бросить текст терма в огонь в Друге ('Brug: Бутан), одном из княжеств Мон, то он немедленно достигнет места повторного сокрытия в Кхаме (Khams: Восточный Тибет). Если бросить текст терма на ветер, он взлетит в небо, сопровождаемый звуками, скроется из вида и немедленно окажется на месте повторного сокрытия. Это великое чудо. Бывали случаи, когда тертон помещал текст терма в ларец и хранил его в определённом месте, разводя близ ларца огонь. Затем какое-то время он направлял медитативное сосредоточение на место повторного сокрытия терма. Из ларца появлялся дым от горящей рукописи, а когда ларец открывали, от текста не было и следа.
Когда текст повторно укрывают через посредство огня, бросать его в огонь не обязательно. Такая процедура повторного сокрытия не будет завершена, если её увидит кто-то ещё, кроме держателя учения (Chos bDag) и супруги тертона, которые были упомянуты в пророчестве. Случалось, что текст терма, оставшийся после смерти тертона, исчезал. Это значит, что рукопись забрали охранители терма. Это тоже повторное сокрытие терма. Итак, я подробно изложил некоторые аспекты системы повторного сокрытия текстов терма.
в) Место повторного сокрытия.
Место повторного сокрытия не обязательно должно быть тем же местом, где терма было сокрыто первоначально, но поменять охранителя учения-терма нельзя.