Педагогическая стратегия философии для детей

ТЕЗИСЫ И ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ М. ЛИПМАНА «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Программа рассчитана на использование с 1 по 11 класс.

По задумке авторов она выступает как средство развития разумности и этико-демократических навыков детей.

Программа подготовлена в Институте по развитию философии для детей (Монтклер, США). Разработчики: М. Липман, Э. Шарп, Ф. Осканян, Р. Рид, Г. Метьюс, М. Притчад.

Программа носит международный характер, апробировалась на протяжении 30 лет, переведена на 20 языков, высоко оценена и комиссиями по образованию ЮНЕСКО, ООН, Европарламента, министерств по образованию США других стран.

Введение программы обусловлено сменой информационной парадигмы образования на рефлексивную, делающую акцент на развитии мышления. Программа разрабатывалась в рамках проекта «Образование для XXI века» или «Образование будущего».

Педагогическая стратегия философии для детей

Почему философия – приоритетная дисциплина в обучении разумности?

Когда дети овладевают речью и начинают осознавать себя и окружающий мир, они задают много вопросов родителям (так называемый «возраст почемучек» - 3 года). Не получая ответов на свои вопросы, дети начинают их стесняться, считают признаком глупости. В начальной школе редко дают ответы на детские вопросы, носящие всеобщий характер («как устроен мир?», «почему я – это я, а некто-то другой?» и т.д.), происходит постепенное угасание любопытства. Поэтому некоторые дети не хотят идти в школу, не любят учиться.

Авторы программы предлагают выделить особый урок в школьном расписании, когда дети могли бы свободно задавать свои вопросы, и решать их под руководством специально обученного учителя при помощи философского инструментария. Философия помогает удовлетворить любознательность и стимулировать интеллектуальную деятельность, развивая навыки разумного рассуждения.

По мнению авторов программы, это поможет детям подходить более осмысленно к процессу обучения другим школьным дисциплинам. Философия помогает сориентироваться в смысложизненных вопросах и стать разумным и ответственным.

Цель программы: с помощью философских инструментов научить детей рассуждать обоснованно, логично, критично, творчески, контекстуально, а также разумному и ответственному социальному поведению.

Принципы программы:

1. Обучение философствованию (а не информации о философии);

2. Проблемная подача философского знания;

3. Организация урока по принципу сократического диалога (сообщество исследователей);

4. Вместо учебников – философские повести.

Почему именно философия?

Современная школьная программа и так обучает навыкам рассуждать логично, критично, творчески, контекстуально, аргументировано, диалогично, но делает это опосредованно, через изучение таких дисциплин, например, как математика. По мнению авторов Программы, эти навыки было бы проще и эффективнее непосредственно через дисциплину, занимающуюся принципами разумного мышления и имеющую для этого развитые разнообразные средства – философию.

В прошлом попытки повысить эффективность школьной программы предпринимались через изучение древнегреческого и латинского языков, риторики, математики, логики. Сегодня – через изучение информатики. Однако, указанные дисциплины не раскрывают возможности интеллекта, не обеспечивают самостоятельность мышления, моральную зрелость и социальную ответственность. По мнению группы разработчиков Программы философия является самым эффективным рычагом для развития мышления. Ее проблемный характер, допущение поливариантных ответов, рефлексивность, требование логичности, задействованность когнитивных, этических и эстетических способностей сознания делают ее незаменимой для выработки нужного нам типа мышления. Универсальность философских категорий преодолевает фрагментарность школьных дисциплины, связывает разрозненные знания в единую картину мира.

Заметно сходство «детских вопросов» и вопрошания древнегреческих философов. Ж.-Ж. Руссо первым выступал за изучение философии детьми. Г. Гелель советовал начинать изучение философии в юношестве (докладная записка «О преподавании философии в гимназии» 1822 г.). Л. Толстой писал моральные рассказы для детей. В конце XIX – начале XX века предпринимались попытки ввести элементы философии, логики и психологии в российские гимназии. В советский период была создана комбинированная дисциплина «обществоведение», которая содержала раздел «философия», но стала инструментом идеологической обработки учащихся и лишь отвратила их от философии, так как носила информативный характер.

ТЕЗИСЫ И ВОПРОСЫ ПО ПРОГРАММЕ М. ЛИПМАНА «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Программа рассчитана на использование с 1 по 11 класс.

По задумке авторов она выступает как средство развития разумности и этико-демократических навыков детей.

Программа подготовлена в Институте по развитию философии для детей (Монтклер, США). Разработчики: М. Липман, Э. Шарп, Ф. Осканян, Р. Рид, Г. Метьюс, М. Притчад.

Программа носит международный характер, апробировалась на протяжении 30 лет, переведена на 20 языков, высоко оценена и комиссиями по образованию ЮНЕСКО, ООН, Европарламента, министерств по образованию США других стран.

Введение программы обусловлено сменой информационной парадигмы образования на рефлексивную, делающую акцент на развитии мышления. Программа разрабатывалась в рамках проекта «Образование для XXI века» или «Образование будущего».

Педагогическая стратегия философии для детей

Почему философия – приоритетная дисциплина в обучении разумности?

Когда дети овладевают речью и начинают осознавать себя и окружающий мир, они задают много вопросов родителям (так называемый «возраст почемучек» - 3 года). Не получая ответов на свои вопросы, дети начинают их стесняться, считают признаком глупости. В начальной школе редко дают ответы на детские вопросы, носящие всеобщий характер («как устроен мир?», «почему я – это я, а некто-то другой?» и т.д.), происходит постепенное угасание любопытства. Поэтому некоторые дети не хотят идти в школу, не любят учиться.

Авторы программы предлагают выделить особый урок в школьном расписании, когда дети могли бы свободно задавать свои вопросы, и решать их под руководством специально обученного учителя при помощи философского инструментария. Философия помогает удовлетворить любознательность и стимулировать интеллектуальную деятельность, развивая навыки разумного рассуждения.

По мнению авторов программы, это поможет детям подходить более осмысленно к процессу обучения другим школьным дисциплинам. Философия помогает сориентироваться в смысложизненных вопросах и стать разумным и ответственным.

Цель программы: с помощью философских инструментов научить детей рассуждать обоснованно, логично, критично, творчески, контекстуально, а также разумному и ответственному социальному поведению.

Принципы программы:

1. Обучение философствованию (а не информации о философии);

2. Проблемная подача философского знания;

3. Организация урока по принципу сократического диалога (сообщество исследователей);

4. Вместо учебников – философские повести.

Почему именно философия?

Современная школьная программа и так обучает навыкам рассуждать логично, критично, творчески, контекстуально, аргументировано, диалогично, но делает это опосредованно, через изучение таких дисциплин, например, как математика. По мнению авторов Программы, эти навыки было бы проще и эффективнее непосредственно через дисциплину, занимающуюся принципами разумного мышления и имеющую для этого развитые разнообразные средства – философию.

В прошлом попытки повысить эффективность школьной программы предпринимались через изучение древнегреческого и латинского языков, риторики, математики, логики. Сегодня – через изучение информатики. Однако, указанные дисциплины не раскрывают возможности интеллекта, не обеспечивают самостоятельность мышления, моральную зрелость и социальную ответственность. По мнению группы разработчиков Программы философия является самым эффективным рычагом для развития мышления. Ее проблемный характер, допущение поливариантных ответов, рефлексивность, требование логичности, задействованность когнитивных, этических и эстетических способностей сознания делают ее незаменимой для выработки нужного нам типа мышления. Универсальность философских категорий преодолевает фрагментарность школьных дисциплины, связывает разрозненные знания в единую картину мира.

Заметно сходство «детских вопросов» и вопрошания древнегреческих философов. Ж.-Ж. Руссо первым выступал за изучение философии детьми. Г. Гелель советовал начинать изучение философии в юношестве (докладная записка «О преподавании философии в гимназии» 1822 г.). Л. Толстой писал моральные рассказы для детей. В конце XIX – начале XX века предпринимались попытки ввести элементы философии, логики и психологии в российские гимназии. В советский период была создана комбинированная дисциплина «обществоведение», которая содержала раздел «философия», но стала инструментом идеологической обработки учащихся и лишь отвратила их от философии, так как носила информативный характер.

Наши рекомендации