Символические письмена и тексты.
Символические письмена — это ключ, призванный пробудить передачу-наказ, а также постижение и учения, сокрытые в исконной природе ума тертона.
Символические письмена бывают трёх видов. Первый, называемый «только видимый» — самый короткий. Это может быть слог или два, причём не обязательно существительное. Второй, «просто указание», — средней длины. Это может быть фрагмент истории, краткое содержание, заглавие текста или фраза, указывающая, прямо или косвенно, на события той древней эпохи, когда Руру Падмасамбхава передавал эти учения. Третий, «полный текст», — это всё учение, записанное символами. Если записан полный текст, его слова пробуждать не нужно, так что в этом смысле он не является символическим. Тем не менее, он помогает пробудить в тертоне смысл и, особенно, передачу-наказ и сокрытие. Поэтому такие тексты, как и тексты первых двух видов, действуют как символические.
Расшифровка.
Когда тертон читает и расшифровывает символические письмена языка дакини, они ведут себя по-разному. Иногда, когда тертон читает текст, письмена часто меняются или становятся нечёткими, а порой меняется или становится неясным смысл. Бывает, меняются и сами письмена, и их смысл. Благоприятные обстоятельства и подготовительные практики помогают обеспечить большее постоянство и ясность текста при его чтении. Символические тексты, которые ведут себя подобным образом, называются «иллюзорные чудесные тексты».
Есть и другая часто встречающаяся разновидность текстов — неиллюзорные чудесные тексты, у которых слова и смысл с самого начала ясны и постоянны. Эти различия зависят не только от самих текстов, а, главным образом, от разной степени пробуждения прошлых переживаний или навыков в уме тертона.
Если текст записан не тибетским письмом, есть три основных метода его расшифровки. В некоторых случаях в ларце вместе с символическим текстом находят ключ для расшифровки — побуквенное соответствие символических письмён и тибетского алфавита. В других случаях некое необъяснимое событие пробуждает в уме тертона способность расшифровать текст. Бывает также, что, взглянув на текст, тертон сразу может его прочесть, а иногда такая способность приходит после длительного созерцания текста.
Если тертон не может расшифровать символический текст, то это может сделать для него другой человек, получивший передачу-наказ этих же учений от Гуру Падмасамбхавы. Как следует из жизнеописания Кьенцея Вангпо,79 он расшифровал некоторые символические тексты, принадлежавшие Чогьюр Лингпе (1829-1870). Мой учитель Кьяла Кенпо Чочог (1893-1957) из монастыря Додрубчен однажды сказал мне, что Лэраб Лингпа (1856-1926), не сумев прочесть четыре символических текста, принёс их третьему Додрубчену Ринпоче, и тот расшифровал два из них.
Запись.
Тертоны записывают учения сами или диктуют их каллиграфу. Если символический текст принадлежит к разряду «полный текст» или к нему прилагается побуквенное соответствие символов, его может записать кто угодно. Если же язык неизвестен, а текст принадлежит к разряду «только видимый» или «просто указание», то записать и расшифровать его может только сам открыватель клада или человек, который в прошлом получил от Гуру Падмасамбхавы передачу-наказ, в этой жизни тоже является тертоном и получил разрешение самого открывателя.
После того как текст переписан, некоторые жёлтые свитки нужно снова сокрыть. Одни исчезнут сами: их заберут дакини и охранители. Другие останутся у тертонов и их последователей как объекты почитания.
После завершения записи больше никаких дополнительных текстов открыть нельзя и из символических письмён больше ничего проявиться не может, поскольку цель пожеланий и благословений, выраженных Гуру Падмасамбхавой при сокрытии, исполнена.
Сохранение в тайне.
При открытии терма важно хранить тайну. Это обеспечивает мир и покой, защищает учения от препятствий и помогает поддерживать благоприятные обстоятельства.
Обычно тертоны хранят учения в тайне во время обнаружения ларца и расшифровки письмён и еще много дней, месяцев, а порой и лет после этого. Они ожидают дальнейшего духовного руководства: нужны ли дальнейшие подготовительные практики, чтобы завершить терма и устранить вредоносные силы. Если символический текст принадлежит к разряду иллюзорных чудесных текстов, тертон должен ждать, дабы подтвердить или установить его подлинное содержание. После записи учение хранится в тайне, чтобы обеспечить благоприятное начало практики терма. Сначала тертон практикует его сам, чтобы создать способность передавать его другим.